|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Чистое правоНасколько понимание права как "бытия Разума", да притом Разума в высоком мирозданческом значении, является существенным можно пояснить на некоторых данных историко-науковедческого характера. А в этой связи – на данных, относящихся к идее "чистого права". Имя великого (на мой взгляд, самого великого в человеческой истории) философского ума – Иммануила Канта – обычно связывается с его сочинениями, посвященными разуму; главное из таких сочинений – "Критика чистого разума". Но мало кому известно, что по одной, на мой взгляд, весьма обоснованной версии творческого пути философа он обратился к этой философской проблематике для того чтобы глубже и основательней разобраться в вопросах права, которые (и это вполне объяснимо по требованиям той эпохи – епохи Просвещения) привлекли его внимание при чтении лекций в Кенигсбергском университете в 1780-х гг. И когда спустя десятилетие И. Кант, проделав гигантскую работу по углубленной трактовке разума, действительно, вернулся к вопросам права (реализовав свои идеи в серии статей 1790-х гг.), то одной из основных таких идей стала мысль о необходимости в научном отношении выделять вслед за "чистым разумом" также и чистое право, когда и раскрывается его мирозданчес-кая предоснова1. То есть права в виде идеального образа, "освобожденного" (путем логической операции) от воздействия и влияния опыта, чувственных факторов, предмета, изменчивых фактических отношений – от всего того, что к нему в реальной жизни "примешивается", стало быть от политических и экономических целей, от классовой, национальной, иной групповой воли, политических интересов, диктата власти, эгоизма и каприза правителя, требований, вытекающих из экономических и политических интересов, практических соображений, и даже от "цели", "материального принципа", "предмета", которые оказывают существенное влияние на содержание правовых установлений. В практической жизни, говорит Кант, при использовании потенциала права нужно начинать не с материального принципа, не с цели, не с поставленной задачи, а с формального принципа, относящегося к праву2 ("Цель же, – замечает в скобках Кант, – может быть какой угодно"1). Но чистое право есть нечто иное, чем право в его собственной плоти, в его своеобразной структуре. И вот что поразительно и одновременно закономерно – именно такое ("чистое") право, в особенности с учетом его потенций, "заряженности" на субъективные права, и предстает как явление Разума (или даже, как замечал И. Кант, – "самого святого из того, что есть у Бога не земле"). И здесь, дополнительно к ранее высказанным аргументам, представляется важным сказать еще вот о чем. Необходимость разумного регулирования и разумного управления в обществе, причем – такого, когда реализуются самые высокие значения Разума, во все века при всех социальных системах, политических режимах и правителях выдвигалось в качестве неизменно высшей задачи, будто бы при данной власти реально осуществляемой. Да и в жизни во все века все правители неизменно изображали и рекламировали свои решения в качестве "единственно разумных". Но никогда, ни при каких социальных системах, политических режимах и правителях, такая задача реально, практически не реализовалась и не могла быть реализованной по определению. Ибо какие бы ни предпринимались усилия для того, чтобы регулирование и управление в обществе возвести в ранг "разумного", они неизбежно подвержены воздействию чувственных факторов, влиянию времени, переменчивого опыта, личностных, нередко корыстных мотивов, страстей, иллюзий, догм. И вот по всем данным, только право оказалось тем уникальным общественным институтом, который способен в результате опыта, практики, отработки при решении многообразных юридических дел закреплять и накапливать "чистые" средства и конструкции, предстающие и на данный момент и на будущее в качестве "явления Разума". Конечно же, подобного, стерильно чистого права как некой реально функционирующей юридической системы в нашей земной жизни не было, нет и не будет никогда. Право по самому своему функциональному назначению призвано пребывать в самой гуще сложного, грешного и прекрасного бытия и функционировать в системе реальных, практических жизненных отношений. Оно всегда существовало и неизменно будет существовать в противоречивой паутине экономических, политических, нравственных связей и порядков, в переплетении с ними, во взаимопереплетении с идеологией и властью, а также под воздействием воли и страстей конкретных земных людей, которые в свою очередь подвержены влиянию, проникновению в них многообразных чувственных факторов, увлечений, эмоций, заблуждений, иллюзий. Тем не менее, если в ходе и результате научной проработки правового материала не "очистить" собственную плоть права от всего того, что к нему "примешивается" (от экономики, политики, морали, сугубо субъективных факторов, всего другого, только что упомянутого), то увидеть исконную природу права, его природу как "явления Разума" совершенно невозможно1. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |