|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности догмы праваГоворя о значении выражения "догма права", нужно иметь в виду, что в "твердости" и "непререкаемости" догмы права есть две плоскости. Во-первых, действующее право, независимо от нашего отношения к нему и мер (назревших или даже уже предпринимаемых) по его изменению, нужно понимать и применять таким, каково оно есть на данный момент в существующих законах, других источниках права. Да, это могут быть неправедные и жесткие решения власти, устаревшие регламенты и инструкции. Но это всегда лучше, чем ничем не ограниченный произвол и беззаконие. И второе. В праве, каким бы ни было конкретное содержание законов, юридической практики и правосознания, есть своего рода жесткая объективная фактура – нечто твердое и постоянное, не подвластное вольному усмотрению и произволу, никакому правителю, должностному и научному авторитету (пока в установленном порядке не изменены действующие юридические нормы, у нас – прежде всего закон). Это и есть "тело" права, правовая материя в точном значении этого понятия. И, характеризуя это твердое и изначальное, нужно отметить, что догма права – это не только особый участок явлений социальной действительности, но и ее особый мир. Важнейшая черта этого "особого мира" заключается в том, что право представляет собой логическую систему, неотделимую от формальной логики или шире – математической (символической) логики. Изначально заложенная в позитивном праве направленность на решение жизненных ситуаций, а отсюда – на обеспечение максимальной, предельной определенности в регулировании общественных отношений, на обеспечение ее максимально возможной точности, строгости достигается прежде всего как раз при помощи того, чтобы все элементы правовой материи подчинялись требованиям и правилам формальной логики. И в силу этого вытекающие из права выводы должны выражаться не в диалектических суждениях типа "и да, и нет", а в строгих заключениях – "только да", "только нет". С этой точки догма права является своего рода математикой в области права, в практической деятельности юристов. И кстати, вовсе не случайно методы, используемые в аналитической юриспруденции, близки к тем, которые относятся к математической логике и математическому мышлению. И еще один момент, характеризующий догму права. Центральным звеном в догме права являются юридические нормы. В юридических нормах и через юридические нормы (по большей части в наших, российских условиях – через нормы законов) определяются и ситуации, требующие правового решения, и порядок, процедуры таких решений, а главное – правовые средства разрешения юридических дел. Таким образом, на уровне "догмы" право выступает в качестве нормативного образования. Причем наше внимание тут сосредоточивается на юридических нор мах, выраженных в законах, в кодексах, а отсюда – и на "самих" законах. И не только и даже не столько потому, что законы для нас, людей, живущих в российском обществе и во многих других странах (особенно странах европейского континента), —• основной источник юридических норм, и вследствие этого именно с законами в основном связаны вопросы понимания права и юридической практики. Главное здесь – то, что законы – это наиболее развитая форма закрепления юридических норм, законы получают распространение и в других юридических системах, и вовсе не случайно во всем мире именно с законами (даже терминологически) связаны представления о законности – строгом правовом порядке, который должен существовать в обществе. Итак, для понятия "догмы права", наряду с логической четкостью охватываемых им представлений, характерны по крайней мере две особенности: во-первых, в центре правовых представлений, относящихся к догме права, - - юридические нормы, выраженные в законе (иных источниках)', и, во-вторых, "догматические" представления о праве сформировались и наличествуют, главным образом, в связи с потребностями юридической практики (и что не менее важно – в соответствии с требованиями законности). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |