|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
БРОНЗОВЫЙ ВЕК В ЗАБАЙКАЛЬЕ
Каждому, кому приходилось проезжать по забайкальским степям, знакома такая картина: на склоне или у подножия сопки виднеется какое-то странное сооружение – оградка из каменных плит. Их называют «чудскими могилами», или «двориками». Название «чудские» связано с легендой о древнем народе «чудь». Также эти погребения называют плиточными могилами, а носителей данной культуры «плиточниками». В ряде случаев они образуют целые кладбища, которые имеют четкую планировку и строгий порядок. Например, у оз. Бальзино найдено около ста могил, которые образуют круги и четырехугольники. Расположены они, как правило, на возвышенных, хорошо освещаемых солнцем местах. Монументальные погребения свидетельствуют о величии некогда жившего здесь кочевого народа. Они стали неотъемлемой частью культурно-исторического ландшафта забайкальских степей. Внутри оградки такие могилы заложены толстым слоем каменных плит. Под глубоким слоем земли человеческий костяк лежит, словно в ящике, обложенный с четырех сторон каменными плитами. При костяке находятся различные предметы. К сожалению, археологам очень редко приходится находить нетронутые могилы. Они в большинстве случаев оказываются разграбленными. Это происходит потому, что рядом с умершим человеком в могилу клали золотые и серебряные украшения, посуду, веря в то, что в загробной жизни они ему понадобятся. В Сибири людей, раскапывающих могилы древности, называли «бугровщиками». Многие могилы были разграблены еще в древности, некоторые сравнительно недавно, в прошлом веке. Но, оказывается, не только грабители посягали на древние захоронения. Известный врач и исследователь Забайкалья Н.В. Кириллов сообщает, что раскопками плиточных могил занимались иногда и бурятские ламы, т.к. толченые человеческие кости в ламской медицине считались одним из очень сильных лекарственных средств. И чем древнее кости, тем они лучше. Но грабителей, конечно, интересовали драгоценные вещи. Какой-нибудь расколотый горшок или позеленевшая медная пряжка для них никакой ценности не имели. Вот почему в плиточных могилах, даже ограбленных, археологи иногда обнаруживают немало вещей, интересных и важных в научном отношении. О чем же рассказывали находки из плиточных могил? Прежде всего, о том, что люди, погребенные в них, жили уже не в каменном, а в бронзовом веке. Они уже знали металл. В начале второго тысячелетиядо нашей эры забайкальские племена освоили сложное искусство плавки меди, а затем научились сплавлять ее с оловом, чтобы получить звонкую бронзу, и стали лить и ковать изделия из металла. Меди и олова на территории Забайкалья было очень много. Богатые запасы этих руд послужили основой формирования здесь одного из металлургических центров востока планеты. Изделия из меди вначале встречались редко. Это были мелкие предметы: шильца, иголки, браслеты. Но в начале первого тысячелетия до нашей эры уже появились всевозможные орудия и оружие из меди: топоры, мечи, кинжалы и ножи, пуговицы, зеркала. Превосходное качество бронзы золотисто-желтого или красноватого цвета, плавные изящные формы бронзовых изделий говорят о высоком мастерстве тех, кто эти изделия создал. А может быть, их изготовили не местные жители, а они были завезены, как и изделия из нефрита и перламутра? Есть доказательства обратного. Около с. Беклемишево и в верховьях Хилка были найдены разъемные литейные формы для отливки кинжалов и наконечников копий. Эти формы сделаны из мягкого камня. Значит, бронзовые изделия, найденные в Забайкалье, изготовлялись в большинстве случаев на месте здешними мастерами, а не были завезены извне. Остатки примитивных плавильных печей, сооруженных из камня, найдены у сел Курунзулай, Усть-Иля, Буэлэсан, Кубухай, Бусыгино в бассейне Онона, у сел Еремино и Кука на Ингоде. Забайкальские изделия из оловянистой бронзы с их солнечно-золотистой поверхностью, строгими формами и оригинальными художественными навершиями являются выдающимися достижениями не только местной, но и мировой древней металлургии. Открытие меди и бронзы отнюдь не означало полного забвения камня. Более того, основными находками на поселениях этого периода продолжают оставаться керамика, изделия из камня и кости, а бронзовые – единичны. К эпохе этого периода относятся многочисленные береговые поселения: Дешулан, Громатуха и Дворцы на Ингоде, Арын-Жалга, Будулан и Кункур на Ононе, Ишахан на Шилке, Черемушки на Хилке, Косая Шивера на Чикое и др. Совершенно очевидно, что численность населения в бронзовом веке увеличивается. В плиточных могилах наряду с предметами находили кости животных, причем, не диких, как в каменном веке, а домашних. Значит, в бронзовом веке в Забайкалье уже не охота или рыболовство стало главным занятием, а скотоводство. Это очень важный вывод. Природа в те времена уже была вполне похожа на современную. В богатых травою долинах рек можно было пасти скот, время от времени меняя пастбище. В этих условиях конь и овца – наиболее подходящие для разведения животные. Вполне возможно, что в это время получает зачаточное развитие земледелие с использованием мотыг и серпов. И вот забайкальские степи в первом тысячелетии до нашей эры стали местом проживания множества кочевых и полукочевых племен. Забайкальские кочевники воевали с соседями, торговали. Они вступали в обмен с соседними народами. Скот и кожи, шерсть и меха диких зверей и многое другое они выменивали на то, чего не хватало у них. В плиточных могилах нередко находят украшения: бусы из красного сердолика и голубой бирюзы. По мнению многих исследователей, сердоликовые бусы, просверленные, по-видимому, алмазным сверлом, происходят из далекой Индии. А месторождения бирюзы известны только в Средней Азии. Еще более интересно, что в некоторых плиточных могилах были найдены особые раковины «каури». Эти небольшие, изящной формы раковины водятся только в Индийском океане, и они играли в древности совершенно особую роль: у многих племен и народов Азии они заменяли деньги. Только не следует представлять себе образ какого-нибудь купца – «индийского гостя», приезжающего из Индии со своими товарами на берега Онона. Скорее всего, товары из дальних стран переходили по пути через десятки племен и сотни рук, пока не попадали за Байкал к богатому степняку. Да, в период бронзового века постепенно начало исчезать первобытное равенство между людьми. Начала выделяться немногочисленная богатая племенная верхушка, вожди племен, старейшины родов. Они стремились присвоить себе большую часть скота, лучшие пастбища. Войны и торговля еще больше обогащали их. Могилы таких знатных людей отличались большими размерами, в них было больше драгоценных вещей. Человек при жизни выделялся своим богатством, и, когда он умирал, часть этого богатства отправляли с ним на тот свет. В 1958 году археологи из экспедиции С.В. Кисилева раскопали две большие плиточные могилы недалеко от с. Тюкавкино Борзинского района. Могилы, конечно, были разграблены еще в древности. Интересным оказалось то, что в одной могиле были захоронены сразу два костяка – мужской и женский. Мужской сохранился полностью, а от женского осталась только нижняя часть и кости правой руки. Остальное, очевидно, выбросили грабители. Совместные захоронения мужчины и женщины были в древности явлением нередким. Они начинают встречаться еще с эпохи неолита. Изучая эти захоронения, ученые пришли к выводу: во многих случаях женские скелеты носили следы насильственной смерти. И многое становилось ясным. В глубокой древности женщина играла весьма важную роль в человеческих общинах, то была эпоха матриархата. В позднее время, когда роль женщины снизилась и изменилось ее положение в семье, она постепенно превратилась в существо зависимое и приниженное. Когда мужчина умирал, его жену убивали и клали в могилу вместе с мужем, чтобы на том свете она сопровождала мужа. Правда, этот обычай был распространен не везде. Но то, что он в свое время был у забайкальских и прибайкальских племен – можно не сомневаться. Свидетельством того является огромная могила, найденная в Борзинской степи. Были найдены также могилы с двумя мужскими костяками, один из которых также был со следами насильственной смерти. Это свидетельствовало о том, что один из них был господин, а другой – раб. Рабы появились в результате войн, когда брали в плен воина из враждующего племени. На смену первобытнообщинному строю в конце бронзового века в Забайкалье выступает классовое общество, в котором выделяются первые два класса – рабов и рабовладельцев. На заключительных этапах времени существования культуры плиточных могил в степях Забайкалья появляются носители совершенно другой культуры, получившей название культуры херексуров. Херексуры – это мощные курганы диаметром до 25 м, сложенные из камней и окруженные оградкой из вертикально вкопанных плит. Раскопаны они на юге Бурятии, в Красночикойсом районе Забайкальского края. Формирование данной культуры происходило в Западной Монголии и на Алтае. Это было население европеоидной расы. Изменение климата вызвало в степной зоне Евразии снижение продуктивности пастбищ и привело к интенсивному передвижению древних скотоводческих культур. Отношения между «плиточниками» и носителями культуры херексуров были сложными и напряженными. Об этом свидетельствуют акты взаимного осквернения захоронений. Появление пришельцев с запада вызвало увеличение плотности населения и рост интенсивности использования пастбищных угодий. Имели место многочисленные военные столкновения. Вероятно, позже взаимоотношения пришельцев и аборигенного населения постепенно нормализовались. Установились отношения сосуществования, а затем начались и процессы смешения монголоидного и европеоидного населения, которые завершились ассимиляцией последнего. Культура херексуров перестала существовать. На территории Забайкалья были найдены археологические памятники, которые относились к новому, отличному от «плиточников», типу культуры. Она получила название «дворцовская» по известным скалам Дворцы близ г.Читы, возле которых и было обнаружено поселение и погребение людей этой культуры. Захоронения «дворцовцев» выявлены также и в других местах по рекам Ингода и Шилка. Эти захоронения представляют собой своеобразные погребальные комплексы. Это каменные утолщенные выкладки без оградок, под которыми расположены могильные ямы, плотно заполненные на всю глубину камнем. Кроме могил подобного типа, обнаружены также курганы диаметром 6-8 м, сложенные из камня. Рядом с костями человека обнаружены кости домашних животных. Это свидетельствует о преобладающей роли скотоводства в хозяйстве. Большой интерес представляют культовые сооружения «дворцовцев». Исследован целый жертвенно-ритуальный комплекс у горы Ламской рядом с с.Левые Кумаки. Здесь на протяжении длительного времени совершались многократные обрядовые действия, сопровождаемые принесением в жертву животных и людей. Дворцовская культура датируется примерно тем же временем, что и культура плиточных могил, поэтому между ними много общего. Ряд исследователей считает дворцовскую культуру одним из вариантов погребений культуры плиточных могил. В 1959 г. в Шилкинском районе был найден так называемый колдовской камень, скала в виде зверя, на которой нарисованы разные животные. Несомненно, это была писаница – древний наскальный рисунок. Рисунки были выполнены охрой. Это была целая композиция; один за другим шли звери: северный олень, кабаны, лань. Им преграждал путь охотник, вооруженный луком. Изображение довольно хорошо сохранилось, отличалось удивительной реальностью. Это было замечательное произведение первобытного искусства. В разных местах земного шара известны тысячи рисунков первобытных людей, нанесенные краской, выбитые на камнях, вырезанные на кости. Делал древний человек это не только ради красоты. Древние рисунки были почти все найдены в самых темных и удаленных местах. Первобытное искусство в большинстве случаев было тесно связано с первобытной религией. Человек рисовал на камне не просто так, а с определенной колдовской целью. Так дело обстояло и с писаницей в шилкинской тайге. Древние люди верили в добрых и злых духов, в те времена уже существовали шаманы, и в глубокой тайге с бубном в руках колдун совершал магические культовые обряды, призывая добрых духов способствовать удачной охоте. Рисунки на скале также дополняли ритуалы колдовства. Особенно излюбленным и часто повторяющимся мотивом на писаницах является изображение оленя. Понять смысл этих изображений археологу помогли мифы. Тысячи тайн и загадок природы, окружающих человека в древности, породили народные легенды и сказания о происхождении мира и людей. Миф был всегда связан с религией. Этим он отличался от сказки. Сказку слушали, зная, что это вымысел, а мифу верили. У многих сибирских народов бытовали мифы, связывавшие образ оленя или лося с солнцем. Вот, например, какой миф был записан у эвенков: «Давным-давно, в начале времен, солнце не ходило по небу. Оно всегда стояло на одном месте, на вершине самой высокой горы. И оттуда оно светило и обогревало землю и тайгу на ней, но также и небесную тайгу (потому что на небе есть своя тайга, и в ней живут небесные звери, и птицы, и люди). Но однажды из небесной тайги выбежал великий лось Хеглен. Точно вихрь, промчался он на гору, схватил солнце и унес его в чащу леса. И вот на земле стало темно и холодно. И всем земным людям и зверям пришлось совсем худо, голодно и страшно. Приготовились помирать. Но не падал духом богатырь Маин. Он надел на ноги крылатые лыжи и понесся по следам Хеглена. А когда нашел его, то пустил в него стрелу из своего огромного лука. И Хеглен пал замертво. А славный богатырь Маин вернул солнце на место, и снова все ожило на земле. Но с тех пор каждый день небесный лось Хеглен чудесным образом оживает и взбирается на великую гору и похищает солнце. Он мчится с ним по всему небосклону и скрывается в чаще небесной тайги. И каждый раз богатырь Маин гонится за ним, настигает и убивает его и возвращает солнце. Оттого и бывает день и ночь». Но в другом варианте этого мифа вместо лося солнце уносит великий небесный олень с золотыми рогами. Образ оленя оказывается связанным с солнцем. Анализ древних мифов позволил археологам понять смысл изображений оленей на древних писаницах, надгробьях, так называемых «оленных камнях» и в то же время прийти к выводу, что среди древних племен Сибири были широко распространены солнечные культы. Часто на писаницах степного Забайкалья встречается и изображение птицы, как бы парящей в воздухе с широко распростертыми крыльями. Несомненно, что они представляли какое-то сверхъестественное существо, духа-покровителя. Орел также играл особую роль в религиозных преданиях бурят. Изображение орла было излюбленным мотивом в бурятских узорах и вышивках. Причем, во всех случаях птица изображалась в полете. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ •1. Что вам известно о плиточных могилах в Забайкалье? •2. Какие предметы из бронзы находят в плиточных могилах? •3. Как изменяется хозяйственная деятельность людей бронзового века? •4. Расскажите о культуре херексуров и о дворцовской культуре. •5. О чем поведал «колдовской камень»? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |