|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
За человека – основа организационного и морального единства школьного коллективаВ школьном коллективе – люди разного возраста, с разными жизненным и моральным опытом, разными потребностями, интересами, способностями, увлечениями. Трудно найти деятельность, которая в одинаковой степени интересовала бы десятиклассника и первоклассника. Было бы ошибкой пытаться строить основу жизни первичного коллектива на одном и том же интересе, способном в течение долгого времени духовно объединять всех членов коллектива. Директора школ, классные руководители, организаторы внеклассной и внешкольной работы часто высказывают беспокойство по поводу того, что увлечение учеников какой-либо деятельностью часто бывает скоротечным; ученики, особенно старшеклассники, теряют интерес к этой деятельности, неохотно выполняют поручения, которых сами же избирали, и в результате организационное единство коллектива слабеет. Почему это так бывает? Почему так нелегко организовать, вдохновить чем-то интересным, необходимым, полезным школьный коллектив? Почему и до сих пор далеко не во всех школах есть крепкие, сплоченные школьные коллективы? Нет каких-то универсальных способов, которые можно было бы считать едиными, действенными при всех условиях и обстоятельствах, методов, с помощью которых можно вдохновить жизнь любого школьного коллектива. Деятельность – это краеугольный камень коллектива, но построить коллектив нельзя, если этот камень – единственный. Коллектив – сложная духовная общность людей, которые стоят на разных ступенях интеллектуального, идейного, морального, общественного, трудового, эстетического развития, людей с разными потребностями и интересами. Здесь необходимы такие основы, на которые опирался бы и первоклассник, и выпускник-десятиклассник, обдумывающий, взвешивающий свой будущий жизненный путь, и седой ветеран педагогического труда с большим педагогическим опытом. Каковы основы, на которые может опираться каждый член школьного коллектива? Как создать духовное единение всех воспитанников и воспитателей? Какова главная сила, объединяющая людей в коллективе? Эта сила – забота человека о человеке. Ответственность человека за человека. Ответственность человека перед коллективом, обществом. В своей практической работе лучшие руководители школ, организаторы внеклассной и внешкольной работы, воспитатели добиваются именно того, чтобы вся деятельность коллектива была проникнута духом ответственности и заботы о ровеснике, о младшем товарище, о старом и немощном человеке, обо всех тех, кто нуждается в помощи. Первые ручейки той могучей реки, которая называется коллективизмом, начинаются с отдачи духовных сил личности во имя радости и счастья других людей – членов своего коллектива. Мастерство воспитания состоит в том, чтобы пробудить в человеке способность переживать наивысшую радость от сознания того, что он дал, создал, принес что-то хорошее, необходимое, полезное людям. Забота о других является огромной нравственной силой, которая объединяет детей, является для них азбукой духовности. Очень важно, чтобы эта сила действовала в течение всех лет обучения в школе, ведь детство – период глубочайшего влияния слова воспитателя, его личного примера на духовный мир будущего гражданина, труженика, мыслителя, семьянина. Одна из главнейших основ воспитания коллективизма – духовное благородство, которое утверждается в детской душе тогда, когда ребенок больше думает и заботится о других, нежели о себе. Что для этого необходимо? Как это практически осуществить? Для этого нужно учить детей чувствовать человека, познавать не только разумом, но и сердцем все, что происходит в его душе. Без этой способности не может быть и речи о богатстве коллективистских взаимоотношений, о духовной жизни коллектива. Опытные воспитатели добиваются того, чтобы радости и боли одного ребенка входили в сердца других детей. Приведем некоторые примеры из практики. Приближается Новый год. Дети с радостью ждут праздника – он им уже снится. А Оленка за неделю до Нового года заболела. Если не пробудить в детских сердцах сочувствия, тревоги за Оленку, то их сердца не затронет волнение и забота. Я описываю малышам Оленкино горе: все мы будем танцевать вокруг елки, а она будет лежать дома одна. А не можем ли мы чем-то облегчить горе нашей подружки? Давайте, дети, украсим елочку, принесем ее Оленке домой. С той минуты, как дети представили, как они всё это будут делать, в их сердца вошел другой человек – их маленькая подруга. Дети забывают о собственных заботах, мастерят из бумаги сов и медвежат, зайцев и волчат, несут елочку подружке. Один школьник приносит электрическую лампочку, пытается зажечь ее, но не может, и это его очень расстраивает. Каждый жаждет чем-то порадовать Оленку... Наступила весна. Заболел Петрик. Мы всем коллективом идем в лес. Радуют нас и голубое небо, и первые подснежники. «А Петрик не увидит подснежников...» – с грустью говорит Оленка. «Понесем подснежники Петрику» – теперь эта мысль рождается в голове у самих учеников. «Но ведь подснежник через день завянет», – говорит Андрейка. И вот у кого-то возникает мысль: выкопаем подснежник, понесем Петрику с землей, с корнем. Так и сделали. Растение сажаем под окном Петриковой комнаты. Смотри, Петрик, на весенние цветы, поправляйся скорее! У Петрика появляется могущественное лекарство – радость, ни с чем не сравнимый источник здоровья – физического и духовного. Переживание добра, содеянного товарищами, – одно из сильнейших проявлений ответственности человека перед коллективом, обществом. Необходимо, чтобы это добро радовало каждого ребенка. Мы стремимся к тому, чтобы в годы отрочества и ранней юности человек как можно больше сил отдавал другим людям. Духовное благородство невозможно утвердить одними только мыслями, намерениями, какими бы красивыми они ни были. Качество это – чрезвычайно тонкая вещь, и утверждается оно в юном сердце только в соединении с трудовыми усилиями, трудовым напряжением. Несколько лет дружили мои школьники с партизаном гражданской войны Антоном Андреевичем – старым, одиноким человеком. Еще в первые школьные годы заметили ученики, с какой особой любовью ухаживает Антон Андреевич за вишней, что росла возле его хаты. Позже они узнали, что это дерево посадил его сын, который погиб в годы Великой Отечественной войны. Когда мои воспитанники кончали VIII класс, вишня весной не зацвела. Антон Андреевич затосковал. По вечерам он сидел на лавке неподалеку от вишни и подолгу смотрел на нее. На зиму вылил под вишню много воды, надеясь, что дерево весной оживет. Но мы знали, что вишня мертва, ничто ее уже не спасет. Нас тревожило, что гибель любимого дерева может стать большим горем для Антона Андреевича. И вот однажды весною, когда нашего друга не было дома, мы выкопали засохшую вишню и на ее место посадили точно такое дерево из школьного сада. Эта работа доставила немало хлопот, но мы знали, что она вознаградит нас радостью нашего друга. Таким образом, прививать настоящий коллективизм означает учить воспитанников видеть в мире самое главное – человека, отдавать физические и духовные силы во имя его счастья и радости. Одной из самых главных духовных черт коллективиста является глубокое понимание и переживание того, что он живет среди людей, что каждый его поступок отражается на их жизни, счастье, благополучии. Как добиться того, чтобы каждый воспитанник был человеком с развитой гражданской совестью? Ведь жить среди людей и для людей – это означает видеть себя глазами гражданина, уметь оценивать себя с точки зрения интересов общества. Развитая гражданская совесть – это плоть и кровь коллективизма. Она утверждается, когда человек с малых лет, формируясь в условиях коллективной деятельности, творчества, отдает все лучшее, что в нем есть, другим людям, словно творит себя в другом человеке, стремясь повторить только лучшее и не допустить повторения худшего. Это одна из очень важных закономерностей воспитания коллектива. Речь идет об единстве гражданской ответственности за самого себя и за других, за все, что происходит вокруг. Гражданское начинает входить в духовную жизнь человека тогда, когда он, воспитывая других, воспитывает и себя. Многолетний опыт убеждает и в том, что ответственность каждого члена школьного коллектива за других – это большая внутренняя сила, которая объединяет школьников разного возраста в трудовое, интеллектуальное, идейное сообщество. Общешкольный коллектив можно вдохновить высокой идеей, благородным трудом только при том условии, если есть эта ответственность. Это, образно говоря, означает, что каждый воспитанник, как только начал гореть сам, должен зажигать и других. Но если он не зажжет других, он и сам погаснет. Такова логика коллективистского воспитания[72]. ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |