АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура Украины XVI – XVIII ст. Феофан Прокопиевич – выдающийся деятель просветительского и культуры

Читайте также:
  1. CCXVIII
  2. Chapter XVIII
  3. CHAPTER XVIII ADJECTIVE
  4. CHAPTER XXVIII COMPOUND SENTENCE
  5. CLXVIII
  6. CLXXVIII
  7. CLXXXVIII
  8. CXXVIII
  9. CXXXVIII
  10. I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПРФ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТИИ
  11. II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки
  12. II. Подготовка к основной учебно - познавательной деятельности.

XVI-XVIII ст. - исключительно сложный и важный период в жизни украинского народа. В политической истории он охватывает такие процессы, как переход всех украинских земель под власть Вещи Посполитой, нарастание освободительной борьбы, создание национальной государственности в ходе Хмельнитчины, дальнейшая потеря завоеваний. В отечественной культуре это была яркая, плодотворная эпоха, принципиальная для дальнейшего развития. Можно выделить целый ряд причин, которые объясняют культурный подъем в Украине в XVI-XVIII ст.

Прежде всего надо подчеркнуть, что тогда еще были живые традиции Киевской Движении. Лучше всего они сохранились в западноукраинских землях, менее потерпевших от монголо-татарского нашествия. Кроме того, в большом княжестве Литовскому культурное наследство Киевской Движении была воспринята на государственном уровне. Свою роль сыграл и влияние западноевропейского Возрождения и Реформации. Важнейшим фактором, который влиял на развитие культуры в Украине в этот период, была национально-освободительная борьба украинского народа. Неоднозначной в развитии украинской культуры в XVI ст. - первой половине XVIII ст. была позиция социальной элиты. Своей меценатской деятельностью прославились князь Константин (Василий) Острожский, князь Юрий Слуцький, Елизавета (Галшка) Гулечивна. Однако большинство украинских феодалов, верхушка духовенства в условиях господства Речи Посполитой отдалялись от национальной культуры - языка, традиций, православной веры и воспринимали польскую. В этой исторической ситуации роль духовного лидера народа взяло на себя казачество - самобытное общественное состояние, которое сформировалось в XV-XVI ст. Самое казачество подхватило традицию национальной государственности, выступило защитником православной церкви, украинского языка. Всенародная война за свободу Украины 1648-1657 гг. непосредственно отразилась и на культурной жизни. Патриотичные чувства, общие походы, массовое переселение - все это оказывало содействие культурной интеграции разных регионов. В 17-18 веке ведущую роль в развитии украиснкой культуры играло духовенство.Одним из представите лей котрого является феофон Прокопович— епископ Православной Российской Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода (и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода Русской Православной Церкви; проповедник, государственный деятель, выдающийся писатель и публицист, поэт, сподвижник Петра. Вернувшись в Киев и снова обратившись в православие, он стал преподавать в Киево-Могилянской академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приёмов. Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьной сцены, написал трагедокомедию «Владимир», в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы со старыми московскими предрассудками. По случаю Полтавской победы 1709 года сочинил панегирическую проповедь, которая была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором. В 1711 году был вызван в царский лагерь во время Прутского похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской академии. Продолжая свою преподавательскую деятельность, издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Несмотря на полученное в юности католическое образование Феофан являлся заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Ф. Бэконом и Р. Декартом; он решительно выступал с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)