АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ. Контркультурные организации (криминальные и тоталитарные, политические и квазикультовые) – объединения людей

Читайте также:
  1. B) Компенсация непредвиденных затрат в процессе производства продукции.
  2. III. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.
  3. V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
  4. Алгоритмические технологии и особенности их реализации в процессе педагогической деятельности по своей специальности
  5. Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе
  6. Анализ программно-нормативных основ физического воспитания в СССР в 30-е годы
  7. Апелляция в российском процессе (глава 39)
  8. Бесконечнозначная логика как обобщение многозначной системы Поста
  9. Биомедицинская этика об основных правилах взаимоотношений и обязанностях врача и пациента в процессе лечебной деятельности
  10. В воспитательном процессе
  11. В гражданском процессе
  12. В какой последовательности обычно протекают действия в процессе проведения черной PR кампании?

 

Контркультурные организации (криминальные и тоталитарные, политические и квазикультовые) – объединения людей, совместно реализующихинтересы, программы, цели, социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, ценностям и правилам общества. В современном российском обществе существует множество квазикультовых сект и криминальных объединений, а в последнее десятилетие растет число и политических тоталитарных организаций. Поскольку в состав контркультурных организаций входит много молодежи, а ряд организаций исключительно молодежные, постольку их необходимо рассматривать наряду с другими микрофакторами социализации подрастающих поколений.

Контркультурные организации обладают признаками, общими для любой организации. Однако ценностно-содержательные характеристики этих признаков, во-первых, существенно отличаются от свойственных просоциальным организациям, а во-вторых, специфичны в различных видах и типах контркультурных организаций.

Любая контркультурная организация образуется на основе принципа обособления.

Принцип обособления – это то, что отличает организацию от других общностей, занимающихся антиобщественной деятельностью. Принцип обособления – фактор возникновения солидарности, чувства «мы», он позволяет рассматривать людей, не входящих в организацию, как «чужих», как «они». Принцип обособления определяет содержание жизнедеятельности организации, ее субкультуру, а также критерии приема в нее новых членов.

Контркультурная организация обладает жестко фиксированным членством и жесткой иерархической структурой руководства–подчинения. Обычно во главе организации стоят харизматический лидер, т.е. человек, отличающийся притягательной силой для членов организации и обладающий вследствие этого непререкаемым авторитетом.

В организации могут существовать иерархические группы (страты), которые фиксируются специальными наименованиями каждой страты, привилегиями или ограничениями и запретами, элементами внешнего оформления – одеждой, прическами, макияжем, татуировками и пр. Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется соответствующими нормами; образцами взаимодействия и поведения; клятвами и проклятиями; способами стимулирования – вознаграждения, принуждения и наказания.

Контркультурные организации нередко имеют определенные центры (помещения), в которых собираются их члены. Как правило, у подобных организаций есть определенная атрибутика: от кличек и татуировок до формы и знамен, а также нередко они обладают каким-либо имуществом (у некоторых оно может быть довольно значительным).

В организации складывается и формируется система коммуникаций, образующих каналы организационных и иных связей, которые обеспечивают прохождение информации, необходимой для реализации целей ее жизнедеятельности.

В зависимости от характера организации ее субкультура включает в себя специфические элементы. Одним из них может быть отношение членов организации к своему здоровью: от строгого режима жизни и питания, занятий спортом («накачка мышц» и пр.) до само-истощения вплоть до саморазрушения (минимум сна, минимум пищи и пр.). В одних организациях наркотики и алкоголь используются как средства стимулирования и сплочения их членов, а в других существует полный запрет на их употребление. В одних организациях культивируются эротические ценности, порнография, промискуитет (беспорядочные половые связи), в других – пропагандируется аскетизм, ограничения и запреты в сфере сексуальных отношений. В некоторых организациях существует ограничение и даже запрет на родственные контакты, отказ от семьи и имущества в пользу организации.

В подобных организациях практически невозможно обособление человека, ибо автономия в ее рамках либо недопустима, либо минимальна, ибо у человека отсутствует свобода в выборе форм поведения, норм и ценностей.

В контркультурных организациях осуществляется диссоциальное воспитание – целенаправленное формирование антисоциального сознания и поведения. Как и любой вид воспитания, диссоциальное воспитание имеет специфические задачи, цели, содержание и средства. Задача диссоциального воспитания – привлечение социально дезориентированных людей, необходимых для функционирования криминальных и тоталитарных организаций.

Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них воспитание имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения ими соответствующих норм и ценностей и бездумной реализации их в повседневной жизни. В диссоциальном воспитании человек рассматривается не как личность, а как индивид (т.е. как представитель биологического рода или социальной группы), как объект воздействия (манипулирования) лидеров.

Диссоциальное воспитание осуществляется с помощью определенного набора средств, важнейшими из которых можно считать следующие.

Во-первых, основной род занятий группы или организации (криминальный, квазикультовый, экстремистский).

Во-вторых, автократический стиль руководства, предполагающий единоличное управление лидером жизнедеятельностью группы или организации, беспрекословное подчинение рядовых членов лидеру, жесткий контроль поведения каждого, использование широкого набора карательных санкций (включая физическое насилие и физическое уничтожение) по отношению к нарушителям норм и приказов.

Реализация автократического стиля руководства ведет к тому, что первоначально складывающиеся отношения «лидер – ведомый», «учитель – ученик» превращаются в отношения «господин – раб», т. е. к полному подавлению членов группы или организации.

В-третьих, характер основного рода занятий, ценности и нормы, внедряемые в группе или организации, формируют специфическую для нее субкультуру (жаргон, способы времяпрепровождения, эстетические пристрастия – одежда, прическа, тату, пирсинг и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимодействия вне группы, фольклор), которая становится эффективным средством диссоциального воспитания.

Процесс диссоциального воспитания в общем виде включает ряд этапов.

Первый – возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных иди индивидуальных особенностей, желания войти в нее и получить в ней признание. Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекает подростков в силу их возрастных особенностей своей необычностью, рискованностью, возможностью компенсировать неполноценность, самоутвердиться. Квазикультовые организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, утративших цель и смысл жизни и т. д.

Второй – включение человека в жизнедеятельность организации, освоение им ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений.

Третий – удовлетворение определенных потребностей человека в антиобщественных формах поведения. Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в повышении престижа, в обеспечении признания представителями референтной группы, в самоутверждении. При неоднократных совершениях подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, патологии – формированию самостоятельной потребности в криминальных формах поведения.

Четвертый – закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированных антисоциальных установок, которые и определяют поведение членов контркультурных (криминальных и тоталитарных) организаций[133].

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)