|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Капитал интеллектаВполне удовлетворительный и простой ответ на все "почему?", о которых говорилось в предшествующей главе, можно получить, если связать правовую материю с интеллектом людей, с рациональными началами при решении жизненных ситуаций. Мы уже видели при характеристике наиболее совершенных юридических форм, правовых конструкций, что здесь происходит своеобразное соединение реальностей (ее требований), опыта и ума – интеллектуальной деятельности людей высокого порядка. Причем так, что этот сплав реальностей, опыта и ума воплощается в моделях (типовых схемах), т. е. строгих типовых построениях, определяющих статус субъектов, состав и содержание их правомочий, обязанностей, ответственности, процедур, юридических фактов1. Недаром же в области юриспруденции действуют "мудрецы" – законодатели, судьи, умудренные в юридических делах советники правителей, а в частном праве – искушенные коммерсанты и банкиры, юрисконсульты и адвокаты. Да и само участие государства в формировании и развитии юридических институтов в той или иной мере сообщает действующему праву отработанность государственных решений, силу "коллективного ума". Правда, эта же самая зависимость права от государства нередко приводит к тому, что в сферу действующего права вторгается своекорыстие власти, ограниченность и самодурство правителей, невежество законотворцев и судей, убожество науки, а требования реальной жизни блокируются крайностями юридического формализма. Тем не менее в конечном итоге – пусть и не сразу и не в полной мере – неизбежно срабатывают жесткие законы "естественного отбора" в той, понятно, мере, в какой они характерны и для общества. Вследствие этого материя права, его согриз ]ипз (правовые средства, юридические конструкции, система нормативно-юридического регулирования как таковая), все более становится в области практической жизни людей средоточием рациональных начал и таким путем накапливает интеллектуальные, духовные достижения, напрямую затрагивающие практику человеческих отношений. Так что вполне оправдано видеть в правовой материи то, что в области практической жизни может быть названо и "капиталом интеллекта", и "копилкой ума", и "кладезем рационального". И если не выходить за пределы юридических знаний как таковых, подобные характеристики в общем дают достаточно приемлемые, надо полагать, ответы на поставленные выше вопросы об особенностях права. Но вот пункт, который все же должен привлечь наше внимание. Думается, вовсе не случайно правоведы-специалисты, постоянно общающиеся с правом, его глубинными ценностями, не ограничиваясь ссылками на "интеллект" и "рациональное", нередко прямо связывают право с разумом. Причем такую характеристику получают прежде всего юридические системы, отличающиеся совершенством юридического инструмента-рия, правовых конструкций, других правовых структур. Такие системы, как римское частное право, за которым уже давно закрепилось наименование "писаного разума" (га!ю зспр1а). Да и сама юридическая дея тельность нередко сопрягается в юриспруденции с уяснением "разума законов" (гаНо 1е§1з). И вот здесь возникает вопрос – не тут ли, в связи права с разумом, кроется и более глубокое, поистине философское обоснование особенностей права, названных в этой работе его "тайной"? И прежде всего понимание того, почему в праве, в этой "копилке интеллекта", на первое место выдвинуты именно субъективные права ("свобода в праве"), а за оптимальными правовыми средствами и отработанными юридическими конструкциями как бы на втором плане просматриваются и другие значительные социальные ценности – духовные, гуманитарные. 2. Право как "явление Разума" И вот тут, в этом небольшом параграфе главы – с тем чтобы попытаться уже с философской стороны обосновать особенности права, его назначение в жизни людей (и, не скрою, с расчетом главным образом на читателя, имеющего интерес и, возможно, даже склонность ко всякого рода философским премудростям), делается небольшой экскурс в философскую проблематику – в философию права. Что, скажу прямо, в общем-то не очень-то обязательно для обоснования основных идей данной работы. При этом, вполне понятно, придется коснуться, как говорится, высоких материй – хотя бы вкратце, в самом общем виде, без подробных аргументаций и пояснений. Это значит прежде всего то, что здесь речь пойдет о Разуме, так сказать, с "большой буквы" – феномене мирозданческого, вселенского порядка. Стало быть, о самой сути "появления на свет" и бытия людей как разумных существ – о том основательном и первичном, что позволяет человеку и сообществу людей (при всей противоречивости разума как психофизического явления) через мысль и волю проникнуть в глубь вещей и процессов, выбирать и решать, познавать и творить, соединяя мечту, духовные ценности, расчет и созидательное дело. И при этом – реализовать предназначение людей как носителей Разума – высшего явления (творения) мироздания, Вселенной. И вот – по крайней мере два момента, которые под углом зрения Разума в его таком глубоком понимании во многом помогают с философской стороны понять тайну права, его назначение в жизни людей. Первое. Разум во всех своих проявлениях – это не что иное, как свобода человека. Разум представляет собой способность делать собственный выбор, решать жизненные проблемы самому. И значит – способность выйти за пределы жестких, императивных, непререкаемых природных порядков и зависимостей, принимать решения по своему усмотрению, руководствуясь идеальными представлениями, принципами, началами, в том числе – к счастью, высокими духовными идеалами, относящимися к основополагающим моральным ценностям внутреннего духовного мира человека. Вот почему именно право с его спецификой, выраженной с дозволениях, субъективных правах, может быть охарактеризовано в качестве реального бытия Разума. И отсюда •—• такого нормативного образования, в котором содержится заданная ("заряженная") Разумом нацеленность правовой материи в области практических отношений на свободу и активность человека, на реализацию его творческого потенциала. И в т о р о е. Именно разум "закладывает" в право такую ориентацию, которая находится на другом полюсе по отношению к "умным" деяниям людей, сопряженных с биологическими и социальными негативами человеческого бытия. Что с рассматриваемых позиций изначально и определяет нацеленность правовой материи в области практических отношений не только на свободу и активность человека, но и на высокие духовные ценности и идеалы. Именно в этой связи получается своеобразное сцепление частиц правовой материи, когда они объективно, как бы сами собой выстраиваются в направлении субъективных прав (ее, такого рода, казалось бы, невесть откуда взявшаяся собственная логика). И это – не нечто хаотически случайное и не некое мистическое "предначертание", а вполне понятное, вполне объяснимое проявление высокого, мирозданческого значения Разума, выражением и атрибутом которого является свобода людей. Нельзя не заметить, что в рассматриваемом отношении право как эффективный и целесообразный нормативный регулятор демонстрирует свою параллельную схожесть с другим носителем рациональных начал (если угодно, тоже своего рода "явлением разума")- Такими прежде всего, как материальная техника, технология, причем и здесь – так, что интеллектуальные свершения выражены в строго определенных объектах. Но в праве есть и нечто такое, что принципиально возвышает его как явление Разума, и в чем – как раз через Разум – воплощаются высшие духовные, гуманитарные, моральные ценности и идеалы. В научном отношении рассмотрение права под углом зрения Разума позволяет выйти на уровень математического (инструментально-математического) его понимания. То есть таких характеристик права, которые в области юридической догматики по большей части выступают в качестве своего рода "математического инстинкта", свойственного выдающимся юристам-практикам и теоретикам, а ныне, при широком подходе к праву, открывают перспективу и на уроне теории основательного и глубокого постижения правовой материи как некоего алгоритма, механизма, призванного служить людям. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |