|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Духовное и разумное началоДуховное и разумное начало и есть то самое наше «я» или наша истинная личность, которую каждый из нас чувствует и со- знает в себе существующей, мыслящей, и рассуждающей. Это наше «я» есть элемент нашего существа, который по природе своей и по всем своим проявлениям чистейшая отвлечённость, не заключающая в себе ничего материального и не состоящая ни из каких элементов, составляющих нашу землю. Иначе человек не мог бы быть наследником будущей бесконечной небесной жизни в царстве беспредельного добра и милосердия, ибо в этом случае телесная смерть уносила бы какие-нибудь элементы, составляю- щие духовное начало и через то нарушала бы неприкосновенность естества души. Никакой зависимости между материей и духом нет и быть не может, иначе и душевные отправления прекращались бы со смертью. Что существует в человеке духовное начало и источник нрав- ственных и разумных отправлений его, – это факт неоспоримый, ибо очевидность его подтверждается следствиями. Духовное начало в человеке доказывается существованием Бога; без него нет причины Богу существовать, ибо в таком случае 93
надо допустить, что Высший Разум, источник Добра и Милосер- дия, управляет такой вселенной, которая состоит из одних каме- ньев, или вообще говоря, из одной грубой и неразумной материи; это было не достойно Бога, которого мы не можем представить себе иначе, как бесконечно справедливым и бесконечно благим. Эти качества были бы совершенно лишними, если бы Он имел дело только с веществом. Невозможно было бы понять Высшую Правду и Высшее Добро в Боге, если бы Он сотворил чувствующих и разумных су- ществ и обрек бы их на уничтожение, после некоторого времени мучения на земле. Если мы не предположим, что нравственная и разумная часть человека переживает его материальное тело, мы должны припи- сать Богу жестокость, причину которой мы опять ни в чём отыс- кать не в состоянии. Вот почему материализм и атеизм разбива- ются друг другом: отрицая причину, они не могут допустить след- ствия; из этого выходит, что оба эти учения последовательны только в известных пределах и не соответствуют дальнейшему анализу природы вещей. Идея о загробной жизни присуща человечеству, оно чувствует её всегда, как утешение в земных страданиях; это главная причина, почему во все времена материалистов было меньше, чем спириту- алистов, атеистов меньше чем людей верующих. По наружному виду, по химическому составу и по проявле- ниям органической жизни люди очень мало отличаются от прочих тварей земных. Но на этом основании ещё нельзя никак основы- вать предположение, что и существа людей тождественны между собой, и тождественны с существами остальных тварей земных. Материя сама по себе всегда останется бездушной, неразумной, мёртвой и инертной материей; такова уже её природа и та подчи- нённая роль, которую она имеет во всех явлениях природы. Чтобы оживить это мёртвую материю, нужно присутствие жизненной силы, вызываемой Всесильной Волей Божией и превращающей неограниченную материю в ограниченную. Эта органическая ма- терия хотя и жива, но она ещё бездушна; она не может проявить ни разума, ни воли, ни мысли и ни сознавать своей жизни. Образец подобных органических живых материй, мы видим в растениях и 94
во многих простейших животных. Чтобы эта оживлённая материя могла проявлять разум, волю или сознание, необходимо, чтобы какое-либо самостоятельно чув- ствующее и сознающее разумное существо непосредственно со- единилось с этой материей, так сказать вошло бы в одну неразрыв- ную с ней связь, и тогда уже это существо (но не материя сама) может проявлять свою деятельность, свои способности и волю; ма- терия же во всём повинуется и беспрепятственно исполняет то, что делает это существо. Чем более духовно и разумно развито существо, вселившееся в эту материю, тем и отправления его выше, лучше и отчётливей. Разумные и нравственные проявления в человеке нисколько ни за- висят от сложения тела, но единственно от качеств и развития особи, заселяющей данное тело. Напротив, душа, заселяя тело во время своего рождения, ещё до появления тела в свет, приспособ- ляет сама своё тело и делает его удобным для проявлений через него всех своих способностей и качеств. Жизненное начало и духовное нисколько не связаны между собой: как отправления их, так и все функции каждого из них, не находятся ни в какой зависимости друг от друга. Тело может жить совершенно нормальной жизнью в то время, когда душа покидает его временно или, по крайней мере, ничем себя в этом теле не про- являет: такие состояния замечаются у человека во время некото- рых болезней разума, памяти, воли или ежедневно во время обык- новенного сна человека, а ещё резче обнаруживаются они во время летаргии. Во всех этих случаях жизнь органическая находится в полной силе и деятельности, а все разумные и волевые отправле- ния остаются в полном бездействии. Вот отчего всё искусство док- торов разбудить особу, спящую в летаргическом сне или вылечить болезнь воли остаётся окончательно бессильным, ибо это не бо- лезни тела, но болезни духа или души человеческой. Как может доктор вызвать своими лекарствами сознание, если сознательный субъект отсутствует из тела? Или, как может доктор вылечить бо- лезнь воли, если такого качества нет у души человека? доктор сво- ими лекарствами может воздействовать только на тело; но тело здорово, всё в нём исправно, и живёт нормальной жизнью, больна одна душа, или лучше сказать больна нравственно, т.е. порочна. 95
Душа же не может оставаться в теле, если жизненные силы по- гаснут и прекратят своё живительное действие. Когда тело уми- рает, душа принуждена оставить его. Одним словом, не потому тело умирает, что душа покидает его, но душа может покинуть тело только тогда, когда тело умрёт, когда оно становится негодно к жизни.
–––––––––– 96
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |