АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Славянская мифология как основа культуры Украины

Читайте также:
  1. B. метода разделения смеси веществ, основанный на различных дистрибутивных свойствах различных веществ между двумя фазами — твердой и газовой
  2. I. БИБЛЕЙСКОЕ ОСНОВАНИЕ
  3. II. ОСНОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
  4. II. Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта.
  5. VI. Определение учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения
  6. VI. Правовые основания и порядок работы с военнослужащими по контракту, не справившимися с обучением по программе интенсивной общевойсковой подготовке с курсом «выживания»
  7. X. Обоснование клинического диагноза
  8. А были ли фейерверки? Историография фейерверочных зрелищ как явления культуры 1700-1760-х годов.
  9. А ты? Кому ты доверяешь и что надо, чтобы ты доверял? Кому не доверяешь и почему? На каких критериях основано твое собственное решение о доверии и недоверии? Перечисли их.
  10. АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЮБВИ У ДЕТЕЙ –СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ МЕТОДОМ КАНИСТЕРАПИИ «ГОРОД СОЛНЦА» (Г. БАРНАУЛ)
  11. Административное правонарушение как основание применения мер административной ответственности.
  12. Административное производство по жалобе или протесту по делам об административных правонарушениях: основание, процедура и сроки рассмотрения, виды решений при рассмотрении.

Славянская мифология представляет собой совокупность ми-фологических представлений праславян времени их единства. Праславянские мифологические тексты не сохранились, поэтому знания об основных элементах славянской мифологии реконструированы из вторичных фольклорных источников, а также предметов изобразительного искусства. Украинская культура буквально пронизана символикой, уходящей корнями в мифологическую древность, к своим праславянским корням. Эта символика воплощена в произведениях фольклора: в сказках, народных песнях, пословицах и поговорках, в народных промыслах, произведениях авторской художественной литературы, искусства, в слове. Классифицируя символы, принадлежащие украинской культуре, можно выделить несколько уровней мировосприятия.

1. Цветовая символика играет огромную роль в украинской культуре. Её влияние прослеживается в восприятии некоторых слов, обозначающих цвета. Здесь чётко выделяется смысловая триада «зелена - хороша- молода» с акцентным словом «зелена», имеющим символическую цветовую окраску. Красный цвет означает амбивалентные символы: власть и бунт, любовь и месть; белый - символ радости, чистоты, дневного света; жёлтый - воплощает такие понятия, как радость, зрелость, урожай, но и одновременно - болезнь, смерть, потусторонний мир; синий считается цветом доверия, бесконечности, грусти.

2. Фитосимволика. В древние времена цветы имели ритуальное значение. Это связано с древнейшими культами древнерусских берегинь (существ, обитающих на берегах рек). Есть сведения, что у славян богиня жизни и плодородия Жива (С1ва) изображалась традиционно в образе женщины с цветами в руках. Барвинок являлся символом победы весны над зимой, василёк - чистоты и добра, мак - сна и смерти, скоротечности жизни и красоты девушки; калиной украшали одежду невесты, чтобы подчеркнуть её чистоту. Дуб считался символом Перуна и других богов, а также олицетворял цельность, здоровье, силу, мощь, прекрасного юношу. Верба - прадерево жизни, силы возрождения и, одновременно тоскующей женщины, вдовы.

3. Зоосимволика. Мифологическим содержанием наполнены образы животных, птиц, насекомых, которые нашли своё место в народной украинской символике. Например, волк - символ зла, жестокости; сова - потаённых знаний, мудрости, несчастья и лжи.

4. Аграрная символика. События сельскохозяйственной жизни были наполнены для наших предков сакральным, потаённым смыслом. Например, сенокос представлялся им символом смерти и нового рождения одновременно.

5. Символика, связанная со сторонами света. Восток-Запад - символ жизни-смерти, света-тьмы, начала-конца. Подобные представления легко объясняются процессом вращения Земли вокруг Солнца и, соответственно, смены дня и ночи.

6. Символика, связанная с устройством человека. Око - символ разума и духа, Солнца, но и злых сил. Сердце - символ Центра, Бога, жизни, доброты, любви, грусти. Волосы - знак энергии, здоровья, скорби (распущенные волосы у славянской женщины).

7. Ландшафтная символика связана с восприятием элементов ландшафта: степь, поле, лес, курган (могила) и т.д. Курганы (могилы) являются символом вечности, памяти, задумчивости, грусти.

8. Бытовая символика. Множество предметов быта обладали для наших предков символическим значением: веретено, колодец, соль, рушник. Например, «скриня» (сундук) - символ зажиточности, трудолюбия невесты, разумного брачного выбора.

9. Демонологическая символика - символика, опирающаяся на образы чертей, домовых, ведьм, русалок, упырей и другой нечисти. Например, вий - незрячий, с заросшими густыми волосами глазами старик со смертельной силой взгляда; вовкулак - человек-волк, оборотень; водяной, домовой, лесовик, полевик, созданный чёртом для жизни в поле и вреда людям; скарбник (охранник богатств своего хозяина, выполняющий свою работу за проданную ему душу).

Мифотворчество славянских народов породило яркие образы и мифологические истории, которые по сей день вдохновляют поэтов, писателей, драматургов, художников, скульпторов, сценаристов и кинорежиссёров к созданию новых произведений искусства, где ведьмы и русалки, Перун и Велес, добрые и злые силы обретают продолжение в своей новой художественной жизни.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)