|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Григорий Сковорода – просветитель, философ, поэтГригорий Сковорода (1722-1794гг) – руський и украинский странствующий философ, поэт, баснописец и педагог, оказавший влияние на всю восточнославянскую культуру. Он получил высшее образование в Киевской академии, прекрасно владел многими язиками. Свои знания расширил во время путешествия по странам Европы. Педагог по призванию Г. Сковорода читал курс лекцій поэтики в Переяславском колегиуме, но нетрадиционный поход к преподаванию вызвал недовольство начальства. Г. Сковорода вынужден был оставить коллегиум, С 1769 года он выдет образ странствующего філософа – просветителя. За период с 1769 по 1774 год Г. Сковорода написал 30 басен, составивших сборник «Басни харьковские». Басни он писал прозой, впервые в украинской литературе сделав басню самостоятельным жанром. В своїх банях он открывал мысли, что и в философских трактатах: о глубокой духовной жизни человека, о счастье «сродного труда», высмеивал пустоту и глупость, стремление к чинам привелегиям. утверждается, что о людях судят «не по убору и словам, но по делам»(басни «Ворона и Чиж», «Старуха и горшочек»). Григорий сковорода выступал как поэт. Большинство стихав написано в период с 1757-1782 год, и они вошли в сборник «Сад божественних песен», Он воспивал жизнь на лоне природы, естественность человеческого бытия, противопоставляя суете горожан, погоне за багатством и чинами. (2 Ах поля, поля, зеленне»). Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия. В своей философии Сковорода был близок к пантеизму, поскольку подобно Спинозе отождествлял бога («высочайшее существо») и «всеобщую мати нашу натуру». При этом мир этот безначален, и символом его может быть назван змей, «в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами». Эта природа порождает охоту, а охота — труд. Весьма терпимо Сковорода относился к язычеству, видя в нем подготовку человеческого рода к принятию християнства. По отношению к религии предлагал средний путь между «курганами буйнаго безбожія» и «подлыми болотами рабострастнаго суеверія» Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некий «симболичный мир», связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей. Каждый из этих миров состоит из «двух естеств» — видимой (тварной) и невидимой (божественной), материи и формы. Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |