|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Скаутизм: зарождение, развитие в зарубежных странахСкаутизм (от англ. scout – разведчик), система воспитания детей, подростков и юношества. Находит своё выражение в общественном детском и юношеском движении, основанном на принципах скаутинга – педагогической методики организации детского внешкольного воспитания. Скаутизм – добровольное негосударственное неполитическое воспитательное движение, открытое для всех молодых людей, независимо от их социального происхождения и вероисповедания. Основная цель скаутинга – содействие развитию интеллектуального, общественного и духовного потенциала молодых людей, становлению их как личностей и граждан. Скаутинг прежде всего ориентирован на личность ребёнка, а затем уже на деятельность национальных и международных организаций и скаутского братства. Скаутизм – одно из самых многочисленных международных детских и юношеских движений. С 1907 в нём участвовало свыше Основные идеи скаутинга разработаны его основателем – полковником Робертом Баден-Поуэллом (1857–1941). В 1898 г. он в своём военном учебнике «Инструкции для скаутов» обосновал формы и методы работы с молодыми солдатами. Его рекомендации оказались полезными и для педагогов. Во время англо-бурской войны (1899–1902) Р. Баден-Поуэлл организовал отряд из мальчиков, которые с удовольствием выполняли обязанности наблюдателей и посыльных, проявляя смелость, находчивость и изобретательность. Успешная деятельность этого отряда, а также популярность учебника Р. Баден-Поуэлла (о чём он узнал лишь по возвращении в Англию в 1903 г.) послужили импульсом к созданию детского объединения. В 1907 г. на о. Браунси В 1908 г. вышла книга Р. Баден-Поуэлла «Скаутинг для мальчиков» («Scouting for boys»), где были сформулированы основные принципы и методы скаутинга. В 1910 г. он по совету короля Эдуарда VII ушёл в отставку в чине генерал-лейтенанта и посвятил себя скаутскому движению. В 1920 г. он был провозглашён Главным скаутом мира, за заслуги в скаутизме ему был присвоен титул пэра – лорда Гильвельского (по названию международного центра скаутских руководителей). Существуют сведения, что Р. Баден-Поуэлл был в России: один раз тайно как военный разведчик, а второй раз – официально как основатель скаутизма и был принят Николаем II. В 1908 г. учреждена Ассоциация бойскаутов Великобритании (около 60 тыс. человек) и начал выходить журнал «Скауты» (Лондон). В 1909 г. составлена программа для девочек-скаутов. Скаутские организации возникли в странах Европы, Америки, Азии, Австралии. За годы войны многие скауты участвовали в боевых действиях против фашистских оккупантов. Часть их организаций в странах, подвергшихся фашистской агрессии, встала в ряды участников Движения Сопротивления. Скауты Польши, Словакии, Франции, Чехии и Югославии сражались в партизанских отрядах. Участие в антифашистском движении способствовало популярности скаутизма в послевоенные годы. Современные всемирные скаутские конференции собираются 1 раз в 3 года. Исполнительный орган – Всемирный скаутский комитет (Женева). Секретариатом является Всемирное скаутское бюро во главе с генеральным секретарём. Представительство для стран СНГ находится в Крыму (Гурзуф). Финансовую деятельность осуществляет Всемирный скаутский фонд (денежные поступления от деятельности скаутов, частные пожертвования и дары; почётный президент – король Швеции). Всемирная организация скаутского движения осуществляет свою деятельность по специальным программам, охватывающим актуальные проблемы детства: права ребёнка, детское здоровье, профилактика наркомании, экология и защита окружающей среды, воспитание в духе мира, молодёжная безработица, социальная реабилитация, профессиональное мастерство, ликвидация неграмотности, образование для развития, семейное воспитание, работа с семьями беженцев и др. Скауты сотрудничают с другими демократическими и конфессиональными детскими и юношескими организациями. Издаётся бюллетень «Всемирный скаутинг» на английском и французском языках. Принципы и методика воспитания, лежащие в основе скаутского движения и разработанные Р. Баден-Поуэллом, остаются неизменными. Важнейшие черты скаутинга, которые особенно акцентируются его руководителями: добровольность, неполитичность и независимость (от политических ситуаций, движений и т. п.). Скаутинг не заменяет воспитания в семье, школе, церкви, является внешкольной системой, лишь дополняющей образовательные и воспитательные институты. Принципы, методы и формы скаутинга оптимальным образом отражают естественную природу ребёнка, его потребности, ценности и интересы. Доступность, ясность и краткость методики скаутизма проста и удобна в практическом использовании и привлекательна для детей и подростков. Скаутинг способствует социализации детей, помогает им реализовать свои потребности в социальной деятельности, общении и самоутверждении. Идеология скаутинга строится на вечных общечеловеческих ценностях и способствует формированию общественно полезных ориентаций, установок на социально значимую деятельность. Главные цели скаутинга зафиксированы в трех скаутских принципах: · долг перед Богом – приверженность духовным ценностям и верность религии, исповедуемой данной нацией (скаут не может быть атеистом); · долг перед другими – верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество, участие в жизни общества, признание и уважение достоинства соотечественников и целостности родного мира (помощь ближнему понимается в духе христианства: ежедневно оказывать добрые услуги ближним – главный девиз скаутов; призыв скаутов «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов», заимствованные впоследствии пионерами, отражают готовность скаутов совершать добрые дела); · долг перед собой складывается из двух обязанностей: первая – каждый скаут должен поразить зло в самом себе, подобно тому, как Георгий Победоносец (считается покровителем мирового скаутского движения) поражает зло в мире; вторая – скаут ответствен за развитие своих возможностей и способностей. На этих принципах построено торжественное обещание и законы скаутов, среди которых, кроме верности долгу перед Богом и Родиной, выделяются преданность родителям, честность, вежливость, бережливость, трудолюбие, скромность, доброе отношение к животным, природе. Скаутинг способствует развитию ответственного поведения как в малой группе, так и в обществе в целом. Объединение детей осуществляется через систему патрулей – группы, в каждой из которых от 5 до 9 участников во главе с патрульным. Члены группы выполняют обязанности летописца, завхоза, медбрата и т. п. Атмосфера дружбы и сотрудничества, заботы друг о друге создают идеальные условия для воспитания демократических навыков и гражданской ответственности. Скаутизм часто рассматривают как успешную подготовку лидеров, так как скаутская система воспитания помогает детям проявить свои организационные способности. Например, в США 75 % парламента (начало 90-х гг. ХХ в.) и все президенты (кроме Р. Рейгана) были скаутами. Творческое общение с природой в лагерях и походах способствует экологическому воспитанию. Развитие способностей и интересов скаутов основывается на двух подходах в воспитании: европейский вариант направлен на формирование внутренней структуры личности, ответственности за индивидуальное развитие; англо-саксонский (распространен в Великобритании, США и Японии) – на развитие способностей, связанных с общественной жизнью, коммуникативностью внешнего поведения. Большое значение в скаутизме имеет формирование необходимых практических навыков (медицинская помощь, приготовление пищи, поведение в экстремальных ситуациях). Скаутинг способствует развитию самостоятельности и индивидуальности ребёнка. Скаутские разряды, лесенка, учеба через дело, по сути, являются программой самовоспитания. Скаутинг опирается на положение, что ребёнок «всегда готов делать, а не переваривать информацию». Обучение в скаутинге осуществляется путём наблюдения, эксперимента и личной активности. Лесенка скаута включает четыре разряда. Каждый скаут при вступлении в организацию проходит испытательный срок, во время которого он должен освоить необходимый минимум навыков и умений по разделам: религия, родиноведение, практические дела. Для достижения очередного разряда необходимо получить характеристику – своих товарищей. Скауту, овладевшему каким-либо видом деятельности в большей степени, чем это требуется разрядом, и прошедшему специальные тесты (испытания), присваивается определённая специальность и нашивка. В скаутинге поощрения играют большую воспитательную роль. Возрастной подход осуществляется дифференцированно. В честь героев книги Р. Киплинга «Маугли» младших школьников (8–10 лет) называют «волчатами», объединение – «стаей», группу из 6 человек – «ватажкой», руководителей – Акелой и Багирой. Ступени роста называются «звёздочками»; основная форма деятельности – игра. Школьники 11–15 лет являются собственно скаутами, акцент делается на практических делах в малых группах. В скауты можно вступить в 11–12 лет, минуя стадию «волчат». Старшую группу 15–18 лет составляют ровер-скауты, главную роль играют занятия по специальности (профориентационная деятельность) и социальная работа. Девочки занимаются по тем же программам, что и мальчики. Существуют морские скауты, где главное внимание уделяется морскому делу. В скаутинге большое значение имеет привлекательная и удобная форма, которая дисциплинирует и позволяет детям из семей с различным достатком чувствовать себя равными. Символы и атрибуты во многом носят игровой характер. На скаутской эмблеме («знаке») 3 лепестка лилии соответствуют трем главным скаутским долгам, кроме того, геральдическая лилия в средние века была символом чистоты и верности. Верёвка, завязанная рифовым узлом, символизирует единство и братство всемирного движения. Рукопожатие осуществляется левой рукой – так ближе путь от сердца к сердцу. Скаутский салют – три поднятых пальца – также означает три скаутских долга; кольцо из большого пальца и мизинца – братство и покровительство старших и младших. В скаутинге участвуют и взрослые. Группу скаутов возглавляет скаут-мастер, как правило, это не педагог-профессионал, а человек, работающий с детьми бескорыстно в своё свободное время и прошедший специальную подготовку. Руководителей готовят специальные курсы (непродолжительные по времени): для патрульных вожаков и помощников скаут-мастеров в возрасте 14–18 лет, для начальников отрядов (18–25 лет) и для скаут-мастеров (верхняя граница возраста отсутствует). Существует система международной скаутской учёбы при Всемирной организации скаутского движения. Скаутизм большое внимание уделяет семье. Без согласия родителей ребёнок не может вступить в организацию. Характерно, что средний возраст скаут-мастеров 30–40 лет, т. е. родители, имеющие детей-подростков. Основу патруля, как правило, составляют друзья их детей и знакомых. В современной практике широко распространены лагеря семейного типа – взрослые и дети. Родители скаутов объединяются в родительский совет (комитет). Многие родители помогают детям освоить какую-либо специальность. Отношения между семьёй и скаутским отрядом в определённой степени помогают преодолеть традиционный конфликт между поколениями. Преемственность между возрастными группами – важная черта скаутинга: старший скаут – вожак для младших скаутов, ровер-скаут – для скаутов и т. д. В советской педагогической литературе идеи скаутинга освещались только с позиций критики скаутинга как буржуазной системы воспитания, ориентированной на формирование послушных граждан, религиозное воспитание и т. п. Безусловно, при всех своих положительных качествах, скаутинг не является универсальным средством воспитания. Однако многие методы скаутинга успешно применяются другими детскими организациями – экологическими, конфессиональными, спортивными и др. Современное скаутское движение, как и все массовые организации, переживает определённый кризис. Его иерархическая организационная структура, строгая дисциплина, недостаточное внимание к творческому воспитанию приводят к некоторому падению популярности скаутинга в массах. Многие подростки предпочитают вступать в более свободные и раскованные самодеятельные и неформальные объединения. Лидеры скаутинга ведут поиск новых форм работы для его обновления[126]. ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |