АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура древних цивилизаций. Художественные идеалы и достопримечательности Др. Греции

Читайте также:
  1. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  2. II. О древних памятниках креста и изображении его, заимствованных из московских древностей
  3. III Русская художественная культура
  4. Адукацыя і культура.
  5. Адукацыя і культура.
  6. Адукацыя, навука, культура.
  7. Адукацыя, навука, культура.
  8. БИЛЕТ 7.1 Общение. Культура общения.
  9. Быт и культура болгар в XV-XVII вв.
  10. Ведическая культура, современность и будущее человечества.
  11. Ведическая культура.
  12. Война древних жителей земли с пришельцами

Культуры Древней Греции, как «античная культура» рассматривать в качестве одного из важнейших источников европейского культурного развития последующих столетий. Культура Древней Греции (Эллады) поражает обилием своих достижений. Грецию называют родиной философии, европейского театра, демократии западного типа, Олимпийских игр. В Греции появилось искусство возвышенного реализма, утверждавшее идеал калокагатии - единство физической красоты и нравственного совершенства человека. В Греции берет начало ордерная архитектура (архитектурный ордер - строгая система рациональных соотношений между несомыми и несущими частями зданий стоечно-балочной конструкции). Здесь возникли и получили развитие главные жанры и виды литературы (эпос, поэма, трагедия, комедия, идиллия, эпиграмма, басня и т.д.). Названия многих наук, множества общеупотребительных научных и философских терминов имеют греческое происхождение (например, физика, астрономия, ботаника, антропология, динамика, атом, грамматика, политика, демократия…). Удивительно также общее количество знаменитых эллинов - талантливых и даже гениальных творцов культуры. Среди них: философы Сократ, Платон, Аристотель; трагики Эсхил, Софокл, Еврипид; комедиограф Аристофан; баснописец Эзоп; поэты Гомер, Сапфо, Анакреонт; скульпторы Фидий, Мирон, Поликлет; математик Евклид; врач Гиппократ; историк Геродот; изобретатель Архимед… При этом эллины всегда оставались относительно небольшим народом, и сроки расцвета их культуры были довольно сжаты («классический период» - V - IV вв. до н.э.). Ряд авторов указывают на особенности ментальности (национального характера) эллинов, в т.ч. на их славолюбие и свободолюбие, предприимчивость и любознательность, любовь к публичности и развитое чувство прекрасного. Эти особенности пытаются увязать с каким-то своеобразием природно-климатических условий и географического положения Греции. Говорят о мягком климате и разнообразии рельефа, о жизни эллинов в окружении гор и морей, о жизни на пересечении многих путей, по которым уже в древности двигались торговцы, пираты, завоеватели, происходила передача культурных ценностей. Подчеркивают тот факт, что цивилизация эллинов вошла в фазу зрелости на пике т.н. «железной революции», что обусловило ее больший динамизм и склонность к инновациям - в сравнении с древневосточными цивилизациями, где еще в бронзовом веке успели сложиться чрезвычайно консервативные общественные структуры. Немаловажно, что на землях, населенных эллинами, не было необходимости заниматься ирригационным земледелием, а в странах Востока именно оно служило одним из главных условий складывания деспотических государств, устойчивых и медлительных в своем развитии. На небольшой территории Древней Греции (помимо ее собственно балканской части к ней относились острова Эгейского и Ионического морей, западное побережье Малой Азии, юг Италии, побережье Сицилии, колонии в Северном Причерноморье и Северной Африке) в течение ряда веков существовало несколько сотен полисов, городов-государств, в управлении которых так или иначе участвовали все граждане (свободные мужчины-землевладельцы). В полисах случались перевороты, между полисами завязывались войны, но в целом такая общественно-политическая организация содействовала развитию в людях-гражданах инициативы и ответственности, чувства собственного достоинства, любви к публичной деятельности, умения ставить и обсуждать проблемы. Следует учитывать и то, что в Греции в отличие от древневосточных цивилизаций сформировалось рабство классического типа, для которого характерна массовая и жестокая эксплуатация рабов, бесправных «говорящих орудий». Существование рабства давало свободным более широкие возможности посвятить свой досуг политике, искусству, философии, спорту. Мало того, рабство прямо к этому подталкивало, поскольку для эллинов было принципиально важно культивировать в себе такие качества, которые подчеркивали их статус свободных граждан. И конечно же, надо признать факт влияния на греков культур Древнего Востока.

65. Искусство Западной Европы как полет експериментаторства: реализм, модернизм,постмодернизм.

В развитии западноевропейской литературы и искусства XIX в. — период появления произведений, ставших огромным достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию и ее результаты, религиозный аспект. Общей чертой развития мировой культуры в XIX в. был неуклонный рост международного культурного обмена. Этому способствовало стремительное развитие мировых экономических контактов, совершенствование средств транспорта, связи и взаимной информации. В XIX в. впервые в истории человечества устанавливается всемирная система хозяйствования и в сферу общественного производства включаются самые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и предмет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и общественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения и главный предмет искусства — человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, поистине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сформировался как направление в 30—40-е гг. XIX в. В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, — главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени). К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Уходящий век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационализации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Кумулятивным фактором процесса объединения, или как его часто называют процесса конвергенции (слияния), стали две НТР, которые не только необычайно увеличили хозяйственный потенциал человеческого общества, но и связали воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаимопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур, в том числе и на более высоком уровне — цивилизаций Запада, Востока и Юга. Противоречия мирового развития в XX в. отразились в духовной сфере, свидетельством чего может служить, в частности, широкое распространение антигуманных, по своей сути антикультурных концепций, доктрин, направлений. Ведущими художественно-эстетическими системами культуры 20 века явились модернизм и постмодернизм. Модернизм определяет характер художественной культуры Запада в первой половине 20 века. В его рамках происходит поиск и утверждение новых духовных основ бытия, отвечающих требованиям позднего индустриального общества. К модернизму относятся самые различные течения искусства: экспрессионизм, символизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, абстракционизм, сюрреализм. Модернизм нашел отражение в живописи, поэзии, скульптуре, графике, хореографии и архитектуре. Его идейной основой стали философия жизни, психоанализ (Берсон, Лосский, Ясперс, Фрейд, Юнг)). Выступая каждый раз с позиции открытия новых путей, искусство модернизма объявляет себя авангардом. Авангардистские течения отразили стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодоление натурализма и реализма, предполагает доверие к сложившимся формам жизни и предметности. Искусство становится не только отражением реальности, но ее заменой, средством ее преодоления и выражения истинного бытия. Поэтому оно разрывает с прежними формами и проводит или реконструкцию или конструктурирование. Воссоздание принципиально новых моделей бытия. Источником нового могут быть самые разные начала:

· создание принципиально новых моделей в архитектуре конструктивизма, апология техницизма в техноутопиях и живопись футуриста, утверждение абсолютной ценности индивидуального начала философии и литературы.

· отказ от изображения реальности в абстракционизме. Все авангардные течения отказывают искусству в его познавательных функциях.

В целом модернизм способствует преодолению традиционных типов буржуазности, внедряет идеи и мотивации зрелого индустриального общества и стремления к выходу за его пределы.

В середине 70-х годов 20 века в духовной жизни развитых стран, вступивших в постиндустриальную эпоху, проявляется течение постмодернизма. Оно складывается как адаптация духовной деятельности к условиям зрелого демократического общества, отличающегося плюрализмом в различных сферах бытия. Постмодернизм претендует на преодоление эстетической или рефлексивной дистанции между жизнью и культурой.. Постмодернизм освобождает человека от внешней принудительности, регулированной силы любого плана. Он стремится снять принудительность прежнего культурного достояния, дискредитирует идею самодостаточности культуры как высшего выражения ценностей и смысла бытия. Отвергаются не только идеалы, но и сам принцип сохранения культурного наследия и самобытности культуры. В отличие от авангарда, ставившего себя просто выше прошлого, постмодернизм ставит себя вне прошлых достижений культуры. Он оперирует безличными понятиями, делает неопред. лучшим критериям ценностей тексты и рац. текучесть слов наиболее приемлемой формой выражения мысли.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)