АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДРЕВНЯЯ ЛЕГЕНДА СААМОВ

Читайте также:
  1. Авеста – священная книга зороастризма; религиозная книга, возникшая в 1-вом тысячелетии до н. э во времена легендарной деятельности Заратуштры..
  2. Викинги — легенда и реальность
  3. Возникновение христианства и древняя церковь
  4. Глава 2. Легендарная история шведов и данов
  5. Глава 8. Живая легенда
  6. Глава 9. Древняя легенда саамов
  7. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В РЯДУ СОВРЕМЕННЫХ ЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ЗАПАДА И ВОСТОКА. IX-XIII ВЕКА.
  8. ДЕСЯТЬ ЛЕГЕНДАРНЫХ МЕСТ,
  9. Древняя Академия
  10. Древняя армия в Германии
  11. Древняя армия в Испании
  12. Древняя география

- Ты наверняка слышал, мой юный друг, о сибирском народе сииртя. О нём повествуют многочисленные сказки и предания нен­цев, - начал свой рассказ историк. - Самодийские легенды расска­зывают, что маленькие сииртя до прихода в тундру ненцев жили на побережье океана. Главным их занятием была охота на белых мед­ведей, китов, моржей и тюленей. Иногда сииртя по рекам на своих кожаных лодках далеко проникали в тундру и даже в тайгу, где до­бывали себе пушных зверей, северных оленей и лосей. До прихода самодийцев на север (около 800-600 лет до н.э.) загадочный ма­ленький народ был наверняка полным хозяином всего арктического побережья. Некоторые учёные считают, что древние сииртя зани­мали территорию от устья Печоры на западе до Таймыра на восто­ке. Но есть бесспорные доказательства, что культура арктических зверобоев была распространена на восток вплоть до Аляски. Но на восточных сииртя и родственных им племенах мы останавливаться не будем. У нас на это нет времени. Мне хочется тебе рассказать о судьбе тех сииртя, которые обитали в тундрах Ямала и приполярно­го Урала. Предания ненцев, энцев и таймырских нганасанов расска­зывают о жестокой войне, которую вели их предки с жителями по­бережья. Эта война, то затихая, то снова вспыхивая, длилась не од­но столетие. Обычно она начиналась летом, когда домашних север­ных оленей самоедам приходилось гнать в высокие широты побли­же к океану, где мало гнуса. Здесь, на побережье, следуя своей тра­диции, на оленей начинали охотиться жители прибрежной зоны. Естественно, сииртя путали домашних оленей с дикими. Оба вида, как ты знаешь, очень похожи друг на друга. Понятно, что у ненцев гибель их собственности вызвала справедливый гнев. Как правило, начиналась война. И длилась она до осени, до времени, когда олени начинали перекочевку к югу. Ненецкие легенды рассказывают, что их предки стремились очистить от сииртя те участки побережья, куда направлялись стада их оленей. Сииртя и сами стремились ухо­дить с таких вот бойких мест. От войны с ненцами маленький народ очень страдал. Но, с другой стороны, сииртя приходилось покидать свои излюбленные места морского промысла, куда зимой им волей- неволей опять приходилось возвращаться. Такие перекочёвки были жителям прибрежной зоны просто не по силам. И вот тогда шаманы этого народа предложили вождям родов никуда от ненцев не ухо­дить, а искать спасения под землёй. И сииртя, год за годом, посте­пенно ушли под землю. Ненецкие сказания повествуют, как внезап­но опустели на побережье их селения. Остались только заброшен­ные обезлюдившие землянки, гнилые обрывки сетей и негодные пробитые лодки. Но предания ненцев говорят, что маленький народ не вымер. И на Гыданском полуострове, и на Ямале вплоть до на­шего времени бытует поверье, что некоторые семьи сииртя до сих пор живут под землёй. Что там у них всё по-другому: и теплее, и намного уютнее, чем на поверхности. Но самое интересное, что подземный мир сииртя освещён странным светом. И свет этот ис­ходит от каких-то загадочных и вечных светильников. Есть одна ненецкая легенда, которая рассказывает, как однажды молодой оленевод, погнавшись за девушкой сииртя, которая рыбачила но­чью на озере недалеко от его стана, оказался в её подземном обита­лище. Там было тепло и просторно. С его слов, со стен подземелья лился странный свет, он освещал все уголки огромной галереи, по которой навстречу ему пришли соплеменники девушки. Интересно то, что обитатели подземелий не убили парня. Они пригласили его к себе в гости. Угостили мясом моржа и белого медведя, а потом, спросив парня, что он хочет от той, которую преследовал, и, узнав, что ненец намерен на девчонке жениться, подарили ему девушку как невесту, подарили с приданым. Я видел кое-что из того прида­ного. Например, тонкой работы костяные гребни. Сделаны они бы­ли из моржового клыка. Явно не ненецкие - с оригинальным орнаментом.

Помолчав, дядя Ёша добавил:

- С саамским орнаментом, Гера, с саамским.

- Некоторые учёные предполагают, что саамы и являются прямы­ми потомками легендарных сииртя, - блеснул я своими познаниями.

- Да, предполагают, - согласился со мной антрополог, - только не понятно, как сибирские сииртя могли очутиться на Мурмане? Дело в том, что следов их кочевья на запад вдоль побережья наукой пока не обнаружено.

- Может, со временем и обнаружат, - высказал я своё предпо­ложение.

- Не обнаружат, - заверил меня историк. - Потому что никакого такого кочевья никогда не было.

- Неужели ты всерьёз предполагаешь, что из-за Урала до Кольско­го полуострова предки саамов, эти самые сииртя, протопали под зем­лёй? Про гигантские подземные галереи арктов я от «пасечника» слы­шал, - сказал я.

- Я так не предполагаю, - улыбнулся кольский этнограф. - Я тебе не поведал самого главного, юноша, рассказал про сииртя, про войну их с ненцами, но с древнейшей легендой саамов тебя я ещё не позна­комил. А легенда такая есть, и она до сих пор хранится в коллективной памяти этого маленького народа. И повествует она о переселении предков саамов на Поной и Колу из-за суровой горной страны на вос­токе. Я эту легенду услышал от того самого шамана, который мне по­ведал о продаже Кольского полуострова англичанам. Думаю, что до­верять ей можно, тем более что она не противоречит преданиям нен­цев. Начинается саамская легенда с того времени, когда от преследо­вания ненцев их предки, или по-ненецки - сииртя, вынуждены были на летние месяцы уходить под дневную поверхность. Там их шаманы нашли громадные сделанные неведомо кем пустоты. В них-то понача­лу от ненцев и прятались предки саамов. Эти пустоты, как повествует миф, были соединены между собой длинными освещёнными вечным светом галереями. Квершлаги вели от океана в глубь тундры. Но на юг предки саамов не проникали. Они понимали, что там их ждёт верная гибель, поэтому они ютились под землёй рядом со спасительным мо­рем, где осенью, после ухода на юг ненцев, можно было заниматься зверобойным промыслом и рыболовством. Понятно, что потеря летне­го времени предков саамов не устраивала. О добыче китов и моржей не могло быть и речи. Вследствие этого общество морских зверобоев всё чаще и чаще стало страдать от голода. С такой бедой надо было что-то делать, но что, не знали даже шаманы. Правда, кое-кто из ста­рейшин предлагал начать переселение на ближайшие острова. Но что­бы сделать кожаные плавсредства, нужна была и кожа, и тёплое время года... Ни того, ни другого у предков саамов - народа сииртя, как ты знаешь, не было. И тогда решили маленькие люди попросить помощи и поддержки у своих предков. И «прадедушки» подсказали шаманам загнанного в тупик народа, что выход есть: что надо уйти на запад за море на пустующие земли древних «мандашей». Людей, которые не­когда переселились на материк с гибнущей Похаалы, а затем откоче­вали на юг в страны «света и солнца». Но как добраться до далекой за­ветной земли, никто из потерявшего свою родину народа не знал. Да­леко на закат уводили открытые шаманами подземные галереи. Но в них не было ни воды, ни пищи. Движения по ним сулило верную смерть. И тогда на собрании родов было решено отправить вверх по Великой реке посольство в страну белых могучих голубоглазых ман- дашей и попросить у их вождей о помощи. И вот весной, как только реки освободились ото льда, вверх по Великой реке, очевидно, Оби или Обской губе поплыли три кожаные байдары. В двух из них нахо­дились воины подземного племени, в третьей - старый, мудрый ша­ман. Духи помогли путешественникам, береговые ненцы не увидели лодок сииртя. И посольство через две недели пути добралось до устья какой-то реки, на берегу которой стоял город белых бородатых полу­богов. Голубоглазые богатыри-мандаши приветливо встретили деле­гацию подземного племени. И решили помочь несчастным людям. Для такого дела они отправили на побережье океана своих людей и десят­ки больших деревянных лодок. Эти лодки щедрые мандаши загрузили различными припасами, в том числе и домашними оленями. В устье Великой реки, где небо сходится с землёй, они пристали к берегу и за­брали к себе на суда вышедших из-под земли предков саамов. Преда­ние говорит, что часть маленького народа побоялась покинуть свои подземные убежища. Вполне возможно, что их потомки до сих пор живут под землёй на побережье океана. Наверняка о них-то и расска­зывают ненецкие, кстати, вполне правдоподобные сказания. Но основ­ное население подземелий было эвакуировано добрыми мандашами на Мурман. На земли, где долгое время не было никаких врагов, кроме ветра и стужи, но последние не удручали прибывших. Здесь, на бере­гах Поноя и Иоканги, бородатые мандаши научили предков саамов оленеводству и речному рыболовству. Научили строить деревянные тупы[2] и лодки. На новой земле в изобилии росли сосновые леса. Леса хватало и на дрова, и на постройки. Но это ещё не всё, мой юный друг, - войдя в квартиру и сняв верхнюю одежду, сказал знаток саамской мифологии. - Легенда о переселении саамов на Кольскую землю пове­ствует, что их друзья - бородатые мандаши познакомили некоторых шаманов с тайнами подземелий Мурмана. Вот что захватывает. По убеждению их потомков, под горными кряжами Кольского полуостро­ва скрыты огромные рукотворные пустоты. В некоторых галереях и залах до сих пор сохраняется освещение, там хранятся непонятные саамам артефакты. Возможно, древние книги или что-то в этом роде. Уходя назад в свои земли, мандаши поручили местным шаманам сохранить в тайне входы в Кольские катакомбы. Пользоваться же ими только в крайнем случае. И надо отдать должное вождям маленького народа. В Средние века, когда на земли Лапландии стали вторгаться разбойничьи шайки норвежцев, шведов, иногда финнов, и оленеводам снова, как и их предкам в Сибири, приходилось спасаться под землёй, тайны Кольских подземелий так и остались «за семью печатями». Не­посвященные о них ничего не узнали. Как шаманам удавалось вычер­кивать из памяти своих подопечных места входа в подземелья, до сих пор остается загадкой, но это им удавалось. Иначе бы никакой «под­земной войны» на Кольском полуострове не было бы. И норвежцы, и шведы очень скоро обнаружили бы подземные укрытия саамов, и ма­ленькому народу пришёл бы неминуемый конец. А так подземная война длилась ни много ни мало - 400 лет. Враги приходили в Ла­пландию и не встречали людей. Оленеводы буквально исчезали. Их следов враги не находили ни в горах, ни в лесах, но по ночам исчез­нувшие внезапно появлялись. Появлялись с оружием в руках. И горе было тем, кто попадал им под руку. Ночью лилась кровь, но с появле­нием первых лучей Солнца нападавшие опять бесследно исчезали. Ис­чезали, чтобы внезапно объявиться в другом месте. Тебе бы почитать легенды о подземной войне. В них много интересного, - наливая све- жезаваренный чай, заключил рассказчик. - Но ещё интереснее позна­комиться с протоколами ОГПУ по допросам шаманов. Кое-какие ко­пии таких протоколов у меня имеются. Могу дать для изучения.

- Ты лучше расскажи мне, что в них, своими словами. У меня на такие дела совсем нет времени. Хоть бы дневник экспедиции просмот­реть за ночь.

- Ты его прочтёшь за два часа, - отмахнулся историк. - А в прото­колах охранки превалирует один и тот же вопрос: знают ли шаманы о входах в катакомбы полуострова... Шаманов пытали и расстреливали, но они так и не выдали вверенную им великую тайну. Помнишь, Сей- дозеро, где мы недавно с тобой побывали? - спросил историк. - Рядом с ним в 1924 году экспедиция Барченко нашла подземный лаз. Но проникнуть в него никому из членов экспедиции не удалось. Людей сковывал непонятный страх. Таким же леденящим страхом защищены и пещеры с древними артефактами в Гималаях. В 1962 году в один из тайных гротов китайские власти попытались заслать батальон своих солдат. Знаешь, чем всё это кончилось?

- Нет, конечно, о подобных делах я пока не наслышан, - пододви­гая к себе чашку горячего чая, признался я.

- Китайские военные под землёй все посходили с ума...

- Ну, а как же подземная война? - спросил я. - Лопари, по всей видимости, в подземельях умалишёнными не становились...

- Вопрос уместный, - нарезая ломтиками бисквит, кивнул головой дядя Ёша. - О чём это говорит? Да о том, что шаманы саамов знали, как снять и поставить психическую защиту, вот и всё. Очевидно, мандаши их этому научили...

- А куда делся лаз, открытый Барченко? - спросил я.

- Он внезапно исчез, - улыбнулся рассказчик. - Говорят, что его якобы засыпали агенты охранки. Но это не так. Лаз уничтожили сами лопари. И правильно сделали...

На несколько минут за столом воцарилось молчание. На меня рас­сказ историка произвёл неизгладимое впечатление. Требовалось время осмыслить услышанное. О чём-то своём думал и дядя Ёша.

- Почему ты веришь саамской легенде? - посмотрел я в сосредо­точенное лицо учёного. - Может, её придумали грамотные саамы - для таких, как мы.

- Верю я потому, Гера, что в легенде указаны конкретные места, где посланцы родов сииртя встретили светлоглазых мандашей. Судя по всему, это произошло в районе нынешнего Салехарда - там, где в начале XX столетия была открыта удивительная культура северных металлургов и оленеводов. Учёные её назвали Усть-полуйской - по месту, где исследователи нашли первые находки. Очевидно, усть- полуйцы и помогли предкам саамов обрести новую родину. Легенда же эта была известна русским поморам Терского берега ещё с XVIII века. Я это проверил. Так что сомневаться не надо, мой юный друг, предание достоверное. Это предки ненцев и палеоазиатов тысячу лет до н.э. всё ещё жили в каменном веке. Белая раса севера Азии хорошо знала металлы. Причём не только цветные, но и железо. Об этом гово­рят находки в устье Полуя и артефакты, найденные южнее, - на Ир­тыше. Имею в виду Потчевашкую культуру...

На несколько секунд дядя Ёша замолчал. Он изучающе смотрел на меня. А потом, подымаясь из-за стола, сказал:

- Думаю, ты теперь понимаешь, Гор, почему земля Кольского по­луострова, как и Таймыр, Ямал, устье Лены, священна для любого представителя белой расы. Она, без сомнения, является частью нашей погибшей прародины. Ты своими глазами видел на ней каменные кур­ганы-конусы, или по-местному - пирамиды, видел развалины некогда погибших от чудовищных взрывов, лучевых ударов и давления ледни­ка городов. Наблюдал до сих пор излучающие в своей глубине радиа­цию озёра-воронки. Их по Мурману сотни... Какой из всего увиденно­го тобой можно сделать вывод? Только один: на Кольском полуостро­ве тысячи лет назад бушевало пламя войны. Значит, она, эта земля, яв­лялась частью великой Орианы-Гипербореи. Доказательством могут служить многочисленные подземелья Мурмана. Да, они ещё не найде­ны, это так. Но подземная война саамов была, и это факт, юноша. Ну, а теперь, спокойной ночи! - закончил свой рассказ учёный. - Разбе­рёшься с дневником и поспи, потому что завтра нам предстоит нелёг­кий день, - сказал он на прощание

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)