|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наглая ложь
Ложь подобна снежному кому: чем больше его катить, тем больше он станет. Лютер
В 1812 году наглая ложь едва досрочно не лишила Наполеона трона. Причем это было сделано не партией роялистов, не тайной организацией заговорщиков, а одним сумасшедшим. Парадокс состоял в том, что все более или менее серьезно организующиеся заговоры находились под контролем тайной агентуры тогдашнего министра полиции Савари, но не приставишь же шпиона к каждому психу! И вот один из отставных генералов, по имени Мале, сидевший в частной психиатрической лечебнице доктора Дюбюиссона в предместье Сент-Антуан, решил воспользоваться отсутствием Наполеона и совершить переворот. Сам Бонапарт со всем войском сражался в далекой России, и Париж был почти пуст.
Ж. Давид. Наполеон I
План Мале был безрассуден, прост и нагл и именно поэтому почти удался, сорвавшись из-за досадного недоразумения. Воспользовавшись отсутствием императора, Мале предполагал объявить о смерти Наполеона и провозгласить «временное правительство», при этом он рассчитывал на поддержку воинских частей, командовать которыми он должен был назначить себя сам при помощи подложных документов! До этого Мале забавлялся в лечебнице тем, что надевал парадную генеральскую форму и в таком виде разгуливал по двору. Окружающие привыкли к этому, и никому не показалось странным, что 23 октября 1812 года Мале в полной форме со своим другом аббатом Лафоном покинул лечебницу и направился в город. «Генерал» подошел к ближайшей казарме и потребовал от часового провести его к командиру. Тому он предъявил целую кипу фальшивых документов, в том числе полученную специальным курьером депешу о смерти Наполеона в России и приказ о подчинении ему, Мале, гарнизона столицы. Ошеломленный командир полка, потрясенный смертью императора, молча подчинился. Затем Мале отправил в тюрьму Ла-Форс, где томились два его друга — генералы Гидаль и Лаборн, отряд солдат с подложным приказом об их освобождении, а другие отряды — во все концы Парижа для захвата стратегических пунктов. За одну только ночь наглый план безумного генерала полностью удался — были арестованы министр полиции и префект Парижа. И лишь при аресте коменданта города произошла осечка. Тот заподозрил неладное и решил разобраться в подозрительных документах. Неуравновешенный Мале выстрелил в коменданта, но рядом оказались верные правительству солдаты, которые обезоружили главного мятежника. Заговор провалился, а узнавший о нем Наполеон бросил свою разбитую армию и спешно прибыл в Париж. Выходит, бывает и так, что чем наглее ложь, тем охотнее и доверчивее верят в нее люди. Для иллюстрации данного тезиса можно привести статью Виталия Князева из газеты «Мошенники» (№ 2 за 1996 г.):
«Некто Евгений Суржицкий, «заслуженный артист Эстонии», стал разъезжать по нашим городам и весям, предлагая охочим до мужского балета провинциалам гастроли. При себе он имел визитную карточку, где значились его имя и звание, а также программку, отпечатанную типографским способом, с телефоном Пулковской обсерватории. Программа, надо сказать, была выдающейся. Балет «Наполеон» на музыку Свиридова в постановке Майи Плисецкой. Балет «Калигула» на музыку Шнитке, балет «Лолита» на музыку Губай-дуллиной. А на сладенькое было обещано, что за дополнительную плату возможна демонстрация программы «Превратности оргазма» с участием Бориса Моисеева. А когда слегка обалдевшие «васюковцы» разевали рты, им обещали дешевую распродажу после концерта продукции фирмы «Ланком», которая якобы спонсировала эти мероприятия. Заканчивалось, впрочем, все тривиально. «Антрепренер» получал многие миллионы рублей предоплаты, и дело начинало новый оборот — раздавались звонки в Пулковскую обсерваторию с требованием разъяснений. Таким образом были обработаны Пермь, Екатеринбург, Новосибирск и другие города России. В Мурманске жулика едва не изловили, а в Запорожье умудрились заснять на видео и показать по украинскому ТВ. С тех пор о нем ни слуху ни духу. Может быть, визитку сменил?»
От жизни вновь вернемся к классикам русской литературы. Сын турецкоподдаиного был вообще склонен к внешним драматическим эффектам, а когда был голоден, то врал без меры. Именно голод в свое время вдохновил его на радужные перспективы превращения Васюков в столицу шахматного мира. И, обратите внимание, чем сильнее и самозабвеннее фантазировал Остап, тем охотнее ему верили незадачливые васюкинцы. Недаром такой ас пропаганды, как Геббельс, любил говорить: «Ложь должна быть чудовищной — тогда люди в нее обязательно поверят!» Впрочем, за полтора столетия до Геббельса на этот феномен обратил внимание наш знаменитый баснописец Иван Крылов, в басне которого Синица пообещала зажечь море. Эта ложь была столь чудовищна и нагла, что звери в нее поверили:
Летят стадами птицы, А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет Океан и жарко ли гореть… Толпятся: чуду всяк заранее дивится, Молчит и, на моря уставя, ждет, Лишь изредка иной шепнет: «Вот закипит, вот тотчас загорится!»
То, что море так и не загорелось, в общем-то не так уж и важно. Главное — поверили! А уж про Синицу долго будут говорить.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |