|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дело пятидесятников
меня на книжной полке сияет золотым тиснением Библия, великолепно изданная в Швеции на русском языке. Ее недавно прислал мне в подарок епископ Церкви христиан веры евангельской (пятидесятников), из своей резиденции под Москвой. На титульном листе надпись: «Дорогому Семену Львовичу от подзащитного Ивана Петровича Федотова. 1961г. Мособлсуд. 17-136Ф. У17-136» - это была его статья, за подстрекательство к убийству. Тогда, в 1961г., это была еще отнюдь не признанная, вполне легальная Церковь с международными связями, как теперь, а маленькая, но набиравшая силу религиозная община. Федотов был ее пресвитером, проповедником. Прихожан объединяли особая чистота нравов, бескорыстие, трудолюбие, братская любовь и взаимопомощь. Не помню, в чем именно состояло ее отличие от близкой ей по духу и порядкам баптистской церкви, но она выигрывала в этом соревновании, и ряды ее приверженцев активно ширились. Этим она и привлекла к себе внимание властей, не терпевших конкурентов в идеологии. К тому же, в отличие от евангельских христиан-баптистов, община пятидесятников оказалась вне контроля и руководства извне. Начались гонения, в которых приняли участие и баптистские структуры. Молитвенные собрания общины разгонялись милицией и дружинниками, но люди продолжали тянуться друг к другу и к Федотову и собирались тайно вновь и вновь. Эта неравная борьба закончилась возбуждением уголовного дела.
Федотов был обвинен в подстрекательстве некоей прихожанки к ритуальному (?!) убийству своего ребенка. Кроме того, его и нескольких женщин, предоставлявших свои дома для молений, обвинили в организации изуверской секты. Изуверство (причинение вреда здоровью граждан под видом отправления религиозных обрядов) состояло, по заключению судебно-психиатрической экспертизы, в том, что длительные моления и пение псалмов вызывали у прихожан состояние транса, в котором они начинали выкрикивать непонятные слова и фразы. Это явление (глосалалия) напоминало описанное в Новом Завете сошествие на апостолов Святого Духа в день Пятидесятницы, при котором они заговорили «на иных языках», неведомых им ранее, чтобы нести Благую весть другим народам. Отсюда и наименование общины. Все обвиняемые запретили родным приглашать защитников: - Господь защитит нас, иной защиты нам не нужно. Мы ни в чем не виновны, - говорили они. Обвиняемые отказались и от назначенных им «казенных» адвокатов, но отказ их не был принят, - и они смирились с нашим присутствием. Мои беседы с Федотовым в тюрьме, при подготовке к процессу, выходили за обычные деловые рамки: говорить с ним и слушать его было интересно. Он рассказал мне, как еще матросом срочной службы начал подолгу размышлять о смысле жизни и о том, как прожить ее достойно; каким откровением явилось для него Евангелие, случайно попавшее ему в руки, и как оно осветило ему весь будущий путь. Он вернулся со службы истово верующим человеком, воспринявшим учение как непосредственное руководство к образу жизни и выбору цели. Вместе с сутью Книги он принял и описанный в ней уклад первых христианских общин как единственно верный и не имеющий ничего общего с пышностью и зрелищностью современных конфессий. «Человек не может приходить к Богу в гости и уходить от Него, когда вздумается. Он должен носить Его в своей душе», - говорил Федотов. Его беседы с окружающими не были наставлениями. Он просто делился заполнившим его добрым светом знания подлинной Истины. И странное утешение, которое он приносил слушавшим его и в Малоярославце (ошибка автора: в то время И.П.Федотов жил в Бирюлеве. - Прим. ред.), где он жил с матерью, и на работе, постепенно начало привлекать к нему все больший круг людей. Послушать его начали ездить и из других районов области. Так возникла община. При достаточно придирчивой следственной проверке никаких признаков корыстной выгоды в его действиях обнаружить не удалось. Он жил на зарплату, и быт его был предельно скромен. В деле имелась характеристика из «Метростроя», где он работал бригадиром плотников: отмечались его требовательность к себе, честность, надежность, ровный, доброжелательный характер. Подстрекательство к убийству ребенка выглядело на этом фоне достаточно странно. К вероятному исходу процесса Федотов относился спокойно и считал его ниспосланным ему свыше испытанием. Дело должно было рассматриваться Московским областным судом. Как это практиковалось тогда в пропагандистских целях, заседание суда было назначено выездным, в одном из районов области. Однако место было выбрано достаточно далеко, в г. Дрезна, - надо полагать, чтобы затруднить присутствие иностранных корреспондентов, проявлявших к делу ин-
терес. С той же целью большой зал фабричного клуба, где начался процесс, оказался заполненным дружинниками и евангельскими христианами-баптистами, проходившими по пропускам. На освещенной юпитерами сцене заседал суд. Слева и справа - прокурор и защитники. Там же отдельно восседал профессор-психиатр Л., заместитель директора Института судебной психиатрии по научно-карательной части, в огромных роговых очках. Внизу, отделенные оркестровой ямой, - подсудимые под конвоем. Значимость процесса подчеркивалась обилием журналистов из центральных газет, а также теле-фото-кинобратии с аппаратурой. Спектакль, видимо, решено было поставить с размахом. Процесс начался с допроса свидетелей, который достаточно скоро показал, что обвинение сляпано кое-как. Свидетелями были дружинники, разгонявшие прихожан. На молениях они не бывали и о них показать ничего не могли. В числе свидетелей были и прихожане, не желавшие зла подсудимым и сочувствовавшие им. И те, и другие ничего не дали для обвинения в изуверстве. Не лучшим образом выглядело и обвинение в подстрекательстве к убийству младенца. На роль Ирода Федотов, по доказательствам, явно не тянул. Мы, защитники, даже не прилагая особых усилий, уже к концу первого дня процесса явно склоняли чашу весов в свою пользу. Суд предпочитал не замечать этого. На другой день в отдельную комнату заводской столовой, где адвокатам позволено было обедать вместе с более важными участниками действа, заглянула официантка и спросила: - Кто здесь адвокат Ария? Вас к телефону. Недоумевая, я пошел к аппарату. Далекий голос из Москвы зарокотал в трубке: - Товарищ Ария? С вами говорит секретарь обкома Я напрягся. С персонами такого ранга мне ранее общаться не приходилось. - Слушаю вас, товарищ Панкратов. - Мне тут докладывают, что вы нам срываете мероприятие. - Какое мероприятие? - А вот процесс. Учтите, дело на контроле в ЦК партии. Улавливаете мою мысль? - Улавливаю. Я не знал, что это - мероприятие. Кроме того, полагаю, что вас вводят в заблуждение. Здесь идет обычная работа. - Да? Во всяком случае, имейте в виду: я проверю! - Понял вас. Всего доброго, товарищ Панкратов. Через пару часов в процессе был объявлен технический перерыв: из Москвы на двух черных «Волгах» прикатили проверяющие, из обкома и из министерства юстиции. На их вопросы председатель суда Котов пояснил, что ничего особенного не происходит, адвокаты, как им и положено по закону, занимаются защитой. То же подтвердил и прокурор Залегин. Тогда они обратились ко мне: - А кто здесь воду мутит? Кто стучит в обком? - Не знаю, кто стучит, но на меня в каждом перерыве наскакивает с замечаниями вон та толстая баба, Проверяющие дружно посмотрели в указанном мною направлении. - Эта «толстая баба» - заведующая отделом агитации и пропаганды обкома партии... - Так укоротите ее немного...
На том ревизия закончилась, процесс был продолжен. Из него помню еще пару эпизодов. На свидетельском помосте рядом с подсудимыми - мрачного вида изнуренная женщина в темном платке, с глазами, горящими нездоровым огнем. - Свидетель, ваша фамилия? - Пичугина. - Имя, отчество? Вместо ответа женщина падает у микрофона на пол, бьется в судорожных конвульсиях. Кто-то из публики пытается придерживать ей голову. Профессор Л. быстро встает, подходит к рампе и некоторое время через свои важные очки пристально наблюдает за женщиной. Затем поворачивается к суду: - Это не эпилептический припадок! Это неврастенический припадок! Судья Котов гневно обращается к подсудимым: - Вот до чего вы доводите людей своими молениями! - Товарищ председательствующий, - тихо говорю Я говорю это тихо, но стоящий передо мной микрофон доносит мои слова до всего зала. Судья срочно листает дело, находит протокол допроса Пичугиной, проверяет меня: - М-м-да, действительно... И вот еще помню. Перед судом миловидная, опрятная женщина лет тридцати. Следует выяснение анкетных данных. Затем судья говорит: - Я вижу из протокола допроса, что вы ранее были
- Да, конечно. Ну, что я могу сказать? Помещение небольшое, не зал, набьется народу - духота. Да натощак, да на ногах часа по три-четыре подряд, почти без перерывов, поют псалмы, молятся - каждый о своем... Иной раз аж в глазах темно... Выйдешь потом - тебя качает. Еле до дому доберешься... - Вот видите, как скверно, как вредно... Вы из-за этого и вышли из секты? - Не совсем. Я к ним год ездила, все обеты исполняла. Потом потянуло меня на мирское. Решила братьев-сестер не обманывать и ушла. - Очень правильно сделали. А что вас привело к ним?
- Да я нездорова была: лейкемия, белокровие... Долго лечилась, врачи не смогли помочь. Вот и решила к Богу обратиться. Оттого и пришла к ним. - Понятно. А как сейчас у вас со здоровьем? - неосторожно спросил судья. - Сейчас, слава Богу, здорова. Молилась, молилась - и Господь помог. Теперь здорова... В зале - движение. Публика осмысливает и обсуждает услышанное. Прокурор смотрит на судью, судья - на прокурора. Поэт Сергей Островой, представлявший на процессе газету «Правда», подвозит меня в этот день на редакционной машине в Москву и говорит по пути злорадно: - Ну и деятели! Ну и антирелигиозная пропаганда! Допросили подсудимых. Выслушали прения сторон. Затем покорная Фемида отвесила подсудимым сполна: Федотову - десять лет, женщинам - от трех до пяти... Иван Петрович отбывал незаслуженное наказание смиренно и без обиды в душе. Это рассказала мне его мать, изредка навещавшая меня с вопросами по делу. Его влияние на атмосферу в колонии было огромным.
Община не распалась, и он, спустя годы, вернулся к ней, чтобы снова ее возглавить. Я беру в руки свою Библию. Мне лестно и приятно, что через тридцать пять лет епископ пронес добрую память об усилиях своего защитника на неправедном суде. (Семен Ария. Мозаика. Записки адвоката. Речи. М., 2000. Стр. 38-44). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |