АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи программы

Читайте также:
  1. I Психологические принципы, задачи и функции социальной работы
  2. I. 1.1. Пример разработки модели задачи технического контроля
  3. I. 1.2. Общая постановка задачи линейного программирования
  4. I. 2.1. Графический метод решения задачи ЛП
  5. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  6. I. ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
  7. I. Значение и задачи учета. Основные документы от реализации продукции, работ, услуг.
  8. I. Основы применения программы Excel
  9. I. Ситуационные задачи и тестовые задания.
  10. I. Цель и задачи дисциплины
  11. I.5.3. Подготовка данных для задачи линейного программирования
  12. I.5.4. Решение задачи линейного программирования

1. Создание условий для доверительных, доброжелательных отноше­ний; атмосферы понимания и активного участия в работе группы.

2. Информирование о причинах и последствиях различных форм откло­нений в поведении. Представление девиантного поведения как результата иллюзорного способа решения проблем — их псевдопреодоление, веду­щее к саморазрушению личности подростка, дезадаптирующее его.

3. Формирование у подростков мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин, их вы­зывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием. Осо­знание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования.

4. Приобретение навыков использования активных поведенческих стра­тегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для пре­дупреждения дальнейшего развития девиантного поведения.

Программа состоит из двух разделов:

арттерапевтического на первый план выступает эмоционально-мотивационная мишень коррекции;

психодраматического — преобладают поведенческая и когнитивно-смысловая мишени коррекции.

Особенность программы заключается в том, что ее можно дифферен­цировать в зависимости от индивидуально-психологических особенно­стей подростков, входящих в состав психокоррекционной группы. Диф­ференциация может проводиться либо внутри определенной коррекци-онной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмо­циональных состояний, одной стратегии поведения), либо между ми­шенями — акцент делается на доминировании кйкой-либо одной психо­коррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой).

Тематический план групповых занятий с подростками

I. Арттерапевтический блок. Цель — коррекция эмоционально-моти­вационной сферы.

Группа 1. Познание (восприятие) себя и отношений с окружаю­щим миром.

Цель — отреагирование эмоций, связанных с отношением к себе; реф­лексия индивидуальных потребностей и отношений с другими людьми.

Занятие 1

Введение. Упражнения с цветами: используя цвета, которые наиболее и наименее предпочтительны в данный момент, попытайтесь изобразить ими разные формы, линии и исследуйте ихсмысловые значения.

Исполнение темы. Упражнение-знакомство: представьте себя группе. не прибегая к словам и пользуясь только рисунком.

Используя лист ватмана, нарисуйте плакат, иллюстрирующий ваш

образ жизни; в рисунке отразите свои интересы, ценности, семью,

друзей, род занятий.

Изобразите с помощью цветов, форм и линий особенности своего

мироощущения.

Занятие 2

Введение. Упражнения с цветами: выберите цвета, отражающие осо­бенности вашего характера или состояния, и попытайтесь, изображая ими разные линии и формы, исследовать их смысловые значения.

Исполнение темы. «Автопортрет*: нарисуйте свое реалистичное изоб­ражение; нарисуйте, как вам хотелось бы, чтобы вас воспринимали; изоб­разите, как вас видит ваши друг и недруг.

«Метафорический автопортрет»: нарисуйте себя в виде какого-ни­будь предмета или животного (можно изобразить фон).

После создания образа расскажите о нем от первого лица.

Нарисуйте, каким предметом или животным вам хотелось бы быть.

Изобразите себя в виде предмета, отражающего ваше состояние в

данный момент.

Изобразите себя в виде растения на том или ином этапе его развития.

Обратите внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым

процессом роста растения.

Занятие 3

Введение. Упражнения с цветами: выберите цвета, «нейтрализующие»

ваши негативные переживания, и, используя их, создайте какой-нибудь

образ.

Исполнение темы. «Грани моего Я»: изобразите себя в центре листа и

разместите вокруг образы, отражающие разные грани вашей личности.

Обратите особое внимание на расположение образов, их размер.

Разместите вокруг себя предметы и людей, отражающих ваши взаи­моотношения.

Изобразите себя в виде сообщества разных персонажей, отражающих различные стороны (грани) вашего «Я».

Нарисуйте четыре «Я** 1) реальное, 2) воспринимаемое с внешней стороны (социальное), 3) идеальное — то, каким хочу быть, 4) бу­дущее.

Занятие 4

Введение. Упражнения с цветами: используя два цвета (приятный и не­приятный для вас), создайте какой-либо образ и сочините о нем рассказ.

Исполнение темы. «Хорошее и плохое»: изобразите то, что в вас есть хорошего и плохого; что вам в себе нравится и не нравится; свои досто­инства и недостатки.

Изобразите идеальное и реальное «Я», включая их положительные и

отрицательные стороны.

Изобразите положительное «Я» и отрицательное «Я»; сочините раз­говор между ними.

Занятие 5

Введение. Упражнения с цветами: создайте два рисунка: один — из цветов, приятных вам, другой — из неприятных, а затем сравните оба рисунка. Придумайте разговор между ними.

Исполнение темы. Мои секреты:

изобразите себя в одиночестве и на людях; в абстрактно-символиче­ской форме нарисуйте, что вы чувствовали, когда были одни и в окружении людей;

изобразите свое социальное «Я» и приватное «Я» — то, которое ни­кто никогда или почти никогда не видел и не увидит; нарисуйте маску самого себя, изображающую вас в состоянии: а) тре­воги, б) тоски, печали, отчаяния, в) напряжения, г) в веселом, при­поднятом настроении. Придумайте историю, в которой эти состоя­ния выступают в роли действующих лиц.

Занятие 6

Введение. «Вырезанные формы»: начертите какую-нибудь фигуру, за­тем вырежьте ее и создайте на ней изображение. Придумайте рассказ о том, что чувствует; что думает; что хочет и что может ваша фигура.

Исполнение темы. «Желания»: изобразите реалистически или абст­рактно несколько ваших желаний:

что вы хотите, что является для вас привлекательным; что вы хотели бы уметь; каким вы хотели бы быть;

нарисуйте, где бы вам хотелось сейчас находиться; нарисуйте то, с чем связаны ваши надежды;

представьте, что вы переправляетесь через реку; нарисуйте то, что находится на другом берегу;

представьте, что вы — подрастающее растение; изобразите окружаю­щий вас пейзаж;

изобразите себя в безопасном, приятном месте, а также людей, жи­вотных или предметы, которые находятся рядом с вами.

Группа 2. Я и моя жизнь.

Цель — осмысление себя в контексте собственной жизни; в контексте психологического времени личности, включающем психологическое прошлое, настоящее и будущее.

Занятие 7

Введение. «Правая и левая рука»: выберите разные цвета для правой

и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками; открыв

глаза, сформируйте образы и опишите их. Объясните выбранные вами

цвета.

Исполнение темы. «Воспоминания детства»: проиллюстрируйте одно

из своих наиболее ранних или наиболее ярких детских воспоминаний. Изобразите по одному из самых счастливых и-,несчастливых событий своего детства (или несколько связанных друг с другом событий). Нарисуйте в абстрактной форме свое детство и раскрасьте его каким-либо цветом. ■ .

Изобразите то, что вам запрещали или не давали делать в детстве. Обо­значьте переживания, которые у вас возникли, каким-либо цветом. Изобразите одно из самых ранних воспоминаний, связанных с рас­ставанием или разлукой. Какое отношение оно может иметь к ситуа­циям, связанным с расставанием в настоящий момент?

Занятие 8

Введение. «Каракули»: закрыв глаза, размашистыми движениями рук

I- создайте каракули. Посмотрев на полученное изображение с разных сто­рон, попытайтесь найти в нем образ и развить его.

Исполнение темы. «Линия жизни»: изобразите свою жизнь в виде ли-

I нии или пути на местности. Обозначьте символами или словами наибо-

Вее значимые события (группу событий) своей жизни.

Изобразите жизненный путь в виде лабиринта или спирали с обозна­чениями, которые должны включать прошлый, настоящий и буду­щий периоды жизни. Раскрасьте свое прошлое, настоящее и будущее в разные цвета, в зависимости от характера событий, которые в них происходили. «Обзор жизненного пути»: нарисуйте сцены, связанные с наиболее

в яркими воспоминаниями вашей жизни.

Нарисуйте сцены из своего прошлого (детства) и настоящего перио­да жизни. Раскрасьте свое прошлое и настоящее в какой-либо цвет. С чем связан выбор вами цвета?

Нарисуйте сцены, связанные с хорошими и плохими воспоминани­ями, и раскрасьте их в какой-либо цвет.

Нарисуйте сцены, связанные с наиболее важными событиями вашей жизни.

Нарисуйте сцены, связанные с «сильными» чувствами, испытанны­ми вами в прошлом, — одиночество, покинутость; сильное внутрен­нее напряжение; тоска, подавленность; страх, опасение. Каждое чув­ство обозначьте определенным цветом и объясните его выбор. Выберите цвет, который нейтрализует ваши негативные переживания. Изобразите людей — представителей социальных сетей (учителей, дру­зей, знакомых) с которыми у вас связаны «незавершенные» дела или которым Вы не успели сказать и сделать то, что хотели бы сказать и сделать.

Занятие 9 °

Введение. «Каракули»: свободным движением руки нарисуйте слож- I ный «клубок» линий. Найдите в каракулях какой-нибудь образ и сочини-■те про него рассказ.

Исполнение темы. «Прошлое, настоящее и будущее». Создайте три рисунка, изображающих вас в прошлом, настоящем и будущем.

Нарисуйте то, что наиболее важно для вас в настоящем, прошлом и будущем.

Нарисуйте отрицательные и положительные моменты вашего буду­щего.

Изобразите себя на перекрестке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения; каждое направление раскрасьте определен­ным цветом.

Изобразите трудные, критические ситуации вашего прошлого, на­стоящего и будущего. Каким-либо цветом обозначьте эмоции, кото­рые вы испытывали, объясните ваш выбор цвета. Нарисуйте, откуда вы пришли, где находитесь и куда двигаетесь.

Нарисуйте ваши потери в прошлом, то, что вы приобрели в настоя­щем, и то, что вы можете приобрести в будущем. С каким цветом это ассоциируется? Изобразите людей, наиболее значимых для вас в прошлом и настоящем

Группа 3. Переживание критических (трудных) ситуаций. Цель выражение чувств, связанных с критическими ситуациями и их переживанием-преодолением.

Занятие 10

Индивидуальная работа — изображение критической ситуации (кон­фликта), служащее выявлению чувств, связанных с ней, и определению возможных вариантов ее разрешения.

Введение. «Каракули»: используя различные цвета, нарисуйте караку­ли. Постарайтесь выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляю­щиеся при создании разных каракулей.

Исполнение темы. «Проблемы»: изобразите наиболее значимую для вас проблему или ту, которая имеет устойчивый характер.

Изобразите те выгоды, с которыми могут быть связаны эти проблемы.

Выберите цвет и изобразите ваши чувства, связанные с проблемой.

Занятие 11

Введение. «Кляксы»: используя отпечатки краски на бумаге (получен­ные с помощью кисти или руки), создайте образ и опишите его. Цветом обозначьте, что вы чувствовали в процессе рисования.

Исполнение темы. «Критическая ситуация»: изобразите критическую, трудную для вас ситуацию в виде «рассказа в картинках», выделяющего стадии ее развития и события, из которых она состоит.

Создайте маски участникам критической, трудной ситуации.

Создайте композицию на одну из тем «Шторм», «Взрыв», «Огонь»,

«Чудовище» для того, чтобы дать выход чувствам, связанным с

критической, трудной ситуацией.

Зан ятие 12

Введение. Напишите свои инициалы или автограф как можно круп­нее, а затем попытайтесь найти в очертаниях образ и развить его.

Исполнение темы. «Утраты»: нарисуйте образ или символ потери (вещи, человека, ситуации) или нереализованного желания.

Выбрав какой-либо цвет, нарисуйте, что вы чувствовали в ситуации

утраты и в данный момент.

«Ассоциации с цветами»: нарисуйте разными цветами «радость», «по­кой», «удовлетворенность». Это задание используется для снятия эмоцио­нального напряжения.

Занятие 13

Введение. «Чернильные пятна и бабочки»: капните чернилами или жид­кой краской на бумагу, сверните лист пополам, а затем разверните. Преоб­разуйте полученные пятна в образы и составьте на основе них рассказ.

Исполнение темы. «Страхи»: изобразите свой страх (или страхи), а также то, с чем он связан.

Представьте, что вы прячетесь. Где и от кого? Нарисуйте эту ситуацию.

Нарисуйте себя потерявшимся в диком лесу.

Представьте незнакомую дверь или ворота. Нарисуйте, что или кто находится за ними.

Занятие 14

Парная работа — невербальное взаимодействие, осуществляющееся в процессе изобразительной работы, способно генерировать конфликт, который затем обсуждается.

Введение. «Разговор»: каждый участник группы выбирает для себя цвет и подбирает партнера, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают «разговор» цветов на одном листе бумаги. Каждый старается вести свою линию параллельно линии партнера или продолжая ее.

Предварительно распределив цвета, используйте разные формы и

пятна в ответ на формы и пятна, используемые партнером.

Попытайтесь имитировать эмоционально окрашенный разговор (спор,

конфликт).

Исполнение темы. «Критическая ситуация (проблема) и ее разреше­ние»: один подросток изображает проблему на одной части листа, дру­гой — на второй половине.

Нарисуйте чувства, которые возникали у вас и вашего партнера.

«Опасное путешествие»: один рисует путь с препятствиями, другой — способы их преодоления. •>

Нарисуйте и обозначьте цветом чувства и переживания, которые у

вас возникали при встрече с препятствием, в процессе его преодоле­ния и после того, как вы его преодолели.

Занятие 15

Групповая работа — дает возможность наблюдения за групповыми ро­лями и их динамикой, что позволяет выявить конфликт и найти подходы к его разрешению как в процессе работы, так и при ее обсуждении.

Введение. «Рисунок на влажной бумаге»: на влажную бумагу нанесите кистью или разбрызгайте водорастворимые краски. Обратите внимание на смешивание цветов и рвои ощущения, связанные с этим.

Пользуясь фломастером (карандашом), обведите или соедините от­дельные цветовые пятна и дайте им названия.

Исполнение темы. Рисование историй возникновения критических ситуаций в подгруппах по два —пять человек с последующей их переда­чей другой подгруппе, которая пытается определить содержание рисун­ка, роли отдельных участников, событий.

«Критическая ситуация»: каждая подгруппа изображает заданную пси­хологом или выбранную самостоятельно критическую ситуацию и вари­анты ее разрешения. Затем обсуждаются взгляды на эту ситуацию; то, как она может повлиять или влияет на их жизнь; обсуждаются различия в оценках данной проблемы.

«Интерпретации»: каждый изображает какое-либо чувство, связан­ное с переживанием критической ситуации, и обозначает его на обороте листа. После этого рисунки перемешиваются и выбираются по одному для интерпретации и сравнения с обозначениями на обороте листа.

II. Психодраматический блок. Цель — коррекция дисфункциональ­ных, неэффективных способов переживания-преодоления критических

ситуаций и выработка на этой основе адаптивных стратегий преодоле­ния трудных, критических ситуаций, не нарушающих личностное раз­витие подростков.

В качестве тем ролевых игр, выступающих в качестве основного со­держания психодраматических сессий, предлагаем использовать крити­ческие ситуации, выявленные нами в экспериментальном исследовании. Их можно разделить на три группы:

1. Сверстники, друзья:

конфликты, споры, любые «неудачные» отношения с друзьями, од­ноклассниками, после которых возникали неприятные переживания, а также необдуманные поступки и действия;

конфликтные отношения друзей (подруг) с вашими родителями, вы­зывающие у вас чувство обиды, неудовлетворенности, напряжения, оди­ночества, злости, безысходности (безвыходности).

2. Семья:

конфликты, ссоры, напряженные отношения между родителями, между родителями и родственниками;

напряженные, конфликтные отношения с братом (сестрой); напряженные, плохие отношения с. родителями.

3. Школа:

напряженные отношения цаежду родителями и учителями;

конфликты с учителями, с педагогическим коллективом и обслужи­вающим персоналом школы;

плохие взаимоотношения с одноклассниками.

Общей чертой при описании каждой ситуации является то, что в ней у подростков возникают состояния, свидетельствующие о наличии пси-хотравмирующего переживания, а также то, что в-качестве «выхода* из ситуации подростки выбирают определенный тип.отклоняющегося по­ведения. Это могут быть побеги из дома, употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков), совершение противоправных действий, ауто- и гетероагрессия.

При обсуждении каждой сессии необходимо делать упор на то, что девиантное поведение подростков является следствием неэффективного переживания-преодоления критических ситуаций, их псевдопреодоле­ние, а также на поиск новых альтернативных стратегий преодоления трудностей без ущерба для личностного развития.

Необходимо отметить, что сценарий для ролевых игр не является же­стко детерминированным. Иногда он определяется самим подростком, выступающим в качестве протагониста, по ходу психодраматической сес­сии. 4*

В качестве упражнений для «разогрева» как начального этапа психо­драматической сессии предлагаем следующие:

«Встретились два существа»: участники получают' задание придумать и показать сценку, как встретились два существа и чем это закончилось. При этом участникам необходимо выполнить одно условие: они долж­ны представить каждое существо без слов, т.е. жестами, мимикой, типичными для этого существа звуками показать характерные его осо­бенности. Нужно также показать реакцию этих существ друг на друга.

«Матрешка»: используется для облегчения самопрезентации подростка и стимуляции у него стремления к самопознанию, самораскрытию.

Инструкция: «Упражнение, которое ты сейчас будешь выполнять (если захочешь), дает возможность лучше узнать, кто ты такой и что скрыва­ется за твоей внешней оболочкой. Дело в том, что в человеке много пластов. Верхний — это тот образ, то лицо, которое человек демонстри­рует миру. Этот образ виден всем. А вот нижние слои скрыты от посто­ронних глаз, а порой и сам человек слабо знаком с ними...

Я хочу, чтобы ты на время представил себя такой матрешкой, как бы стал ею. Сначала нужно описать себя таким, каким тебя видят другие люди. Затем — открыть матрешку и найти там скрытый от посторонних глаз слой и тоже рассказать о нем. Потом ты снимешь с матрешки еще одну оболочку и откроешь следующий, более глубокий пласт... Пожалуй­ста, рассказывай о себе до тех пор, пока не дойдешь до таких частей своего «Я», которые ты никому не хочешь показывать».

Этот прием помогает избежать дискомфорта и обеспечивает подрост­ку, выполняющему упражнение, психологическую безопасность.

«Граница»: участники располагаются попарно на расстоянии десяти шагов друг от друга. Необходимо медленно продвигаться навстречу друг другу и постараться уловить момент, когда будет неприятно даль­нейшее приближение партнера, одновременно следя за тем, когда этот момент возникнет у него.

«Психологическая дистанция»: изображение ближайшего окружения подростка (протагониста) через расстояние. При этом психологиче­ская дистанция определяется как оценка отношений человека с кон­кретными людьми, представленная во внешних количественных (про­странственных) характеристиках.

Инструкция: «Степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быт* определена с помощью понятия "пси­хологическая дистанция". Давайте попробуем выразить близость —даль­ность отношений друг с другом через расстояние в пространстве».

Доброволец должен встать лицом к стене, а все остальные участники располагаются за его спиной на таком расстоянии, которое символиче­ски показывает близость их отношений с ним. При этом необходимо учитывать взаимное расположение относительно друг друга. Затем сто­ящие за спиной должны разойтись, запомнив при этом свои места. Пос-I ле этого доброволец поворачивается и расставляет участников так, как, по его мнению, они должны были встать.

В заключение, проводя обсуждение возникших переживаний, следует подумать над такими вопросами: сложно ли было прогнозировать распо­ложение своих товарищей? Чувствовали ли вы себя уверенно, когда рас­ставляли их по местам? Постигло ли вас разочарование, когда вы увиде­ли, какие места они заняли сами? Иди, напротив, вас это обрадовало? Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах?

«Волшебный магазин»: участникам необходимо представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются чудесные вещи — любовь,

мужество, мудрость, уважение и т.п. Добровольцев просят выйти впе­ред и попробовать выменять какой-либо товар. Режиссер, играющий роль хозяина лавки, уточняет, сколько чего нужно, от кого получен товар и в связи с чем. Потом он просит что-нибудь взамен, по барте­ру. Разработка этой темы приводит к тому, что покупатель начинает лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий.

В качестве психодраматических техник используются следующие.

Обмен ролями: протагонист (подросток) играет в психодраме роль какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» (другой подросток из группы) берет на себя роль протагониста. В этом случае вспомогательное «Я» становится объектом проекций, поэтому при об­мене ролями протагонист получает доступ к отвергаемой им части соб­ственной личности, выражает вытесненные потребности, желания, скры­тые мотивы. Техника используется для того, чтобы из другой роли под­росток получил необходимые ему поведенческие образцы или качества. Применение техники позволяет пережить новый эмоциональный опыт и расширить поведенческий репертуар. С се помощью можно управлять эмоциональным напряжением разыгрываемого действия.

Зеркало: подросток, выступающий в роли вспомогательного «Я», дол­жен как можно точнее сымитировать поведение протагониста на сцене, в то время как протагонист покидает место действия. В этой технике искусст­венно создается проекция для того, чтобы подросток обнаружил те аспек­ты поведения, а через них — желания и чувства, которые ранее отвергал.

Проекция на будущее: эта техника позволяет разыграть возможный вариант развития событий (сцену из будущего). Применение техники дает возможность апробировать новые поведенческие.стратегии, закрепить те способы действия, которые были освоены в психодраме.

Моделирование: демонстрация вспомогательным «Я» альтернативных способов действия для того, чтобы протагонист нашел приемлемый для себя образец. Происходит обучение подростка-новым поведенческим стра­тегиям.

Свеча: кратковременное, длящееся несколько минут пребывание каж­дого участника в роли протагониста.

Разговоры за спиной: протагонист садится спиной к группе и слуша­ет, как его обсуждают.

Таким образом, можно наметить следующие пути психологи­ческой помощи в критических ситуациях с использованием психо­логического времени личности:

1) перенос потенциального будущего в актуальное настоящее, чтобы мотивы и цели, ценимые сознанием, но вынесенные в не­которую временную перспективу, вошли в феноменологическое «теперь» и стали актуальной и действенной данностью;

2) перенос актуального настоящего в психологическое про­шлое, в аффективном плане это представляется как отстранение эмоции, ее устранение из момента «теперь»;

3) уменьшение степени актуальности событий и отношений прошлого в настоящем. Это связано с увеличением реализованно-

сти и потенциальности событий прошлого и будущего в индиви­дуальной концепции психологического времени личности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)