|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Комментарии к Рабочей книге 6
Логарифмическая спираль настолько богата геометрическими и алгебраическими гармоническими сочетаниями, что традиционные геометры назвали ее Spira mirabilis, что означает «чудесная спираль». В то время как радиус спирали возрастает в геометрической прогрессии, угол поворота радиуса возрастает в арифметической прогрессии. Эти две числовые последовательности дают все соотношения, из которых образуются музыкальные интервалы. Таким образом, мы можем обнаружить в этих спиральных гномонических фигурах близкую связь между временными законами звука и пропорциональными законами пространства. Представляется, что человеческий мозг эволюционировал посредством гномонического расширения. То же самое луковичное тело (внутренняя или задняя часть мозга), которое играло главную роль в процессе рептильного периода эволюции, все еще присутствует внутри нас. Над ним размещается средний мозг – лимбическая область, которая была главным ментальным аппаратом в процессе эволюции млекопитающих; и, наконец, приходит время коры головного мозга у высшего человека. Гномоническое расширение в природе позволяет увидеть элементы последовательного роста. Это интересным образом связано с нашим представлением о времени. Обычно мы воспринимаем время либо как скоротечное направленное движение от растворившегося прошлого через неуловимое настоящее к воображаемому будущему, либо, с мистической точки зрения, как всесодержащую вечную полноту. Гномонический принцип дает третье описание времени. Время здесь представляется в виде расширяющегося роста, эволюции, как можно выразиться, принадлежащей к энергиям сознания, которые вышли за пределы своих преходящих форм и сущностей. Как говорит китайская мудрость: «Все тело духовного сознания прогрессирует без остановки, а все тело материальной сущности без остановки разрушается». В такой модели прошедшее время остается в настоящем в виде формы, а структура растет посредством пульсирующего ритмического гномонического расширения. Удаление слоя или камеры, которые образовались совсем недавно, у раковины наутилуса в действительности представляет собой возвращение назад по его линии жизни. Формы, развивающиеся по логарифмическому закону, всегда несут в себе этот элемент памяти о прошлом и поэтому символизируют эволюцию не вещества, но сознания.
Квадрат ку = 16
Квадрат ку = 16
Вписанный квадрат
квадрат коу = 9
Древние китайские математические задачи, относящиеся к гномоническому принципу.
В гномоническом времени все его этапы присутствуют в постоянных слоях подобно структуре светового года галактического пространства, которое при каждом взгляде на усыпанное звездами ночное небо возвращает нас в прошлое далеких тел, а слои света за видимым светом представляют собой будущие энергетические волны, которые придут и окажут влияние на землю. Все аспекты материального мира, включая наши собственные тела, относятся, поэтому, к прошедшему времени, существуя в остаточном гномоническом слое, который уже пройден втекающими космическими энергиями. Эта идея выглядит немного необычно, хотя и не отличается от понятия времени, присущего нашим предкам. Атарва Веда говорит: «Имя и Форма есть то, что осталось в Остатке. Мир есть то, что осталось в Остатке. Индра и Агни есть то, что осталось в Остатке. Вселенная есть то, что осталось в Остатке. Небо и Земля, все Сущее есть то, что осталось в Остатке. Вода, океан, луна и ветер есть то, что осталось в Остатке». В египетской иконографии квадрат и его гномон можно обнаружить в троне Осириса, на котором восседал фараон. Восседающий на троне фараон, как воплощение вечной солнечной энергии на земле, таким образом, ассоциировался с неподвижным элементом – квадратом и его гномоном, – который остается постоянным по мере роста и изменения. Однако этот трон также остается троном Осириса – божества, олицетворяющего цикличность изменений в природе, – в его потустороннем царстве потенциальных возможностей. В этом смысле трон представляет собой неизменную опору, на которой должны покоиться циклы постоянного движения Осириса.
Эта фигура также олицетворяет переход от 4 к 5, то есть от царства элементов или минералов, которое ассоциируется с числом 4, к царству жизни, которое ассоциируется с числом 5, поскольку Природа начинает создавать пятиугольные фигуры только при появлении жизни. Первоначальная единичность, содержащаяся в четырех квадратах (22), выходит за свои пределы и образует гномон, пятую часть, которая равна площади каждого из других четырех квадратов. Живущий фараон является не только представителем на земле вечной солнечной силы, он также является Хорусом, сыном Осириса, который получает и вновь приносит в мир силу своего отца. Отношение «отец-сын» или «живой фараон – мертвый фараон» особенно выделялось в традиционном обществе и может рассматриваться как пульсация гномонического удержания прошлого в настоящем и будущем. Если могущество и влияние умершего фараона, отца, относится к первоначальному квадрату, а энергии и деятельность живущего фараона относятся к гномоническому расширению, то у нас возникает образ социального порядка, основанного на отношении индивидуума к унаследованному им государству. Удивительная целостность древней египетской культуры на протяжении свыше трех тысячелетий демонстрирует непрерывное обновление, в котором, кажется, ничто не утрачено из основополагающего опыта прошлого. Квадрат и его гномон служат архетипическим образом для некоторых видов роста в природе, а также в качестве образа времени и эволюции. Эта фигура обладает той ценностью, что может помочь заглянуть за пределы поверхности вещей, для того чтобы обнаружить лежащую в основе структуру, функцию φ своей собственной динамикой и механизмом. При философском подходе к геометрии мы пытаемся воспринять характеристики формы, которые несут в себе смысл. Телеологическое послание присутствует, например, в самой спирали, поскольку она последовательно двигается в противоположных направлениях к окончательному проявлению бесконечно развернувшегося и бесконечно сжавшегося. Спираль постоянно сходится к этим двум непостижимым аспектам конечной реальности и поэтому символизирует вселенную, движущуюся к совершенной единственности, из которой она возникла. Таким образом, спиралевидные вихри нашей галактики создают образ непрерывности между фундаментальными полярностями – конечным и бесконечным, макрокосмом и микрокосмом. В архитектуре египетского храма в Луксоре, как и в индуистском храме, используется принцип гномонического роста, однако, используется он совсем другим образом. В данном случае этапы строительства храма, которые основываются на различных пропорциях φ первоначального квадрата внутреннего алтаря, совпадают с этапами роста человеческого гаи, которое символизирует весь план храма. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |