|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Трагедия в Борзинской степиВ 1958 году археологи из экспедиции Сергея Владимировича Киселева раскопали две большие плиточные могилы недалеко от села Тюкавкино, Борзинского района. Это были очень большие могилы, примерно по шести метров в длину и ширину и около двух метров в глубину. Они были обложены такими крупными плитами, что вытаскивать их пришлось тросом с помощью автомашины. Могилы были, конечно, разграблены еще в древности. В них остались только кости животных (несколько бараньих черепов, кости лошади) и еще кое-какие предметы. Но не это было примечательным в захоронениях, а то, что в одной из могил оказались сразу два костяка. Это было парное захоронение. Один костяк был мужской, а второй, по-видимому, женский. Мужской сохранился полностью, от женского осталась только нижняя часть и кости правой руки. Остальное, очевидно, выбросили грабители. На костях рук женщины сохранились лежавшие рядами слипшиеся мелкие цилиндрические бусины – они, несомненно, были нашиты на рукаве, но истлела одежда, истлело тело, носившее ее, а земля прижала бусы и не дала им рассыпаться. На рисунке 22 показано, как выглядели эти костяки после расчистки. Студентка Нелли Попова, расчищавшая эти костяки, наполовину в шутку, наполовину всерьез заметила: – Вот бедная, и после смерти он на нее рычит. На самом деле странное положение черепа мужчины объяснялось просто давлением сверху земли, которое развернуло череп лицевой частью назад, приплюснуло его и раздвинуло челюсти так, что действительно казалось, будто «он» кричит на «нее». Но слово «бедная», пожалуй, здесь было вполне уместным. Совместные захоронения мужчины и женщины были в древности явлением нередким. Они начинают встречаться еще с эпохи неолита. И вот, изучая эти захоронения, ученые обратили внимание на очень примечательный факт: во многих случаях женские скелеты носили следы насильственной смерти. У одних оказались проломленные черепа, видимо, от удара дубиной или каменным молотом сзади, у других были обнаружены в костях засевшие кремневые наконечники стрел. И тогда многое стало ясным. Вспомним, что в глубокой древности женщины играли весьма важную роль в человеческих общинах, наравне с мужчинами они участвовали в добывании пиши. Правда, охота и рыболовство были преимущественно мужским занятием. Но женщина, занимать собирательством, а позже примитивным огородничеством, добывала, вероятно, не меньше пищи. Затем на ней лежали такие важные обязанности, как изготовление одежды и обуви, выделка глиняной посуды и ряд других занятий. Дети и беспомощные старики находились также в основном на попечении женщины. В те времена люди вели счет родства только по женской линии. Женщина пользовалась почетом и уважением настолько, что после смерти матери-прародительницы люди вырезали из камня или слоновой кости ее изображение и оно становилось предметом религиозного поклонения. Такие статуэтки найдены археологами во многих местах обитания первобытных людей. Найдены они были также и в Восточной Сибири. Эти статуэтки – верные свидетели древнего матриархата, – так называется в науке период, когда женщина главенствовала в первобытных общинах. Но позже положение женщины изменилось. С усовершенствованием старых и изобретением новых орудий труда стали давать намного больше продуктов питания и охота и рыболовство. А затем возникли новые, еще более производительные хозяйственные отрасли – земледелие и скотоводство. И во всех этих отраслях главную роль играл уже мужчина. Он был главный охотник и рыболов, он шел за плугом и он пас табуны коней и стада овец. А женщина? Труд женщины стал лишь незначительным придатком к труду мужчины. И вместе с тем изменилось положение женщины в семье. Особенно резко – у пастушеских племен. Приручение скота, а позже уход за ним было делом мужчин, поэтому скот принадлежат ему, а также и те товары, которые он приобретал в обмен на скот. А жена его имела право лишь пользоваться ими. В новых условиях мужчина стал играть главную роль не только в производстве, но и в семье, а женщина постепенно превратилась в существо зависимое и приниженное, в служанку своего мужа. Сначала она была во власти своего отца. Отдавая свою дочь кому-нибудь в жены, отец брал за нее калым – выкуп. По существу он продавал ее. Если человек был богат, он мог иметь не одну, а несколько жен. Что удивительного, что он считал их своей собственностью, почти такой же, как скот? А когда к нему приходила смерть, и он, и его родичи считали вполне правильным и справедливым, чтобы покойника сопровождала на тот свет по крайней мере одна из его жен. И тогда возник обычай: если умер мужчина убивать его жену и класть рядом с ним. Правда, этот обычай был не везде распространен и, по-видимому, не во всех случаях осуществлялся. Но что он в свое время был у прибайкальских и забайкальских племен,– можно не сомневаться. А П Окладников так описывает одно парное погребение, раскопанное им около села Буреть (на Ангаре вблизи Иркутска). «...Вся обстановка этого погребения, раскрытая в результате раскопок, выразительно рисует картину кровавой трагедии, происходившей на берегу Ангары около трех с половиной тысяч лет тому назад. Женский костяк, находившийся здесь рядом с мужским, сохранил бесспорные признаки насильственной смерти. В его тазовой кости засел кремневый наконечник стрелы. Стрела была пущена сзади с близкого расстояния, по-видимому, уже в поверженную на землю женщину, и с такой силой, что прошла насквозь мягкие части тела, пробила толстую кость и больше чем наполовину зашла в полость живота. Края раны на кости ровные, показывающие, что она не успела зажить. Женщина умерла вскоре после ранения». Кто знает, может быть, похожая трагедия произошла когда-то и в Борзинской степи? И свидетельством ее является лишь эта огромная могила и в ней остатки двух скелетов. Раб и господин! Но во многих случаях археологи обнаруживают в могильной яме не мужской и женский костяки, а два мужских. Как это понять? Причем обычно при одном скелете лежат разные вещи, нередко весьма ценные, а при другом почти нет вещей или лежит какой-нибудь совсем малоценный предмет. Так, например, в одном из прибайкальских погребений было найдено два мужских костяка. Один из них принадлежал пожилому мужчине. Он был богато снаряжен на тот свет. При нем были оружие и украшения, в том числе вырезанная из рога фигура лося, отлитые из бронзы изображения фантастической змеи и т. д. Это были, несомненно, останки какого-то знатного человека, может быть, вождя. А в ногах у него в скорченном положении лежал другой костяк. При нем не было никаких вещей. Руки у этого костяка были неестественно заведены за спину. Было ясно, что этого второго человека перед смертью связали по рукам и ногам и, убив, бросили к ногам умершего владыки. Это был, по-видимому, слуга или раб. Да! В бронзовом веке в Забайкалье уже появились рабы. Ранее мы упоминали о богатой и знатной верхушке степных племен, о людях, прибравших к рукам стада и пастбища и другие богатства и еще больше богатевших благодаря обмену и войнам. А ведь войны давали военнопленных. И теперь пленных уже зачастую обращали в рабов. Мало того, нередко стремление захватить рабов было главной причиной войн. Но рабы попадали в собственность богачей. Они пасли их стада, возделывали землю, ловили рыбу, а рабыни-служанки прислуживали в доме или становились наложницами, то есть рабынями-женами господина. Надо думать, что и в парных захоронениях женские скелеты чаще принадлежали именно таким женам-рабыням, а не «настоящим» свободным женам. Когда археолог смотрит на двойное захоронение в плиточной могиле, ему невольно приходит в голову сравнение с другими погребениями, далеко на Западе. В то же самое время, когда в степях Забайкалья кочевали племена культуры плиточных могил, в Причерноморье жили другие степняки-кочевники – скифы. Вот как описывал древнегреческий историк Геродот погребение скифского вождя. Когда умирал скифский царь, то в особом месте для него вырывали большую четырехугольную яму. Труп укладывали на большую колесницу и опускали вместе с ней в могилу. Убивали его любимых слуг: конюха, повара, виночерпия и других, а также самую красивую рабыню-наложницу и всех их укладывали в могилу. Наконец убивали любимых коней царя и опускали туда же, так же, как и самое ценное оружие, и дорогие сосуды, и драгоценные украшения. Над ямой устраивали крышу-перекрытие, а сверху насыпали огромный курган. Некоторые курганы достигали в высоту до 20 метров, а по окружности – более 300 метров. Курган окапывали рвом и обкладывали у основания камнями. Мы не знаем в Забайкалье могильных памятников, которые могли бы сравниться по своим размерам и богатству со скифскими курганами. У кочевников Забайкалья, видимо, имущественное и классовое расслоение не достигло таких размеров, как у скифов. Но можно не сомневаться, что некоторые парные захоронения Забайкалья – это уже первый «сигнал» первый признак наступления нового этапа в общественном развитии забайкальских племен. На смену первобытно-общинному строю в конце бронзового века выступает классовое общество, в котором выделяются первые два класса – рабов и рабовладельцев, угнетенных и угнетателей. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |