|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура послевоенного времени. Архитектура и изобразительное искусствоВозрождение украиснкой кульутры после войны проходило с большими трудностями. В это время все средства шли на восстановление промышленности. Культурное строительство, как и ранее, финансировалось по остаточному принципу. Победа СССР в войне усилила развитие в советском обществе процессов, которые противостояли друг другу: с одной стороны – укрепление тоталитарного режима; с другой – рост общественного сознания народа, вынесшего на своих плечах все тяготы войны. Сталинский режим на требования времени ответил не реформами, а попыткой сохранить неизменность положения, усилением контроля над обществом, особенно в области идеологии. Проявления национального самосознания, критический подход к любым явлениям общественной жизни, отступление от регламентированных пропагандистских стереотипов со стороны деятелей культуры часто квалифицировались как украинский буржуазный национализм, космополитизм, антисоветская деятельность и угрожали человеку моральным и физическим уничтожением. Победоносное завершение войны способствовало укреплению личного авторитета И. Сталина. Но реалии послевоенной жизни требовали смицнення идеологического обеспечения сталинского режима. Осознавая себя победителем, народ хотел лучшего, зажиточной и свободного жизнь. Все чаще стали проявляться свободомыслие и национальные чувство, Выразителями которых была в первую очередь интеллигенция. Именно против них и было направлено острие сталинских репрессий. Это новое идеологическое обоснование сталинского режима имело особенно негативные последствия для украинском. «Ждановщина» (1946-1949 гг) означала усиление вмешательства сталинского режима в сферу идеологии, культуры, науки, литературы, искусства с целью установления жесткого контроля над духовным развитием советского общества. Особенностию развития архитектуры и изобразительного искусства в после военное время заключалось в том, что в условиях сталинского режима деятели культуры обязаны были творить в рамках так называемого социалистического реализма, который возводил функции литературы и искусства к изображению преимуществ "социалистического образа жизни" и прославления деятельности Й. Сталина. В первые послевоенные годы основными темами произведений украинских художников стали героика Великой Отечественной войны, радость возвращения недавних воинов к мирному труду. Суровый драматизм войны и высокие моральные качества советских бойцов, непреодолимая воля к победе раскрыты в полотнах В. Г. Пузырькова «Черноморцы», С. Б. Отрощенко «Партизаны», П. С. Сулименко «Знамя победы», В. В. Полтавца «Атака отбита». В картине «Возвращение» В. Н. Костецкий показал взволнованную встречу воина-фронтовика со своей семьей после окончания войны. Работая над современной темой, мастера кисти усиливали внимание к жизни и быту рабочих («Молодые кадры Донбасса» П. Ф. Депутатовой, «Донецкие шахтеры» В. М. Черникова, «Шахтеры. Смена», «Жаркий день» В. И. Зарецкого), к теме восстановления колхозного села («Хозяева земли» А. Г. Максименко). В 40—50-е годы раскрылся и окреп талант Т. Н. Яблонской. В картине «Хлеб», сразу же получившей всеобщее признание, художница передала красоту и радость коллективного труда, сплоченность людей в их битве за хлеб. В картине «Весна» преобладают спокойные ритмы, отражающие счастливую мирную жизнь городской детворы. Жизнеутверждающая атмосфера современности, поэзия природы тонко воссозданы в последующих работах художницы — «Над Днепром», «Праздничный вечер». Глубоким раскрытием внутреннего мира советского человека, особенно молодежи и детей, умением показать современника духовно богатым и содержательным отличаются послевоенные жанровые картины С. А. Григорьева «В родной семье», «Вратарь», «Прием в комсомол», «Обсуждение двойки», «Вернулся». Значительный вклад внесли художники в разработку исторической тематики. С большим мастерством написана картина Г. С. Мелихова «Молодой Тарас Шевченко в мастерской К. П. Брюллова». Среди произведений живописи, посвященных освободительной борьбе украинского народа против польско-шляхетского гнета, воссоединению Украины с Россией, выделялись полотна М. Г. Дерегуса, С. И. Репина и В. Я. Савенкова «Переяславская рада», М. И. Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом», К. Д. Трохименко и В. Д. Кравченко «Весна 1648 года». Тенденция лирико-эпического осмысления исторической темы нашла наиболее полное выражение в творчестве М. Г. Дерегуса («Тарас во главе войска», «Дума про казака Голоту»), М. И. Кривенко («Ехал казак на войну...»). Развитие портретной и пейзажной живописи в первые послевоенные годы связано в основном с творчеством художников старшего и среднего поколения. Портреты партизанки М. В. Вовчик-Блакитной, народной артистки СССР М. И. Литвиненко-Вольгемут, знатных сталеваров Днепровского металлургического завода им. Ф. Э. Дзержинского, созданные А. А. Шовкуненко, свидетельствуют об исключительном умении художника раскрыть духовный мир человека, подчеркнуть типическое в его характере. Портреты поэтессы Н. Л. Забилы, поэта Л. С. Первомайского, автопортрет написал Д. Н. Шавыкин. Худоя«гак создал и замечательные пейзажи — «Чайки», «Вечер на Днепре». Интенсивное развитие в 40—50-е годы получила монументально-декоративная живопись. Группа киевских монументалистов создала росписи, витражи и орнаментальные рельефы во Дворце культуры в Новой Каховке. Среди росписей здесь выделяется огромный плафон, выполненный на прямоугольном потолке концертного зала на тему «Слава строителям коммунизма» (авторы — В. И. Бондаренко и Б. Н. Пианида). Полуротонда над лестницей, ведущей на второй этаж, украшена многоцветным витражом «Дружба народов», на котором изображены представители народов СССР во время демонстрации на Красной площади в Москве (автор A. В. Мызин). Характерными произведениями монументальной живописи конца 50-х годов являются плафон в Киевской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (художник А. М. Чернов), панно В. И. Бондаренко «Казацкая песня» и Д. Н. Шавыкина «Чумацкая песня» в магазине музыкальной литературы на Крещатике, мозаичная композиция «Урожай» С. А. Кириченко и Н. Г. Клейн, выполненные Г. Л. Довженко монументально-декоративные рельефы в Новой Каховке, комплекс росписей на Выставке достижений народного хозяйства Украинской ССР (группа авторов). Значительным событием в культурной жизни республики, в т. ч. и Киева, был II республиканский съезд художников Украины, состоявшийся в 1956 году. В следующем году состоялся I всесоюзный съезд художников СССР, подведший итоги творческих достижений и определивший перспективы дальнейшего развития советского искусства. Артитектура. Архитектура в послевоенные годы вступает в новый этап своего развития. Полностью были восстановлены города Севастополь, Тернополь (1945-54г. г.), были создан архитектурный ансамбль Крещатика – главной улицы Киева. В связи со строительством Каховской ГЭС возник город Новая Каховка (1951-54 г. г.). Градостроительству этого времени присущи поквартальная застройка, ориентация на создание законченных архитектурных ансамблей. Фасады декорировались различными архитектурными формами классики в сочетании с элементами и мотивами украинского барокко. Возникли новые типы общественных зданий (Дом техники в Луганске, 1954 г.); киноконцертный зал им. М. И. Глинки в Запорожье, 1948-53 г. г., первый автовокзал междугородней связи в Харькове. В послевоенное десятилетие создано более 1 тыс. проектов планировки и застройки сел. Украины. Новый этап в развитии украинской архитектуры характеризуется сменой стилистической направленности, состоящей в осмыслении новых индустриальных материалов и конструкций. Грандиозные масштабы строительства породили его индустриализацию. В республике работали более 40 домостроительных комбинатов. На протяжении 50-60-х годов строили, в основном 5-этажные крупнопанельные дома с малометражными квартирами, вошедшие в историю как "хрущевки" или "хрущобы". Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |