АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знаки на скалах. Верх-Хилинская писаница

Читайте также:
  1. V. Змішані ознаки.
  2. VI. Сигнальные указатели и знаки на транспорте
  3. VIII. СИГНАЛЬНІ ПОКАЖЧИКИ ТА ЗНАКИ 8.1. МАРШРУТНІ ПОКАЖЧИКИ
  4. Адміністративні правопорушення, що посягають на власність. Ознаки відмежування їх від злочинів проти власності. Ведення адвокатом таких справ.
  5. Аккордные знаки с О
  6. Аккордные знаки с Р и Л
  7. Аэродромные маркировочные знаки
  8. Б. Другие признаки беспокойства
  9. Біохімічні ознаки
  10. Біохімічні ознаки
  11. В57. Существенные признаки кризиса полиса в IV веке до н.э. (в социально-экономической, политической и идеологической областях).
  12. Відмінні ознаки філії та представництва

В начале марта 1959 года я получил письмо от известного охотника и любителя-краеведа, жителя села Верх-Хила Шилкинского района, Ивана Романовича Рязанцева. Помню, что еще только взяв в руки конверт и нащупав в нем твердый квадрат фотографии, я сразу заволновался. Наверное, в таком случае каждый археолог испытывает ощущение взволнованного ожидания: вдруг нашли что-то из ряда вон выходящее или, как выражались наши студенты-археологи, что-то «сверхъестественное»! Увы! Как часто надежды сменяются разочарованием.

Но то, что сообщал Иван Романович было действительно очень интересным. Он писал, что давно уже слышал от стариков-охотников, будто где-то в тайге есть колдовской, звериный камень, скала в виде зверя, на которой нарисованы разные животные. И вот недавно на охоте, преследуя кабана, он действительно вышел на эту скалу. И на ней на самом деле отчетливо были видны нанесенные красной краской фигуры оленя, кабана и других зверей. Иван Романович прислал даже фотографии. К сожалению, они получились не очень удачными. И все-таки с первого взгляда можно было различить на камне изображения человека и животных. Это несомненно была писаница – древний наскальный рисунок и, судя по всему, очень интересный.

Я не мог сразу выехать. Помешала работа, потом весенняя распутица. Но при первой возможности, 5 июня, я выехал на место, взяв с собой студента-географа Сережу Романова. Мы доехали поездом до станции Шилка, потом автобусом добрались до села Верх-Хила. А дальше пришлось уже добираться верхом и пешком. Наконец мы оказались на месте. Писаница находилась в пади, носившей странное название Оля, в распадке Попова, к северо-северо-западу от села Бутихи на расстоянии 15 километров от нее, в глухой, дремучей тайге.

Здесь, среди зарослей березы и лиственницы возвышалась огромная одинокая скала около 10 метров сложенная из выветрившегося гранита. Скала действительно имела отдаленное сходство с высунувшимся из земли хребтом какого-то огромного первобытного зверя.

В нижней своей части, под навесом-козырьком, скала переходила в вертикальную плоскость. И на ней я увидел ряд выполненных краской (охрой) и вполне отчетливо выделявшихся на темно-сером фоне скалы изображений (рис. 23).

Точнее сказать – это была целая картина, сложная композиция. Один за другим шли звери: северный олень, кабаны, лань. Им преграждал путь охотник, вооруженный луком.

Изображения довольно хорошо сохранились. Они отличались удивительной реальностью. Художнику удалось очень похоже передать и плотную фигуру оленя, и грузное упорство кабанов, и плавно-грациозный изгиб шеи лани.

Передо мной было замечательное произведение первобытного искусства. Я не мог наглядеться на него. Но надо приниматься за дело. Сперва мы наложили на всю писанину листы прозрачной кальки и прорисовали ее. А затем начались фотографирование, зарисовки, измерения – одним словом, то, что обычно полагается делать с писаницами.

Теперь я хочу сделать небольшое отступление и рассказать немного о первобытном искусстве.

В разных местах земного шара известны тысячи рисунков первобытных людей, нанесенных краской, или выбитых на камнях, или вырезанных на кости. Известны и древние скульптурные изображения: статуэтки людей или животных из кости или камня. Сотни книг написаны о первобытном искусстве, и многое в нем для нас стало понятным.

Мы, например, теперь знаем, что, покрывая разными изображениями стены пещер или гладкую поверхность скал, первобытный человек в большинстве случаев делал это не только ради красоты. Можно не сомневаться, что любовь к красивому тоже была у древних людей, она возникла очень-очень рано, хотя понятия о красоте у них, конечно, были не похожи на наши. Так же, как современные люди,

члены первобытных племен испытывали удовольствие, глядя на красивый рисунок, а древний художник не в меньшей мере, чем современный, ощущал радость и гордость от сознания, что он создал нечто такое чем все любуются. Но почему многие древние рисунки были найдены в самых темных и удаленных от входа потаенных пещерных коридорах или на какой-нибудь скале в самой гуще леса - одним словом, в таких местах, где подчас и рисовать их было неудобно и смотреть трудно, и мало кто мог увидеть произведения первобытного художника?

Красота красотой, но, оказывается, первобытное искусство в большинстве случаев было тесно связано с первобытной религией. Человек рисовал на камне не «просто так», а с определенной, «колдовской» целью.

Так, несомненно, обстояло дело и с Верх-Хилинской писаницей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)