|
|||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Некоторые условия жизни духовЧтобы составить себе хотя отчасти картину загробной жизни, постараемся вникнуть в условия жизни духов и спросим себя: Чем поддерживают духи питание своего тела? Нужна ли им пища для поддержания расхода жизненной силы? – На это надо ответить: что мучительная обязанность, возложенная на человека и на животных, и тем более в такой грубой форме, как она у нас, конечно, не существует. Их тело, какое бы оно ни было, эфирное или ещё гораздо реже и тоньше как всякое тело может быть и должно поддерживаться чем-нибудь, каким-нибудь возобновле- 251
нием; но это возобновление должно ограничиваться одним непро- извольным актом-вдыханием того же эфира, который их окружает. Вопрос о питании существ на земле занимает большую часть жизни их. Многие животные, в особенности рыбы, должны пи- таться постоянно, целый день, иначе они умрут от истощения. С повышением в иерархии земных существ уменьшается и необхо- димость такого частого принятия пищи, и акт питания много об- легчается дыханием. Для высших Духов достаточно одного дыхания для поддержа- ния их эфирного тела, и акт этот, непроизвольный для них, и со- вершается без особого, для того приспособленного, органа, эфир- ным телом; это, так сказать, свойство их тела. Мы видим в природе такой способ в применении к телам материальным; у некоторых лягушкообразных гадов и устриц, и у других простейших живот- ных, дыхание производится через посредство кожи, которая с виду имеет совершенно гладкий вид. Отсутствие всякой заботы о насущном хлебе, занимающей нас так упорно в течение всей жизни, есть огромное их преимущество. Все земные существа обязаны всю жизнь и постоянно для поддер- жания своего общественного существования подстерегать других существ, ловить их, бороться с ними; из этой борьбы за существо- вание, из соревнования в добывании себе пропитания и других по- требностей жизни являются страсти, ссоры, физические боли, насилия всякого рода и, как следствие всего этого – ненависть друг к другу, страх и опасения за безопасность своего собственного су- ществования. Положение человека в этом отношении решительно не лучше всех других существ земли, а во многих отношениях го- раздо хуже, потребности его значительно больше, чем животных, организм его хуже приспособлен к борьбе с условиями жизни, вкусы избалованы, он предпочитает общество себе подобных, не- смотря на то, что это ещё более усложняет и утяжеляет вопрос его довольства. В самом деле, вообразите себе род людской, если бы ему не надо было с таким трудом доставать своё пропитание, и если бы все потребности его сводились бы к непроизвольному акту дыха- ния? – Это одно произвело бы уже большой переворот. Тогда не 252
было бы войн, сословий, народов, государств, не было бы сорев- нования, ненависти и страстей. Это был бы настоящий рай, воспе- тый поэтами, это были бы последствия счастливо созданного ор- ганизма. Это благодеяние природы достигается только высшими нравственными качествами человека после перехода его в загроб- ное состояние. Отсюда надо заключить, что дурные наклонности, не имея причины возродиться, не могут быть известны духам; избавлен- ный от хлопот отыскивать себе пропитание, возобновляя свои силы единственно непроизвольным актом вдыхания, – житель эфира должен предаваться исключительно впечатлениям своего счастья и спокойствию без конца. Поработав немного, мы устаём, наши силы истощаются. Что бы передвинуться с одного места на другое, мы должны тащить своё тяжёлое тело, мы подымаемся в гору, мы спускаемся, – при- чём расходуем большой запас наших жизненных сил и скоро со- всем останавливаемся от усталости, мы должны отдохнуть и воз- обновить весь запас израсходованной жизненной энергии. Наша мысль также слаба; она уничтожает также запасы, соби- раемые нашим телом. После более или менее продолжительного времени, внимание наше рассеивается, рассудок ослабевает, и мы принуждены бросать или переменить нашу работу. Всё наше тело непрочно, вяло, часто расстраивается, и мы хвораем. Болезни наши есть ужаснейший бич человечества; всякое нездоровье рас- тёт и накопляется, со временем, под старость, человек делается по- ложительно складом разных болезненных ощущений. Жители эфира не знают ни усталости, ни болезней. Не зная усталости, они не требуют отдохновений, как мы, после труда. Духи должны иметь необыкновенную быстроту в своих пере- мещениях. В очень короткое время они должны облетать необык- новенные пространства. Если наша мысль уничтожает расстояние и переходит в одно мгновение с одного конца света на другой, – можно утверждать, что если не все, то, по крайней мере, Высшие Духи с такой же скоростью сами переносятся по междупланетному эфиру, иначе они не могли бы управлять Вселенной. Быстрота электричества и света не могут дать нам даже и слабого понятия о подобных скоростях. Высшие Духи должны перемещаться гораздо 253
скорей. Мы, жители земли, имеем мало понятия о скоростях во- обще, существующих в междупланетном пространстве; эти скоро- сти не имеют себе подобных на земле. Самое скорое передвиже- ние, которому может подвергнуться человек, – это на поезде же- лезной дороги; наши экстренные поезда редко двигаются скорее 100 вёрст в час; были редкие примеры передвижения одним паро- возом в 200 и однажды даже в 250 вёрст в час, и в этом уже случае человек должен был защищать и приспособлять своё тело, так как быстрота движения воздуха захватывала его дыхание; это наглядно доказывает, что эта быстрота не свойственна его орга- низму. Самое быстрое передвижение твёрдых тел по поверхности земли мы находим при движении артиллерийских снарядов; они достигают скорости 2 000 вёрст в час; наши чувства уже отстают от этой быстроты, и мы не можем сделать себе ясного представле- ния о таких быстротах; глаз совершенно не видит ядра, а потому даже сравнить нашими чувствами относительности полета двух снарядов мы не в состоянии. Но что значат все эти скорости в срав- нении со скоростями движения планет: вспомним, что каждая точка, находящаяся на поверхности земли, пробегает до 150 000 вёрст в час; но есть планеты, которые двигаются ещё скорей, например, Марс имеет скорость на поверхности своей более 200 000 вёрст в час; вся солнечная система, с тех пор, как она су- ществует, не прошла ни разу по одному и тому же месту. Есть ско- рости ещё гораздо большие, так: конец хвоста кометы 1864 года, огибая солнце, делал в час 500 000 000 вёрст; жители эфира должны неминуемо иметь неимоверные быстроты своих передви- жений, чтобы сообщаться с землей и с другими планетами. Это ясно; скорость электричества и света 300 000 вёрст в секунду; со- стоя из эфира и командуя эфиром не должны ли загробные жители двигаться скорее его? Сон у человека отнимает одну треть жизни, у животных ещё более. Мы нуждаемся в сне, чтобы запастись истощающимися си- лами нашего слабого организма. – Духи совершенно не нуждаются в нём; силы их не могут ослабевать; впрочем, и ночи для них нет. Ночь и день происходят у нас попеременно, вследствие поворота земли кругом своей оси; следовательно, дальше пределов нашей 254
атмосферы и вообще в междупланетном эфире дня и ночи не мо- жет существовать. У духов нет полового различия. Взаимные привязанности и уважение, царствующие у счастливых обитателей эфира, – не мо- гут допускать ничего грубого и исключительного по отношению себе подобных существ; любовь к одному существу есть такое не- совершенство, как многие другие, которые мы встречаем в чело- веке и которых у Высших духов быть не может. Взаимные привязанности и уважение друг к другу возрастают и заменяют место любви у всех существ земли, вместе с тем, как они занимают высшее место в иерархии земных существ. Живот- ным почти незнакомо чувство дружбы. Чувство привязанности, которое иногда проявляется у животных, сводится всегда лишь к материнскому чувству. Материнское чувство у них иногда прояв- ляется очень ясно и искренно, но никогда не длится долго. Мать ласкает своего ребёнка и очень внимательно ухаживает за ним до тех пор, пока маленький нуждается в этих ласках вследствие своей слабости, но как только детёныш подрастёт и может сам себя про- кормить, – мать бросает его и не узнаёт при всех с ним встречах до самого конца своей жизни. Постоянство замечается лишь в любви, которая истекает из разницы полов. У человека есть уже чувства уважения и привязанности, и они часто бывают совершенно чисты. Мы любим наших сыновей, ма- терей и родственников одинаково в продолжении всей своей жизни, и в этой любви иногда нельзя уловить оттенка чего-либо фальшивого; эта любовь имеет корни во всём существе нашем. Ча- сто бескорыстная любовь существует между людьми совершенно посторонними. В этом отношении человек стоит несравненно выше животных. Если мы сделаем один шаг дальше и перейдём к соответствующему чувству у духов, то мы необходимо должны будем приписать им высшую степень наших качеств, а именно: дружбу, освобожденную от всяких нечистых побуждений. В счастливой жизни их совершенно не нужно половое различие для того, чтобы любить друг друга; привязанность их есть результат ясных отношений, бесконечной доброты и симпатии, происходя- щей от обоюдного совершенства. Там будет царство любви и дружбы; ни человеческие страсти, 255
ни чувственность и ничто нечистое не будет заглушать этой бес- предельной любви, дружбы, чувства полного участия и живейшего желания добра всему окружающему. Это идеальное чувство пол- ного счастья и полного довольства собой будет всё увеличиваться и займёт всецело его существо, которое вдохновлено и увлечено высокими стремлениями и самой искренней симпатией ко всему, сотворённому Богом. Полное милосердие их будет увенчано по- стоянным высоким почитанием и восхвалением Творца Вселен- ной. Но если это так, то каким образом производится размножение? Каким образом поддерживается и увеличивается их раса? Нет ни- какой необходимости в непосредственном размножении и поддер- жании расы самими духами. Это производится низшими мирами, т.е. землёй и другими планетами. Таков удел, положенный приро- дой. Размножение бесполезно и неизвестно счастливым обитате- лям эфира; они получают с земли и других планет целые массы новых вполне достойных существ для пополнения выбывающих в высшие степени той же бесконечной иерархии. Из всего вышеизложенного мы должны заключить, что вся ма- териальная забота, возложенная на нас, людей, занимающая всю нашу жизнь, всегда наполняющая нас заботами и попечениями о себе, не существует у духов; они должны быть всецело поглощены ощущениями своих чувств, своих нравственных вкусов и своей ду- ховной природы. Пушé, директор Руанского музея естественной истории, в своём сочинении «Природа», приводит слова немецкого натурали- ста Бремзена, который доказывает, что у человека физиологиче- ских отправлений столько же, сколько и духовных, т.е. что чело- века можно назвать состоящим по материи и по духу из двух рав- ных частей. Он основывает это положение на том, что у человека, временами, дух господствует и распоряжается над телом, а иногда тело над духом». Мы не можем, говорит он, рассматривать чело- века, как чистого духа, но как духа, ограниченного материей. Од- ним словом, – человек не дух, но в его теле есть дух, который, не- смотря на всю прочную связь с телом, довольно свободен, и часто можно видеть, что им управляет существо выше, чем сам человек. 256
Надо думать, что будут когда-нибудь существа много совершен- нее человека. Духовная сторона в человеке, к его материальной стороне относится как 50 к 50 с маленькими колебаниями, ибо иногда дух господствует, иногда тело. В последующих творениях, если человек не составляет венца природы, – были бы существа, которых дух мог бы быть свободнее и достигать, может быть, про- порции, как 75 к 25. Надо заключить, что человек был сотворён в первые времена существования земли и не составляет даже сред- ней пропорциональной величины между животным и Ангелом. Он силится узнавать всё возвышенное, но не может, хотя многие со- временные философы и утверждают противоположное. Человек хочет познать причину всех вещей, всего живущего, чего он до- стигнуть не может. С меньшими духовными способностями он не желал бы этого достигнуть; при больших же, они не были бы ему нужны, ибо они были бы ему ясны». (L’Univers р. 750, 3-е ed. Paris 1872). Пушé желает видеть на земле то, что Богом определено для человека на небе; он логическим путём дошёл до возможности лучшего состояния, при том непременном условии, чтобы дух его преобладал и господствовал бы над его материей; он вполне прав в основном выводе своей мысли, но ошибся только местом и вре- менем. И в самом деле, какие несомненные преимущества имели бы мы, если бы нравственные силы наши могли бы выказываться и проявляться с большей отчётливостью и с большей силой, – какая должна быть мощная сила во всех стремлениях, во всех проявле- ниях их воли. Одна из главных причин малого развития чувств человека и вообще всех способностей его, – есть кратковременность его жизни. Вспомним, как коротка жизнь наша в сравнении с суще- ствованием всего мироздания или нашей земли, а в такое ограни- ченное время и развитие способностей души не может дойти до высоких степеней. Если бы мысль наша развилась в это время, мы решительно не имели бы времени для соответствующего её упо- требления. В высшем свете всё имеет время развиться и усовер- шенствоваться, ибо всё подготовлено нашею земной жизнью, и кроме того развитие имеет все необходимые к тому условия. 257
Внимание, мысль, разум, воля, рассудительность должны до- стигать у Высших Духов необыкновенных размеров. Ла-Брюиер сказал, что он не знает ничего более редкого на этом свете, как здравый смысл. Не надо быть большим мизантропом, чтобы вполне согласиться с ним и сказать, что на 100 человек мы едва найдём одного с здравым смыслом. У большинства предрассудки, страсти и привычки берут верх над разумом. У Высших Духов – здравый смысл, логика и догадливость должны доходить до разме- ров, конечно, нам непонятных. Усиливая ту логичность, которой иногда обладает человек, предполагая её гораздо могущественнее и целесообразнее, мы мо- жем себе вообразить, что должны быть существа, у которых ло- гика может дойти до таких степеней развития, что мы будем при- нуждены изменить её название и признать её за чистое пророче- ство, как более подходящее к нашим пониманиям. Одно из самых драгоценных и высоких качеств, от которого зависит вся возможность установить свои понятия или сравнение, это память. Она чрезвычайно несовершенна у человека, не говоря уже о том, что мы ничего не помним о первых годах нашей жизни, о периоде утробной жизни, о рождении и т.д. Память развивается только около первого года нашей жизни, даже в момент её полного развития, она подвергается тысяче случайностей как от болезней, так и от неправильного её употребления. Это качество находится в нас в очень малой степени развития. У Высших же Духов она должна быть развита неимоверно. Оставляя жизнь, Высший Дух должен немедленно получить новый запас знаний и впечатлений, благодаря новому зрелищу, от- крывающемуся перед ним, и новым познаниям, являющимся ему от совершенства чувств. Он должен будет удержать в памяти всю новую географию с необыкновенным количеством новых мест, он должен будет знать и видеть все обращения планет, все народы, живущие на них, все условия жизни во всех этих планетах и во всех их странах. Он будет знать всё, что заключается в планетах и в их спутниках, когда он сам их посещает. Совершенно так же, как ездим мы в Америку, Азию, Австралию для своего развития, так и Высшие Духи будут на Марсе, на Венере, и их память должна бу- 258
дет удержать весь громадный запас ими почерпнутых новых све- дений. Какое могущество может дать уму такая память, которая может всегда вовремя вызвать все подробности всего виденного, хотя бы за тысячу лет тому назад. Язык – это только выражение наших идей. Кондорсе сказал, что наука и образованность – в прямом отношении к языку. Язык Высших Духов должен быть совершенен, ибо понятия их совер- шенны и обширны. Чем ум выше, тем и язык его определённее, а следовательно, язык их должен быть очень выразителен и краток. Алгебру может читать одновременно и француз, и немец так же, как и китаец и австралиец, ибо знаки употребления просты и определённы. Язык математиков, который действительно совер- шенен и может войти во всеобщее понимание, должен нам дать некоторое слабое понятие о способе выражения или передачи мыс- лей между обитателями междупланетного эфира, ибо он может служить всем без различия народностей и наречий. Благодаря своим громадным способностям и совершенству языка, Высшие Духи обладают невообразимой логикой, силой речи и уверенностью в своих суждениях, что вместе с запасом зна- ний и фактов, дающихся памятью, делают их соучастниками все- мирной науки. Вопросы, которые останавливают бессильного человека, и ко- торые сводят его с ума, если он думает осиливать их, должны быть совершенно просты и доступны Высшим Духам. Все, кого человечество почитает за гениальные умы: Гомера, Аристотеля, Гиппократа, Кеплера, Ньютона и других, – все были бы ничто в сравнении с Высшими Духами. Нет в природе науки, которая не была бы им понятна. Они постигли это великое «зачем» природы: они знают, зачем живёт человек и зачем они сами живут; они знают, откуда они идут и куда. Там, где мы видим один беспо- рядок, они видят гармонию, ибо им видна цель, и они понимают способы к достижению этой цели. То, что нам подчас кажется не- справедливым, дурным и жестоким со стороны Провидения, – они, понимая глубже, видят в том одну только пользу, справедливость и тот глубокий смысл, который должен бы был вызвать у нас одни горячие слёзы благодарности. Им известны Святые предначерта- ния Божьи, судьбы народов и существ; чем более они познают всю 259
Премудрость Божью, тем более они убеждаются в бесконечных Его качествах и утверждаются в уверенности своей, что никакому конечному существу никогда не дано будет постигнуть Бесконеч- ного; восторг их при виде дел Божиих возрастает по мере их по- знания, и они, проникнутые высшим чувством покорности и вос- торга, не могут вечно не преклоняться, не славословить, не восхва- лять всю Премудрость дел Его, сознавая своё собственное ничто- жество и бессилие. Время не должно существовать у Высшего Духа; они одина- ково, без нетерпения и без всяких тревожных ожиданий, наслажда- ются настоящим счастьем, не заботясь о будущем и всегда пребы- вая неизменно, спокойно и величественно пред лицезрением Бога и всего Его Творения. Всё в мире прогрессирует, всё стремится к своему высшему назначению, к своему блаженству чрез борьбу, стремления, стара- ния и труды. Все достигнут рано или поздно, того, что уже удалось достигнуть другим; ибо эти другие видят своё дальнейшее возвы- шение в добре и благе тех, которых труды и старания ещё не увен- чались таким блестящим успехом. Эта общая цель бесконечной связи всего блаженного в мире прекрасно очерчивается швейцар- ским натурфилософом Шарлем Бонне, в его «Polingenesie philo- sophique Geneve. (стр. 427)». Он говорит: «Если Высший Разум так разнообразит своё Творение, если Он не создал ничего тожде- ственного в природе; если такая прогрессивная гармония цар- ствует между всеми существами на земле, заключая в одну непре- рывную цепь всё живущее, то как вероятно, что эта непрерывная цепь творений не ограничивается одной нашей землёй, а захваты- вает все миры и все планеты. В настоящее время из этой общей цепи творений мы не можем уловить нескольких звеньев; мы даже не знаем об их существовании; но пробелы эти меньше той части общей цепи, которая нам известна. Когда нам будет доступна эта цепь так же, как и Высшему Ра- зуму, для которого именно и создан мир, когда мы будем в состо- янии видеть продолжение этой цепи в мире невидимом, – тогда только мы узнаем всю зависимость, отношения и ближайшую при- чину между каждым звеном её, и сами мы, повышаясь в нашем со- вершенстве, дойдём до самых поразительных истин. 260
Какими чувствами будет тогда переполнена наша душа, когда мы, основательно изучив экономическое значение одного света, перелетим на другой, и будем в состоянии сравнить оба, хотя бы в том же экономическом отношении! Какое будет тогда совершен- ство наших речей и выражений; какое обобщение и плодородность наших пониманий; какая связь, обилие и правильность наших вы- водов и заключений; какой новый свет познаний проявится на сколько новых отраслей всемирной науки, и на наши: физику, гео- метрию, астрономию, философские науки и в особенности на Бо- жественную нашу науку. Все правды между собой связаны и, несмотря на их видимую отдельность, присоединены к общим узлам, которые от нас скрыты; сущность и заключается в понимании и в улавливании этих узлов. Ньютон сам собою восхищался, отыскав связь между падением яблока и движением планет; перерождённый, теперь он, наверное, смеясь смотрит на эту детскую забаву, ибо прежние его, будто бы, большие знания геометрии кажутся ему теперь первыми шагами в другой бесконечной науке. Но ум человеческий идёт дальше, за область понимания пла- нет, он стремится к небу, в Божественную обитель. Ум человече- ский, возвышаясь, любуется Престолом Всевышнего и видит, как миры двигаются у Его ног и послушны мановению руки Его; ум человеческий слышит восхищение и славословие Высшего Ра- зума, окружающего Престол Его, и присоединяется к поклонению и восхвалению Его в величественном и грандиозном хоре существ этой иерархии; он взывает, глубоко чувствуя всё своё ничтоже- ство: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф! – и просит милосер- дия для людей. О, обилие неисчерпаемой доброты! которая выска- залась таким множеством самых разнообразных и самых благо- творных проявлений; она ещё доведёт нас до блаженных обителей и до блаженства. Обителей много в доме Отца Нашего, это так, в этом мы не сомневаемся, ибо это было нам сказано Сыном Его; Он нам сказал, что идёт приготовить нам место... что придёт за нами и возьмёт нас туда... где Он Сам; не в преддверие рая, не в небеса, не в святилище и не в храм всемирных существ, но в Святую Свя- тых, туда, где Он Сам будет; где обитает Царь Ангелов и человека, Посредник нового единения, Причина всех вер, Тот, Кто стяжал 261
нам смертью путь к новой жизни... Только в этом жилище вечном, в царстве добра, света, совершенства и блаженства, мы прочтём общую мировую историю и частную историю Самого Провиде- ния, как причастники Его управления мирами, Его закона и Его предназначения; мы увидим и с восторгом и с полным благогове- нием поймём секретную пока для нас причину стольких частных и общих событий, которые теперь нас так удивляют, путают и за- ставляют сомневаться, на которые ни наука, ни философия ника- кого ответа дать не может, и отчасти лишь помогает одна вера. Мы будем думать и размышлять над большой книгой судьбы миров. Мы будем останавливаться на той странице её, которая го- ворит об одной из самых малых планет мироздания, но для нас са- мой дорогой, которая служила колыбелью нашего детства и пер- вым доказательством безграничной любви Создателя и Его отече- ских попечений о человеке. Мы с величайшим удивлением от- кроем в ней историю разных переворотов земли, происшедших с ней до того времени, как она приобрела настоящий свой вид, – и будем глазом следить за всем тем, что будет с ней происходить в течение последующих веков. Пределом нашей благодарности и благоговения будут тайны нашего искупления, которые заклю- чают ещё много чудес выше ограниченного понимания не только нас, но и пророков наших. Одно слово этой страницы откроет нам историю всего человечества и разовьет взгляд великого значения: „зачем“ и „почему“, всех бедствий, испытаний, мук, лишений, по- сылаемых терпеливому праведнику для очищения души, – лише- ний, возвышающих добродетель, потрясающих и раздирающих слабых. Достигнув такого высокого понимания, мы не будем затруд- няться происхождением добра и зла, мы увидим как их источник, так и самые отдалённые следствия их, и мы будем вполне созна- вать, что всё, что сотворил Бог – безупречно. Теперь мы видим одни следствия, и видим их с одной поверх- ностной стороны; все причины скрыты от нас. Потом мы увидим действия в их причине, следствия в их зачатке, историю существа в его расе, историю расы в истории планеты, историю планеты – в истории всего мира и т.д. И как эта высшая наука самая обширная, самая важная из всех, 262
или, скорее сказать, единственная всемирная наука будет совер- шенна, полна, от близкого отношения с Вечным Источником Иде- ального Совершенства».
–––––––––– 263
О Г Л А В Л Е Н И Е.
264
265
266
О Г Л А В Л Е Н И Е ГЛАВА I. ОТВЛЕЧЁННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕКА...................................................................................................... 3 ГЛАВА II. ЯВЛЕНИЯ ИЗ ЗАГРОБНОГО МИРА...................................................................................................... 37 ВИДЕНИЕ МИТРОПОЛИТУ ПЛАТОНУ....................................................................................................................... 38 ВИДЕНИЕ ИМПЕРАТОРА ПАВЛА.............................................................................................................................. 39 ВИДЕНИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАННОВНЫ...................................................................................................... 40 ГРАФИНЯ ШТЕЙНБОК У ГРОБА КОРОЛЕВЫ УЛЬРИКИ............................................................................................. 42 БЕЛАЯ ДАМА........................................................................................................................................................... 43 ВИДЕНИЕ КАРЛА XI................................................................................................................................................. 46 ЕЩЁ НЕКОТОРЫЕ ВИДЕНИЯ..................................................................................................................................... 49 ГЛАВА III. ДУША........................................................................................................................................................ 56 ДУША МАТЕРИАЛИСТОВ И ПОЗИТИВИСТОВ............................................................................................................ 56 ГЛАВА IV. ДУША СПИРИТУАЛИСТОВ................................................................................................................... 63 ДУША ПО УЧЕНИЮ СТАЛЯ И АРИСТОТЕЛЯ............................................................................................................. 65 ДУША ПО УЧЕНИЮ БАРТЕЗА И ЛОРДА.................................................................................................................... 72 ДУША ПО УЧЕНИЮ БИШÁ....................................................................................................................................... 75 ГЛАВА V. ТРИ ЭЛЕМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА................................................................................... 82 ЖИЗНЕННОЕ НАЧАЛО.............................................................................................................................................. 82 ДУХОВНОЕ И РАЗУМНОЕ НАЧАЛО........................................................................................................................... 92 ГЛАВА VI. ПОИСКИ ЧЕТВЁРТОГО ЭЛЕМЕНТА...................................................................................................... 96 НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИЗНАНИЯ ЧЕТВЁРТОГО ЭЛЕМЕНТА......................................................................................... 99 ГЛАВА VII. УЧЕНИЕ ФИЗИКИ О МАТЕРИИ......................................................................................................... 101 НЕПОЛНОТА ЗНАНИЯ МАТЕРИИ............................................................................................................................ 101 НЕПРИЗНАНИЕ НАУКОЙ ЭФИРА............................................................................................................................ 108 СТРОЕНИЕ МАТЕРИИ............................................................................................................................................. 112 КАКОВЫ СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА?............................................................................................................................ 121 ОРГАНИЧЕСКАЯ КЛЕТОЧКА.................................................................................................................................... 156 ЭФИРНЫЕ ТЕЛА..................................................................................................................................................... 163 ЭФИРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА..................................................................................... 166 ГЛАВА VIII. ПОЛУМАТЕРИАЛЬНАЯ ОБОЛОЧКА.............................................................................................. 182 СУЩНОСТЬ ВЕЩЕСТВА.......................................................................................................................................... 186 СФЕРЫ ВЫСШИХ ЖИЗНЕЙ.................................................................................................................................... 193 СВЯЗЬ ДУШИ С ТЕЛОМ.......................................................................................................................................... 203 ГЛАВА ІX. ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА................................................................................................................................ 205 ГЛАВА Х. СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА................................................................................................................................ 236 НЕКОТОРЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ДУХОВ.................................................................................................................. 250 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.025 сек.) |