АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Групповой обман

Читайте также:
  1. B) Обман
  2. Большой обман
  3. Взаимный обман
  4. Виртуозы обмана
  5. Влияние обмана на общественные связи
  6. Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация
  7. Волновой пакет. Возможные скорости(4 штуки). Скорость переноса энергии. Связь групповой скорости с фазовой. Дисперсия упругих волн.
  8. Глава 1 ЛОЖЬ. УТЕЧКА ИНФОРМАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ПРИЗНАКИ ОБМАНА
  9. Глава 3 ОБНАРУЖЕНИЕ ОБМАНА ПО СЛОВАМ, ГОЛОСУ И ПЛАСТИКЕ
  10. Глава 4 МИМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОБМАНА
  11. Глава 4. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ГРУППОВОЙ
  12. Глава 4. Путь к правде. Стратегия избежания обмана

 

Искренность в политике производит впечатление искусного обмана.

Ж. Ренар

 

 

Вступая в своей жизни в различные взаимоотношения с другими людьми, мы вынуждены играть соответствующие обстоятельствам социальные роли. Это может быть роль Начальника или Подчиненного, Отца семейства или Любящего Сына. При смене ролей у человека меняются мимика, речь, жесты и самое главное — внутреннее ощущение. Например, школьный учитель, гроза двоечников в своем классе, с суровым взглядом и поучающими интонациями в голосе, зачастую превращается в робкого, застенчивого мелкого чиновника, лишь переступив порог кабинета директора школы. Переход человека из одной общественной позиции в другую, как правило, сопровождается сменой его социальной роли, что облегчает процесс взаимопонимания и взаимодействия людей. И наоборот, несоответствие ролевого поведения социальному статусу человека вызывает недоумение или даже осуждение окружающих. Например, если ответственный чиновник городской администрации придет на работу в джинсах и разрисованной футболке (что соответствует скорее роли студента-первокурсника), его не поймут сослуживцы.

Как писал известный психотерапевт Владимир Леви, «…роль есть способ существования вашей психики. Другими словами, тело вашей души. Ее внешность. То же, что форма для материи. «Играть роль» — просто иное наименование для общения. Желая или не желая того, в общении мы принимаем некие роли и предлагаем какие-то роли другим. Жизненные роли имеют неисчислимое множество имен и названий. Они преходящи и текучи, как сама жизнь».

С другой стороны, играя несвойственную ему роль, человек может обмануть окружающих.

Так, Хлестаков, быстро подхватив необдуманно предложенную ему роль ревизора, с блеском сыграл ее, введя в заблуждение городничего и остальных чиновников. Многочисленные реальные и вымышленные аферисты и мошенники всех мастей обычно умело принимают на себя чужие роли, помогающие им околпачивать доверчивых людей.

 

Д. Кардовский. Хлестаков

 

У Антона Павловича Чехова есть точная психологическая зарисовка на эту тему — рассказ, который называется «Ряженые»:

 

«В ложе сидит красивая, полная барыня. Лета ее определить трудно, но она еще молода и долго будет молода… Одета она роскошно. На белых руках ее по массивному браслету, на груди брил лиантовая брошь. В коридоре ожидает ее лакей с галунами, а на улице пара вороных и сани с медвежьей полостью… Сытое, красивое лицо и обстановка говорят: «Я счастлива и богата».

Но не верьте, читатель! «Я ряженая, — думает она. — Завтра или послезавтра барон сойдется с Nadine и снимет с меня все это…»

 

На суде адвокат защищает подсудимую: «Эта хорошенькая женщина с донельзя печальным лицом невинная! Видит Бог, что она невинна!» Глаза адвоката горят, щеки его пылают, в голосе слышны слезы… Он страдает за подсудимую, и если ее обвинят, он умрет с горя! Публика слушает его, замирает от наслаждения и боится, чтоб он не кончил. «Он поэт», — шепчут слушатели. Но он только нарядился поэтом! «Дай мне истец сотней больше, я упек бы ее! — думает он. — В роли обвинителя я был бы еще эффектней!»

А вот как знаменитая аферистка начала XX века Сонька Золотая Ручка играла роль Дамы, Ошибившейся Номером. Этот способ ограбления Сонька называла «гутен морген». Она останавливалась в лучшей гостинице и рано утром проникала в чужой номер. Там, под крепкий предрассветный сон хозяев, она изымала всю наличность. Если же кто-то просыпался, то видел, как нарядная дама в дорогих украшениях, как будто бы не замечая посторонних, начинала раздеваться, по ошибке приняв номер за свой. Кончалось все мастерски разыгранным смущением и взаимными извинениями.

Среди социальных форм обмана и самообмана особую роль играет конформизм — способность индивида подстраиваться под желания социальной группы. Согласно определению, данному в энциклопедии советского периода, конформизм — это пассивное принятие существующего порядка или господствующего мнения, отсутствие собственной позиции, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. То есть явление явно недостойное и осуждаемое. С другой стороны, конформизм играет, несомненно, и позитивную роль в человеческом обществе, помогая различным людям «притираться» друг к другу и уменьшая возможность появления конфликтов из-за разности вкусов, привычек и форм поведения.

Насколько далеко может зайти конформизм, показали эксперименты психологов с так называемыми подставными группами. Предположим, испытуемому предлагается сравнить между собой две линии или два отрезка времени. Оказывается, что на его решение весьма сильно влияют предшествующие ответы других участников группы. Если все они будут давать неверный ответ (а именно так и происходило в эксперименте согласно инструкциям психологов), то исследуемый человек в большей части случаев также дает неверный ответ. Самое интересное, что зачастую испытуемый сам искренне начинает верить в то, что он перед этим отрицал, верить, несмотря на информацию, поступающую от его органов чувств и говорящую об обратном. В этих экспериментах дело доходило до того, что испытуемый, видя, как двадцать человек, глядя на белую пирамиду, утверждали, что она черного цвета, подтверждал это мнение.

Массированное психологическое воздействие окружающих не только изменяет ход их мысли, но гораздо чаще заставляет испытывать те или иные эмоции. Очень трудно оставаться спокойным и рассудительным в толпе, полной ненависти или энтузиазма. Это очень хорошо знают и применяют политические деятели и массовики-затейники. В книге К.Рудницкого «Режиссер Мейерхольд» рассказывается, как этот принцип применял в своей работе знаменитый театральный режиссер: «В этом заключительном эпизоде Мейерхольд и Вишневский показывали гибель пограничников, принявших на себя удар врага. Застава, по мысли Мейерхольда, принимала бой в школьном здании. Последним погибал Бушуев.

Смертельно раненный, он… ронял мел, падал, растерянно улыбаясь и недоуменно глядя в зал, и умирал.

Ведущий в этот момент спрашивал с возмущением: «Кто там плачет?» В зале плакали непременно. Мейерхольд применил «подсадку»: в партере сидела актриса, которая в нужный момент начинала всхлипывать, и все вокруг вытаскивали платки».

Однако же классическим примером конформизма по праву считается сюжет сказки Г. X. Андерсена о голом короле. Пока маленький мальчик не развеял магии тотального соглашательства, все люди предпочитали винить в обмане свои глаза, нежели признаться, что они слишком глупы и ограниченны, для того чтобы увидеть необыкновенное платье короля.

Сюда же относится случай из коллекции А. Я. Должанова.

Эта история произошла в одной из воронежских школ в 70-е годы, в эпоху тотального распределения, когда достать хороший импортный товар было весьма непросто.

Подавляющая масса людей в те времена употребляла в основном отечественные алкогольные напитки типа портвейна да водки, а из импортных имела доступ только к дешевым болгарским винам. Французские коньяки люди видели только в красивых фильмах «про капитализм», а слово «виски» ассоциировалось с ковбоями и миллионерами, проживающими, очевидно, на другой планете.

И вот в такой обстановке директору одной из школ подарили бутылку настоящего французского коньяка «Камю». Естественно, что просто выпить такую драгоценность было бы святотатством (ну вроде как для благоверного католика выглушить бутылку кагора, предназначенного для пасхального причащения). И директор, похвастав этим чудом перед своими подчиненными, поставил его в шкаф дожидаться «особого случая». В той школе работали два учителя физкультуры — и в меру хорошие, и испорченные тяжелой советской действительностью парни. «Камю» они, конечно, никогда не пробовали. Но хотели…

А потому после определенных внутренних колебаний они нашли гениально простой выход из образовавшегося морально-этического тупика. Ведь, как говаривал знаменитый немецкий физиолог Гумбольдт, «скудость средств рождает обилие мысли». У наших физкультурников это обилие мысли выразилось в использовании медицинского шприца для изъятия драгоценной влаги на органолептическую экспертизу. Проткнув бутылочную пробку медицинской иглой, они отсосали десять миллилитров коньяка, решив, что разглядеть кражу сквозь стенки бутылки темного стекла практически невозможно.

 

Дерзкая операция сошла им с рук, и через некоторое время понравившаяся дегустация была повторена. Потом еще раз… В результате знаменитая бутылка достаточно заметно полегчала, что грозило неминуемым разоблачением. Дальше творческая мысль развивалась в однозначном направлении. «Бутылка стала полупустой? Да. А должна быть полной? Да.

Значит, ее надо наполнить!» Самым простым и надежным было бы, конечно, заполнить ее отечественным коньяком, ну, например, армянским или на худой конец грузинским. Но и их достать в те годы было непросто, а самое главное — жалко.

— Обойдется наш директор «Солнцедаром», — решили злоумышленники и с помощью того же шприца ночью влили в опустошенную зеленую бутыль сей богомерзкий напиток, так же относящийся к благородному семейству коньяков, как племянник королевской кухарки, бабушку которой когда-то приласкал король, к ныне правящему монарху.

Прошло какое-то время. Острота переживаний от совершенного подлога у физкультурников стала уже постепенно угасать, как директору подвернулся «тот случай» в виде высокой комиссии то ли из гороно, а может быть, и повыше — из области, сейчас это уже трудно вспомнить. И вот директор приглашает членов комиссии и избранных педагогов (физкультурников в том числе) к себе в кабинет и достает заветную бутылку.

Понятное дело, что аппетит у наших ребят пропал начисто, сидят они ни живы ни мертвы и только гадают, какую форму примет скандал. Директор широким жестом предлагает присутствующим попробовать заграничного чуда, на что физкультурники скромно отказываются, наливая себе водочки, чем заслуживают благосклонного взгляда директора: «Молодцы, ребята, знаете свое место!» Директор произносит тост за успешную работу высокой комиссии и дальнейшее совершенствование советской педагогики, все подносят рюмки ко рту, и…

И ничего не происходит! Все пробуют «французский коньяк», чмокают губами, произносят фразы типа «Умеют же люди!», и никто не возмущается подменой и не требует сатисфакции.

Да и откуда учителям или даже работникам районо в те времена знать вкус «Камю»?

Наверняка многие из присутствующих внутренне поморщились, вливая в себя коньячный суррогат, но никто не осмелился громко заявить об этом. «Все пьют и похваливают, а я что, рыжий?» — психология «голого короля» сработала и на этот раз.

К видам группового обмана можно отнести и рекламу — по крайней мере значительную часть ее. Ибо, заставляя потенциальных потребителей покупать товар, реклама в той или иной мере использует один из универсальных методов обмана: искажение пропорций. Умело скрыть недостатки и выпятить достоинства — вот в чем суть любой рекламы.

Этот принцип универсален — он касается и сверхдорогой рекламы на центральных телевизионных каналах, стоящей десятки миллионов рублей, и бесплатных объявлений, расклеиваемых на столбах и заборах. Причем иногда последние более грамотно действуют на психику потенциальных покупателей, ожидающих трамвая и от нечего делать почитывающих «заборные» и «столбовые» объявления. Вот одно из них, в котором, как в капле воды, отражается принцип заманивания клиента. Кстати, обратите внимание, что слово «заманивание» имеет один корень с «обманом» — темой нашей книги.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)