|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Двумерные преобразования координат
Преобразование координат графических объектов используется с целью модификации, зеркального отображения и перемещения объекта. Основные случаи: - преобразование системы координат, например, из полярной в декартову, - изображение типовых или повторяющихся деталей объекта, - построение проекций трехмерных объектов, - направленная деформация при синтезе новых форм, - мультипликация и создание узоров. Различают двумерные (2D) и трехмерные (3D) преобразования. Рассмотрим двумерные аффинные преобразования, когда в получаемом новом изображении объекта сохраняется прямолинейность и параллельность прямых, а также деление отрезков в заданных соотношениях. Общий вид формул двумерных аффинных преобразований:
x1= a11 x + a12 y + a13 или в x1 a11 a12 a13 x матричном y1 = a21 a22 a23 * y y1= a21 x + a22 y + a23 виде: z1 0 0 1 z
Здесь x, y - координаты исходного, а x1, y1 - преобразованного объекта. Коэффициенты преобразований a I J сохраняют в виде матрицы, расширенной до квадратной, - при для вычисления коэффициентов составного преобразования перемножают соответствующие матрицы коэффициентов типовых преобразований. Примеры типовых преобразований и соответствующие им матрицы: (Ф - исходная фигура, Ф1 - преобразованная)
Y
dx Ф1 Параллельный 1 0 dx dy перенос 0 1 dy Ф 0 0 1 X
Y
Ф1 Масштабирование Sx 0 0 Sx = x1/x; Sy = y1/y 0 Sy 0 Ф 0 0 1 X
Y Ф1 Поворот относительно cos a -sin a 0 начала координат sin a cos a 0 Ф 0 0 1 a X
Зеркальное отображение: Y
Ф1 cos(2*A) sin(2*A) 0 относительно оси Y=Х sin(2*A) - cos(2*a) 0 Ф проходящей под углом “A” 0 0 1
0 X Ф1 относительно начала -1 0 0 координат 0 -1 0 0 0 1
Y Y1 a Ф1 Деформация сдвига : 1 tg(a) 0 Ф X1 в направлении X - a tg(b) 1 0 в направлении Y - b 0 0 1 b X
Составные преобразования обычно представляют в виде комбинаций типовых преобразований. Например, поворот относительно произвольной точки (Xc, Yc) можно представить как комбинацию трех преобразований: - параллельный перенос, переводящий центр поворота в начало координат, - поворот относительно начала координат, - параллельный перенос, противоположный первоначальному.
Перемножение матриц выполняется следующим образом:
a11 a12 a13 b11 b12 b13 c11 c12 c13 a21 a22 a23 * b21 b22 b23 = c21 c22 c23 a31 a32 a33 b31 b32 b33 c31 c32 c33
где c I J = a I 1* b1 J + a I 2* b2 J + a I 3* b J 3 , i= 1, 2, 3; j= 1, 2, 3.
то есть элемент матрицы “C”, расположенный в I-строке и J-столбце, равен сумме произведений элементов I -ой строки матрицы “A“ на соответствующие элементы J-го столбца матрицы B. В приведенной ниже программе плоская фигура задается в виде линий, последовательно соединяющих координаты массива точек (xa, ya) на чертеже (x, y - в системе координат экрана). Эти координаты подвергаются аффинным преобразованиям, коэффициенты преобразования хранятся в двумерном массиве r. Начальному положению фигуры соответствует единичная матрица R (единицы на главной диагонали, остальные члены - нули). При очередном преобразовании коэффициенты матрицы R пересчитываются путем умножения на нее матрицы этого преобразования (А), получаемая матрица (В) снова записывается в R. Новые координаты x, y высчитываются в процедуре NEW_XY, которая вызывается непосредственно при выводе фигуры на экран процедурой PICTURE.
uses Graph, Crt; {------- Аффинные преобразования плоских фигур -------- } var Gd,Gm,n,i,j,k,l,m,xc,yc,xc1,yc1: integer; {-- описание --} { глобальных переменных} xa, ya: array[1..50] of real; { исходные координаты фигуры } x, y: array[1..50] of integer; { новые координаты фигуры } a, b, r: array[1..3, 1..3] of real; { массивы коэффициентов матриц 3*3 }
PROCEDURE I_R; {-------- присвоение матрице R значения единичной ---------} Begin for i:=1 to 3 do begin { 1 0 0 } for j:=1 to 3 do r[i, j]:=0; { 0 1 0 } r[i, i]:=1; end; { 0 0 1 } end;
PROCEDURE MULT; {---------- умножение матриц А и R: R = B = A*R ------------} var z: real; Begin for i:=1 to 3 do for j:=1 to 3 do begin z:=0; for k:=1 to 3 do z:=z+a[i,k]*r[k,j]; b[i,j]:=z end; for i:=1 to 3 do for j:=1 to 3 do r[i,j]:=b[i,j] end;
PROCEDURE MOVE(dx,dy:real); {---- расчет матриц А и R для переноса фигуры ---} begin { --- на dx, dy--- } for i:=1 to 3 do begin { 1 0 dx } for j:=1 to 3 do a[i,j]:=0; { 0 1 dy } a[i,i]:=1 end; { 0 0 1 } a[1,3]:=dx; a[2,3]:=dy; MULT; end;
PROCEDURE SCALE(sx,sy:real); {-расчет матриц А и R для масштабирования ----} begin {--фигуры: по оси Х - умножение на sx, по оси Y - на sy --} for i:=1 to 3 do for j:=1 to 3 do a[i,j]:=0; { sx 0 0 } a[1,1]:=sx; { 0 sy 0 } a[2,2]:=sy; a[3, 3]:=1; { 0 0 1 } MULT; end;
PROCEDURE ROTATE(alfa: real); {- расчет матриц А и R для поворота фигуры--} var c, s: real; {---на угол alfa(рад)---} begin { cos(alfa) -sin(alfa) 0 } for i:=1 to 3 do { sin(alfa) cos(alfa) 0 } for j:=1 to 3 do a[i,j]:=0; { 0 0 1 } a[3,3]:=1; c:=cos(alfa); a[1,1]:= c; a[2,2]:=c; s:=sin(alfa); a[1,2]:=-s; a[2,1]:=s; MULT; end; PROCEDURE MIRROR(alfa: real); {---- расчет матриц А и R для зеркального ----} var c, s: real; {----отражения объекта на угол alfa(рад)--} begin { cos(2*alfa) sin(2*alfa) 0 } for i:=1 to 3 do { sin(2*alfa) -cos(2*alfa) 0 } for j:=1 to 3 do a[i,j]:=0; { 0 0 1 } a[3,3]:=1; c:=cos(2*alfa); a[1,1]:=c; a[2,2]:=-c; s:=sin(2*alfa); a[1,2]:=s; a[2,1]:=s; MULT; end; PROCEDURE AXES(alfa,beta:real); {расчет матриц А и R сдвига осей координат } {--- ось x смещается на угол alfa, ось y - на угол beta --} Begin for i:=1 to 3 do begin { 1 tg(beta) 0 } for j:=1 to 3 do a[i,j]:=0; { tg(alfa) 1 0 } a[i,i]:=1 end; { 0 0 1 } a[1,2]:=sin(beta)/cos(beta); a[2,1]:=sin(alfa)/cos(alfa); MULT; end; PROCEDURE NEW_XY; {---- расчет новых координат фигуры по исходным ------ } begin {----- с использованием матрицы преобразования R ------} for i:=1 to n do begin x[i]:=round(xa[i]*r[1, 1]+ ya[i]*r[1, 2]+ r[1, 3]); y[i]:=round(xa[i]*r[2, 1]+ ya[i]*r[2, 2]+ r[2, 3]) end; end;
PROCEDURE PICTURE; {--- рисование фигуры по координатам X, Y --- } begin moveto(x[n], y[n]); for i:=1 to n do lineto(x[i], y[i]); end;
PROCEDURE ROT_XY(xc,yc,beta:real); {- поворот фигуры вокруг точки (хс, ус)--} begin {-- на угол beta --} MOVE(-xc, -yc); { Смещение центра поворота в центр начала координат } ROTATE(beta); { поворот относительно начала координат } MOVE(xc, yc); { обратное смещение фигуры } end; {------примеры аффинных преобразований исходной фигуры ------} Var alfa: real; BEGIN n:=4; { число вершин фигуры } m:=12; { число зеркальных отображений фигуры } xc:=5; yc:=5; {"центр" фигуры} xa[1]:=5; ya[1]:=5; { координаты вершин фигуры на чертеже } xa[2]:=70; ya[2]:=20; xa[3]:=15; ya[3]:=55; 0 X xa[4]:=20; ya[4]:=20;
Gd:= Detect; InitGraph(Gd, Gm, 'C:\tp7\bgi'); Y xc1:=GetMaxX div 2; yc1:=GetMaxY div 2; { центр экрана } I_R; NEW_XY; { исходные координаты фигуры } SetWriteMode(1); {-------------- Вращение вокруг смещающегося центра -----------} for l:=1 to 150 do begin PICTURE; xc:=xc+3; yc:=yc+2; putpixel(xc, yc, 12); { смещение центра xc, yc } MOVE(3,2); { перенос фигуры соответственно смещению центра } ROT_XY(xc, yc, -0.3); { поворот на 0.3 рад относительно xc, yc } delay(2); PICTURE; NEW_XY; end; readln; ClearDevice; SetWriteMode(0); {--------- Зеркальные отображения фигуры -------------} I_R; PICTURE; for i:=1 to n do begin xa[i]:=x[i]; ya[i]:=y[i] end; {задание исходных координат фигуры} for l:=1 to m do begin alfa:=2*Pi*(l-1)/m; {угол наклона зеркала к оси X} { Line(xc1-round(xc1*cos(alfa)), yc1-round(xc1*sin(alfa)), xc1+round(xc1*cos(alfa)), yc1+round(xc1*sin(alfa))); {линия зеркала} MOVE(-xc1,-yc1); MIRROR(alfa); MOVE(xc1,yc1); { преобразования} NEW_XY; PICTURE; { расчет и рисование новых координат фигуры} end; readln; CloseGraph; END. В первой части программы фигура вращается вокруг точки, перемещающейся по диагонали экрана. Во второй части программы фигура последовательно отображается вокруг осей, проходящих через центр экрана.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.046 сек.) |