|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Борьба за право – два звенаЭта книга по авторскому замыслу и сути рассматриваемых проблем, помимо решения ряда теоретических задач, призвана поддержать настроения оптимизма и веры в право. И значит – в оптимистическое будущее людей, всего человеческого сообщества. Для нас, в России – в преодоление бед и проклятий прошлого и выход с помощью потенциала права на уровень современной цивилизации, устойчивого экономического и социального развития. Но в завершение книги приходится с некоторой жесткостью расставить акценты в такого рода настрое. И сказать о том, что право в том виде, в каком оно сообразно своим идеалам и ценностям обрисовано в книге, не состоится (с несбывшимися надеждами и со всеми негативными в этом случае последствиями), если повсеместно, "всем миром" не повести целенаправленную, бескомпромиссную борьбу за право. И дело не только в том, что право, по словам знаменитого немецкого правоведа Рудольфа Иеринга (на мой взгляд, юриста "от Бога", одного из немногих мыслителей, глубоко и тонко понимающих сам феномен юридической материи), не в пример "растению", произрастает не само собой – не само по себе раскрывается в истории. И не в том еще, что мысль о необходимости борьбы за право, справедливая сама по себе, становится еще более значимой и в чем-то очень острой и тревожной, если видеть в праве объективированное бытие Разума, средоточие интеллектуальных богатств, высокозначимых юридических механизмов и конструкций, от которых решающим образом зависят сложные проблемы современности. Главное, что предопределяет необходимость последовательной борьбы за право в современных условиях, заключается в том, что ему, праву, и в особенности праву, которое должно служить человеку, противостоят могущественные противоборствующие силы. Силы, скажем так, антиправовые по своей сути. То есть такие, для которых право представляет собой ненужное и даже вредное явление. А если в чем-то нужное и полезное, то не в развитом виде, не в своем исконном предназначении в сообществе разумных существ, -– служить человеку, но всего лишь в своих усеченных, ограниченных качествах, главным образом в виде права власти, верной и безропотной "службы" упомянутых могущественных сил, "крыши" для оправдания любого своеволия, некоего сугубо "оформительского" служебного подсобного инструментария в политической и деловой жизни, где главными силами являются власть и деньги. Борьба за право во всех гранях и ипостасях этого трудного дела включает ряд составляющих, которые охватывают и уровень развития институтов гражданского общества, и состояние культуры и гражданственности в стране, и характер утвердившейся политической власти, и темпы экономического развития, и особенности всего общественного сознания, и многие другие факторы, касающиеся, в сущности, всех сторон развития общества. И все же, при всей важности только что отмеченных и иных факторов, хотелось бы выделить (с учетом разработок в этой книге) два ключевых звена. Первое из них – это интенсивная разработка идей права, обретение ими высокого научного и гражданского признания. Идеи права в современном их понимании достойны того, чтобы они стали одним из центров интеллектуальной, духовной жизни общества, ничуть не уступающим науковедческому статусу передовых естественно-научных и технических знаний. Ведь общества же, в которых утверждаются последовательно демократические, либеральные цивилизации, – это постиндустриальные, технологически и информационно развитые общества, и в не меньшей мере – общества свободные, самоуправляющиеся, сутью и стержнем которых становится право. Право, которое позволяет людям утвердиться в великих демократических ценностях и, используя могущественный потенциал юридического инструментария, справиться с "негативами либерализма", с вырывающейся на простор вольницей, со вседозволенностью в потребительских страстях, сделать свободу в высшем цивилизационном понимании исходным началом и стержнем достойной жизни людей, обратить ее в человеческую активность, творчество, свершения ума – основу восходящего развития человеческого рода1. Именно тут можно ожидать утверждения позиций подвижников, активных и искренних приверженцев идей права, непреклонных борцов за правовые идеалы и ценности. И в т о р о е ключевое звено. Это понимание, разработка и использование всего потенциала права – уникального юридического инструментария, юридических механизмов. Сейчас становится все более очевидным, что использование потенциала права по "запросам эпохи" не сможет сколько-нибудь существенно продвинуться вперед, если по-прежнему ограничиваться одними общими положениями о праве (даже теми, затронутыми в этой книге, которые касаются известного поворота в самом понимании права). Необходимо основательное проникновение в глубины, тайны правовой материи. А отсюда – в богатейший арсенал юридического инструментария и правовых механизмов, которые – как все более и более выясняется в настоящее время – способны обеспечить решение коренных задач экономического, политического и социального развития. Тем более что именно при таком подходе в полной мере раскрывается и смысл права, его назначение в жизни людей. И здесь на основе научных данных, соответствующих требованиям нынешней эпохи, постепенно вырисовывается главная сфера научно-прикладных исследований и практической деятельности по использованию потенциала права. Это разработка (и на общетеоретическом уровне, и во всех специальных юридических дисциплинах) оптимальных юридических конструкций, которые на основе основополагающих правовых идей, мировой юридической культуры и нынешнего практического опыта способны обеспечить утверждение ценностей последовательно демократической цивилизации, торжества Разума, права человека. Не могу не заметить в этой связи, что определяющую роль в рассматриваемых гранях борьбы за право призваны сыграть знатоки юриспруденции, овладевшие высотами и тонкостями юридических знаний, для которых утверждение ценностей и идеалов права в жизни общества стало не только самой сутью миропонимания и сферой утонченных научных знаний, но и смыслом жизни, личной судьбы. Ну и, конечно, надо надеяться при этом на понимание и признание основательных разработок права в обществе, рассмотрение и оценку их как нашего общегражданского дела.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |