АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Загадка Шипкинской пещеры

Читайте также:
  1. X. В пещеры Мрака
  2. Альфредо Корда – загадка
  3. ВІЧНА ЗАГАДКА
  4. Глава 19. Новая загадка для дворецкого.
  5. Жив ли Сайрес Смит? — Рассказ Наба. — Следы на песке. — Неразрешимая загадка. — Первые слова Сайреса Смита. — Изучение следов. — Обратно в Трущобы. — Ужас Пенкрофа.
  6. Загадка
  7. ЗАГАДКА ВТОРАЯ: «БЕЗУМНАЯ СТРАСТЬ» ДАНТЕСА
  8. Загадка ковра
  9. Загадка Паганини
  10. Загадка Троицы
  11. Истории сталкеров-ветеранов о легендах зоны - Монолит, Выжигатель, Загадка Зоны, разгадки, и.т.д.

13 апреля 1952 года в газете «Забайкальский рабочий» появилась небольшая заметка следующего содержания:

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА

Усть-Карск. 12 апреля. (По телефону). Житель села Шилкинский Завод т. Шабалин обнаружил на склоне сопки вблизи берега Шилки пещеру, при раскопке которой на глубине 4 метров найдены остатки древнего стойбища людей – разрушенные человеческие скелеты, кости различных животных, каменный топор, кремневая пила, стрелы, костяные и кремневые ножи, острога для охоты на рыб, наконечники стрел из камня, кости, бусы и т.д. Всего здесь найдено около 100 орудий и предметов обихода древних обитателей Забайкалья.

Об этой находке, представляющей научный интерес, сообщено в областной краеведческий музей.

Сейчас можно сказать, что в этой заметке было немало путаницы. Начать с того, что И.П. Шабалин вовсе не «обнаружил» пещеры. По той простой причине, что решительно все жители Шилкинского Завода от мала до велика знали о ней. Пещера эта находится почти в самом поселке и не заметить ее мудрено. Другое дело, что в эту пещеру мало кто заглядывал. И не потому, что она труднодоступна, а по другой, довольно странной причине: среди окрестного населения ходили упорные слухи о том, что в пещере живут змеи и... покойники! Только местные козы часто забирались в пещеру в летний зной и во время ненастья.

Из заметки можно было сделать вывод, будто Шабалин производил в пещере крупные раскопки –«...на глубину до четырех метров».

На самом деле Шабалин не копал в пещере. Любопытство, или, лучше всего, любознательность, привела его в Шилкинскую пещеру и заставила внимательней приглядеться и порыться палочкой в покрывавшем пол пещеры мягком грунте, давно уже разрыхленном и перемешанном козьими копытцами. Но еще не успев забраться в пещеру, перед самым) входом в нее он обнаружил лежавший почти открыто великолепный шлифованный каменный топор и костяной вкладышевый нож.

И. П. Шабалин провозился в пещере полдня под выходной и весь выходной. И всего собрал около двухсот древних предметов.

Позже об этих находках было сообщено в Академию наук СССР А. П. Окладникову.

В сентябре того же 1952 года, после окончания раскопок в Ошурково, Алексей Павлович во главе небольшой группы сотрудников приехал в Сретенск. С ними был и пишущий эти строки.

На старенькой моторной лодке мы сплыли вниз по Шилке, попутно производя археологическую разведку берегов. Мощная река спокойно, но быстро несла нашу лодку. В прозрачной воде отражались поросшие густым лесом скалистые сопки. Местами берег почти вертикально обрывался к воде гладкой скалистой кручей – казалось, огромные каменные столбы встали из воды.

В 80 километрах ниже Сретенска нам открылось большое старинное село Шилкинский Завод. В XVIII веке здесь действительно был завод, выплавлявший серебро из местных руд. Но теперь об этом напоминают только кучи шлаков да название села.

Мы проехали еще немного вдоль села. Здесь высокий левый берег был точно разрезан широким оврагом, по дну которого протекала полупересохшая речушка Чалбуча.

А на высоком скалистом мысу перед самым оврагом мы еще издали с реки увидели темное пятно. Это и была цель нашего путешествия – Шилкинская пещера (рис. II).

С того времени прошло уже много лет. А я и до сих пор не могу забыть того странного чувства, которое испытал, когда вскарабкался по крутому склону и впервые заглянул в темный грот. Точно я стоял у входа в чужое жилье. Хозяина нет, он куда-то отлучился, но в любой момент может вернуться. Право, я бы, кажется, не очень удивился, если бы внезапно раздвинулись ветви кустов, окружающих пещеру, и из них вышел бы «он»– тот, кто тысячи лет тому назад жил в пещере и был в ней похоронен.

Я не оговорился. Как ни странно, но человек, пустивший слух о покойниках в пещере, был недалек от истины. В пещере действительно оказался покойник… точнее, человеческий костяк, еще точнее – разрозненные и разбросанные кости человеческого костяка. Позже И. П. Шабалин рассказывал нам, что когда он в первый раз зашел в пещеру, то прежде всего обратил внимание на лежащий почти у самого входа череп. Он точно глядел на вошедшего своими глазницами – немой свидетель минувшего.

Уже с самого начала археологам было ясно, что Шилкинская пещера является археологическим памятником исключительной ценности. И не только потому, что здесь было найдено много вещей. А еще и потому, что вместе с древними изделиями и костями древних животных на этой стоянке оказались останки самого «действующего лица» истории – человека. В археологической практике такие случаи большая редкость.

А теперь, когда Шилкинская пещера уже полностью раскопана и материалы, найденные в ней, тщательно изучены и описаны, можно с уверенностью сказать, что эта стоянка, бесспорно, является одним из наиболее древних, богатых и ценных памятников первобытности на территории Забайкалья. Она, правда, намного моложе Ошурковской, о которой мы раньше рассказывали. Та относилась к древнекаменному веку – палеолиту, а Шилкинская пещера – это стоянка неолита – новокаменного века, или даже начало бронзового века. На территории Забайкалья неолит начался не ранее пятого тысячелетия до нашей эры. Значит, Шилкинская пещера моложе Ошурковской стоянки самое малое на десять тысяч лет.

Десять тысяч лет в истории человечества срок немалый. И в жизни древних обитателей Забайкалья за это время произошли немалые перемены.

Правда, люди все также изготовляли свои орудия из камня, кости и дерева. Среди орудий найденных в Шнлкинской пещере, тоже нет ни одного металлического. Но насколько они разнообразнее и совершеннее по сравнению со старыми палеолитическими орудиями! Ко времени неолита люди открыли еще ряд совершенно новых способов обработки того же камня и изобрели множество новых видов орудий.

Посмотрите, например, на орудие, изображенное на рисунке 12. Это топор, вернее тесло. Грубые топоровидные орудия были у людей еще в глубокой древности. Но этот топор совершенно не похож на них. Он сделан из твердого кремнистого сланца темного цвета.

Обратите внимание на его гладкую поверхность, на точные и целесообразные формы этого орудия, на его острое дугообразное лезвие. Этот топор сделан способом шлифовки.

Древний мастер сперва методом обивки изготовил из камня грубую заготовку орудия. Потом долго тер ее на песчаниковой плите, подсыпая твердый кварцевый песок. Это был нелегкий и долгий труд. Но зато шлифованным топором можно было работать намного производительней, чем старым, оббитым, в несколько раз скорее срубить дерево, выдолбить колоду, затесать кол для ловчего загона. Это был уже настоящий топор, без всяких кавычек.

Интереснейший опят проделал в 1956-1957 годах советский ученый профессор С.А. Семенов. Он попросту проверил на практике, сколько времени нужно затратить на изготовление шлифованных орудии.

С. А. Семенов подобрал группу студентов, подробно рассказал им, как изготовлялись древние орудия труда, а затем предложил каждому изготовить по нескольку таких орудий из разных пород камня. После ряда опытов оказалось, что на изготовление шлифованного топора из самого твердого камня, например кремня, требуется затратить не годы, не месяцы, а около 40 часов работы. А топор из более мягкого сланца, при условии неполной шлифовки (как сделаны многие неолитические топоры), можно сделать всего за три-четыре часа.

Далее было установлено, что срубить каменным топором сосну толщиной в 25 сантиметров можно за 15 минут. А выдолбить каменным теслом лодку из целого дерева (сосны) диаметром в 60 сантиметров, длиной 4 метра можно всего за 12 дней.

Выходит, эти шлифованные неолитические орудия были совсем не так уж плохи.

Еще одно великое открытие было сделано к этому времени.

На рисунке 13 изображена серия орудий. Узнаете? Это наконечники стрел. Ни в Ошурково ни в какой-либо другой палеолитической стоянке мы наконечника стрелы не найдем. В древнекаменном веке лука еще не было. Он был изобретен позже.

Изобретение лука и стрел было действительно великим открытием. Можно с уверенностью сказать, что оно принесло людям куда больше пользы, чем изобретение огнестрельного оружия. Учтем, что ружье появилось, когда люди уже были знакомы и с земледелием и со скотоводством – основными способами добывания пищи. И ружье стало применяться главным образом для войны. А лук был изобретен еще в те времена, когда человек добывал себе пропитание именно охотой. С помощью лука охота стала намного добычливей, а жить людям легче.

Современному человеку трудно себе представить, какие великие преимущества перед старыми видами оружия были заключены в луке.

Во-первых, дальнобойность. И в прежние времена у людей были орудия «дальнего действия»: камень, который бросали рукой или пращой, метательный дротик или копье, бумеранг и т. д. Но все они ни в какое сравнение не могли идти с луком. Лук бил намного дальше. Известно, что еще в XVIII и даже кое-где в XIX веках лук был в широком употреблении у некоторых племен Северной Америки, у эскимосов Аляски, у многих сибирских племен, в том числе и у эвенков. И вот что отметили исследователи, наблюдавшие действие этого оружия.

Стрела из крупного лука летит на расстояние до 300 метров и даже дальше. На расстоянии до 150 метров стрела может пробить насквозь лань или козу, а на близком расстоянии пронзить даже бизона или лося.

Во-вторых, меткость. Еще совсем недавно среди тех же эвенков некоторые для охоты на белку или птицу предпочитали ружью бесшумно действующий лук. И меткость при этом проявляли поразительную: влет попадали в самую мелкую птицу, а белку поражали только в глаз, чтобы не испортить шкурку. А иногда специально применяли костяную стрелу с тупым наконечником. Такая стрела не пронзит белку или птицу, а только оглушит и собьет с дерева.

В-третьих, частота стрельбы. Это было очень существенное преимущество. В старые времена охотник мог захватить с собой два, ну три дротика. Теперь можно было вложить в колчан 20-30 стрел, быстро выпуская их одну за другой убить сразу несколько животных, пока стая не разбежалась.

Ко всему этому нужно добавить, что, вероятно, вскоре же после изобретения простого лука люди стали применять лук-самострел. Такой лук, иногда из целого молодого дерева, «настораживали» на звериной тропе Тонкая, невидимая издали нитка (жилка) – «насторожка» загораживает тропу. Достаточно зверю одеть ее, и лук сам разогнется, с силой посылая стрелу. Стрела из такого лука убивала наповал оленя, лося и медведя.

Вот что значило появление лука. Большая часть находок в Шилкинской пещере – принадлежности охотничьего снаряжения. Здесь были наконечники дротиков, костяные вкладышевые ножи и кинжалы и т. д. Но можно с уверенностью сказать, что главным орудием охоты был все же лук. Недаром в пещере оказалось более сорока наконечников стрел, каменных, отработанных отжимом, и костяных. И какое разнообразие форм и размеров! От самых маленьких, которыми, наверное, стреляли птицу, белку и другую мелочь, до крупных и массивных наконечников, которыми можно было пробить даже толстую шкуру лося. Вдобавок в пещере оказались и кости животных самых различных видов. Изучая эти кости, удалось установить, что они принадлежали лосю, кабану, косуле, маралу, кабарге, сурку, зайцу, белке, горностаю, хорьку соболю, рыси, лисице, волку, разным птицам, рыбам, домашней собаке - всем тем животным, которые и сейчас водятся в лесном Забайкалье. Это значит, что в нашем краю в неолите климат и природные условия были почти такими же, как сейчас.

Судя по всему, можно с уверенностью сказать, что охота была главным занятием неолитических племен Забайкалья, доставлявшим им средства к жизни. Но наряду с этим важнейшую роль стала играть рыбная ловля.

В Шилкинской пещере археологи нашли множество рыбьих костей разных видов рыб, в том числе калуги и осетра, ленка, тайменя, карася, щуки сома чебака и других.

Мы уже знаем, что человек научился ловить рыбу еще в древнекаменном веке. Вспомните маленький костяной наконечник гарпуна на Ошурковской стоянке. Но в Шилкинской пещере оказался целый набор рыболовных орудий (рис. 14). Только наконечников гарпунов 16 штук. Все они сделаны из кости или рога, разных форм и размеров, односторонние и двусторонние. У многих в нижней части насада просверлено отверстие. Зачем оно? Оказывается, в это отверстие продевался тонкий длинный шнур, или, как его называют рыбаки, линь. Такой наконечник засаживался в древке не наглухо. Вот рыбак увидел большую рыбу, метнул в нее гарпун. Попал! Огромная щука ударила хвостом, метнулась вглубь. Наконечник выскочил из древка, но своими зубцами он плотно вцепился в рыбу. А древко, связанное с ним линем, пляшет по поверхности воды, точно поплавок, не давая ходу рыбе утомляя ее. Рано или поздно быть рыбе пойманной.

А это что такое? Конечно, крючки. Один из них вполне напоминает современные, хотя и вырезан целиком из кости. Как положено рыболовным крючкам он даже имеет зазубринку-бородку. Зато второй крючок выглядит для нас совсем необычно. Он составной. Основная его часть – костяной несколько изогнутый стерженек. В нем просверлено три отверстия. В два верхних продевалась леска. В нижнее вставлялось изогнутое тоже костяное острие, может быть клычок кабарожки. Наверное, избалованный современный рыболов с недоверием отнесся бы к этим крючкам. Но в то время в реках было изобилие рыбы, и древние рыбаки умели ее ловить и костяными крючками.

Наши древние неолитические рыболовы, оказывается, знали уже и сети. Позвольте, может спросить читатель, но ведь сети не сохранились? К сожалению, не сохранились. Но мы знаем, что жители Шилкинской пещеры пользовались сетями. По двум признакам.

Во-первых, в пещере нашли грузило. Оно было сделано из крупной гальки (около 7 сантиметров длинной) и имело на боках две выемки, чтобы с нее не сползала нить. Такого типа грузила еще и сейчас употребляются на сетях у некоторых примитивных племен.

Во-вторых, на некоторых глиняных черепках оказались отпечатки сетей и грубой ткани (об этом я еще скажу позже).

Сети действительно были.

Итак, можно считать доказанным, что охота и рыбная ловля были основными занятиями племен, обитавших на берегах Шилки. Но теперь вспомните: среди костей животных, найденных в пещере, были и кости домашней собаки. Значит, к этому времени люди уже стали приручать животных. Как доказали археологи, собака была одомашнена еще намного раньше может быть, в конце древнекаменного века А в неолите были приручены и многие другие животные, например, северный олень, свинья, коза. Но судя по всему у ряда неолитических племен лесного Забайкалья и Приамурья именно собака играла главную роль в качестве домашнего животного. Так было даже в совсем недавнем прошлом. Известно что ещё в XIX веке у гиляков, живших в Приамурье, собаки были основными домашними животными: на них перевозили кладь, с ними охотились, их употребляли в пищу, а из собачьих шкур шили одежду. Можно не сомневаться, что собак, кости которых нашли в Шилкинской пещере, постигла та же печальная участь: они были съедены.

Приручение и использование в разных целях собаки было началом скотоводства. Одновременно с этим появились в неолите и зачатки земледелия. Правда, это была еще самая ранняя стадия земледелия. В неолите еще не были известны соха или плуг. Люди еще не догадались использовать в качестве тягловой рабочей силы скот. Человек каменным топором вырубал кустарник, затем заостренной палкой и мотыгой разрыхлял клочок земли и разводил на нем небольшой огород. В Шилкинской пещере были найдены обломки небольшой костяной мотыги и костяной же лопаточки (рис. 15), которыми, может быть, пользовались древние огородники. Или лучше сказать – древние огородницы. Если в то время охота и рыболовство были основным занятием мужчин, то огородничество было обычно делом женщин. Так же, как изготовление тканей или глиняной посуды. Упомянув в последней строчке о глиняной посуде и тканях, я, таким образом, назвал еще два важных открытия, которые человечество совершило в новокаменном веке: глиняная посуда и ткань.

На стоянках палеолита, сколько бы мы ни искали, остатков глиняной посуды не найти. Первый горшок на земле был вылеплен в неолитическое время. Мы не знаем, где именно. Но факт, что древние забайкальцы не отстали от своего времени. И у них в неолите появилась глиняная посуда.

Вот перед нами то, что у археологов называется «керамикой», а попросту говоря, черепки от глиняных горшков, найденные в Шилкинской пещере. Их несколько десятков. Как считают ученые, – от шести разных горшков. Они не очень хорошо выглядят, эти черепки. Древний гончар подмешал к глине песку - состав получился немного грубоватый и обжиг неважный, неравномерный. Сосуды были, конечно, вылеплены от руки, без применения гончарного круга (гончарный круг появился гораздо позже, в бронзовом веке) и, надо думать, были не очень правильной формы и имели круглое дно. Не удивляйтесь. Древние сосуды были сплошь и рядом круглодонными или остродонными. Но как же тогда сосуд стоял? В ямке, специально вырытой в земле или в углублении между камнями. Вспомните, что тогда люди еще не знали ни стола с ровной поверхностью, ни печи с гладким по дом. В этих условиях круглодонный или остродонный горшок был, пожалуй, даже удобнее плоскодонного.

Бросается в глаза что на некоторых черепка нанесены довольно глубокие штрихи и ямочки составляющие целый узор. Это-орнамент, специально нанесенный на сосуд для его украшения (рис 16).

Как хорошо можно понять нашего первобытного предка! Для современного человека глиняный горшок – это нечто очень привычное, вполне обыденное. Но для древнего это была необыкновенная новинка замечательное, удивительно удобное изделие. Подумайте сами. Вот он вылепил сосуд из сырой мягкой глины, можно сказать из грязи, обжег – и получилось звонкое чудо, на котором точно отпечатывался любой штрих, ямка, след пальца. И первобытный человек, как мог, старался украсить глиняное изделие. Костяной или деревянной палочкой (такую палочку-штамп тоже нашли в Шилкинской пещере) он любовно и с превеликим терпением наносил на глину ряды штрихов, покрывая им часть или даже всю поверхность горшка. Иногда узор был очень сложным и разнообразным. В разных местах, у разных племен в разные времена были разные узоры – обычно у каждого племени свой. И вот почему археолог так радуется, когда находит на стоянке керамику – глиняные сосуды или даже черепки от них. Ведь иногда по качеству гончарного состава, по форме сосуда и особенно по орнаменту на нем удается определить многое: какого племени люди здесь жили, с какими другими племенами они были знакомы и к какому времени относится стоянка. Некоторые черепки оказались без орнамента, зато на наружной поверхности их совершенно отчетливо были видны отпечатки сети или грубой ткани. Археолог знает, в чем тут дело. В то далекое время человек еще плохо умел подбирать подходящий состав гончарной массы. Сырые горшки то и дело разваливались еще до обжига. И он долго думал над тем, как избежать этого. Так, некоторые племена древней Якутии додумались подмешивать в глину тонкую шерсть какого-нибудь пушного зверька, - шерсть действительно придавала гончарной массе большую вязкость, а при обжиге она, конечно, сгорала, но оставляла на глине легкий отпечаток, как бы тончайшие штрихи. А другие племена поступали еще по-другому, например, делали глиняную посуду в плетенках из травы или в специальных мешочках из ткани или, пока глина была сырая, покрывали ее тканью или обрывками сети, чтобы она не развалилась до времени. Древние забайкальцы, оказывается, применяли оба приема. На одном черепке из Шилкинской пещеры можно заметить следы подмешанной к глине шерсти.

Итак, у обитателей Шилкинской пещеры были уже сети и ткань. Люди уже научились ткать и вязать. Но из чего?

К сожалению, ни одного лоскутка древней ткани в Забайкалье не найдено. И вряд ли будет найдено. Они, по-видимому, истлели все. Но все же догадаться можно, из чего первоначально изготовлялись ткани. Наверное, первые ткани были из луба или волокна дикой крапивы, дикой конопли и т. д. Наверное – потому что некоторые отсталые племена даже в наше время делают ткани из волокон этих растений. Должны были додуматься до этого и древние. И пусть эти ткани были на первых порах очень грубы. Но дело было сделано – ткачество было открыто, и современные тончайшие шелка и батисты – прямые потомки грубого рядна, которым покрывались наши неолитические предки и которые отпечатались на неолитических горшках.

Но кто же они были, эти древние обитатели долины Шилки? Какого рода-племени? Как они выглядели?

Теперь мы, пожалуй, можем ответить и на эти вопросы.

Вы помните, что в Шилкинской пещере нашли человеческий череп. Этот череп передали в руки антропологов. И они, тщательно измерив и изучив его, пришли к определенному выводу: тот, кому принадлежал этот череп, был монголоидом (т.е. человеком монгольской расы) и по всем признакам он больше всего походил на нынешних эвенков (тунгусов), народность, которая и сейчас обитает в ряде районов Восточной Сибири.

Однако ученые на этом не остановились.

В нашей стране работает известный ученый профессор М. М. Герасимов. Он получил широкую известность благодаря тому, что разработал метод восстановления лица человека по костям черепа.

Вот у него в руках череп. Он тщательно измеряет его во всех направлениях. Он изучает особенности строения черепных костей. Затем на основании точных выведенных им правил и расчетов он лепит, как бы восстанавливает лицо того человека, которому принадлежит череп.

Много раз подвергался проверке метод профессора Герасимова. И он неизменно оправдывал себя.

Сотни черепов прошли через руки ученого. По черепам он вылепил целую галерею образов людей, живших в самые различные времена. От первобытного обезьяночеловека, существовавшего сотни тысяч лет тому назад, – до наших современников.

Передан был Герасимову и череп, найденный в Шилкинской пещере. И теперь мы знаем, как выглядел первобытный забайкалец. Вот он изображен на рисунке 17. Он, по-видимому, больше всего походил на современного эвенка. Эвенки и сейчас живут в ряде районов лесного Забайкалья. Их, видимо, и следует считать коренными жителями края.

Археологи обнаружили почти повсеместно в лесных районах Восточной Сибири стоянки, во всех своих основных чертах сходные с той, которая была в Шилкинской пещере: такие же орудия труда, такая же керамика, такие же узоры на сосудах, такие же украшения: нефритовые кольца, пластины и бусы из раковин, ожерелья из кабаньих клыков и медвежьих когтей. И наконец, судя по найденным в могильниках человеческим костям, их населяли такого же облика люди, похожие на нынешних эвенков. Они не составляли одного народа - это было множество родственных племен, родственных по происхождению, по языку и по культуре.

До революции один царский чиновник, ярый реакционер, так отозвался о сибирских «инородцах»: «Это люди не способные не только творить культуру, но даже усвоить то, что придумали другие. Они живут точно в состоянии оцепенения или спячки, так, как жили их предки тысячи лет тому назад, и так же будут жить их потомки».

Это была великая ложь.

Теперь благодаря открытиям советских археологов мы точно знаем, что еще в глубокой древности, в каменном веке, племена Прибайкалья и Забайкалья сумели развить свою очень интересную и во многих отношениях замечательную культуру. Выше мы говорили о той великой роли, которую сыграл в древности лук. Но немногие знают, что, пожалуй, наиболее совершенный, может быть, даже лучший в мире лук был изобретен, скорее всего, именно в Восточной Сибири. Это был лук «усиленного» типа, состоявший из нескольких частей, обложенный костяными или роговыми обкладками, прочно обвитый сухожилиями. Лук «серовского» типа (по названию села Серово в Прибайкалье, где он был впервые найден археологами) имел в длину не менее полутора метров. Костяные пластины-обкладки придавали ему необычайную пробойную силу. Заметим, что древние племена Западной Европы, предки нынешних французов, немцев и скандинавов, такого лука не знали.

Племена Сибири научились изготовлять великолепные шлифованные орудия. Еще в четвертом тысячелетии до нашей эры они стали широко использовать нефрит, зеленый полудрагоценный камень замечательной красоты и прочности. Он встречается очень редко. В азиатской части СССР месторождения нефрита известны только в Саянах (особенно в верховьях рек Китоя, Иркута и Белой – притоков Ангары. Там нередко встречаются целые валуны из нефрита) и еще в немногих местах. Нефрит по своим свойствам совсем не похож на кремень. Он не колется на пластины, и его нельзя обработать оббивкой или отжимом. Зато он хорошо поддается распиловке и шлифовке, дает орудия исключительной прочности и украшения редкой красоты: топоры и ножи, кольца, браслеты, различные изделия. Эти изделия и сейчас поражают нас своей красотой и совершенствованием отделки.

И, как удалось доказать, эти племена не замыкались в своей скорлупе. Наоборот, еще в эпоху неолита существовали живые связи между населением Прибайкалья и Забайкалья, Приморья и Якутии Монголии и Древнего Китая.

Эти древние племена обменивались с другими народами не только сырьем и готовыми изделиями, но и культурными достижениями. Недаром в далеком Приморье и в Китае иногда попадаются изделия из забайкальского желтовато-белого нефрита. А некоторые неолитические находки Забайкалья имеют прямое сходство с монгольскими или якутскими древностями.

Неолитические племена Сибири жили полнокровной жизнью и проявили ничуть не меньшую одаренность и ничуть не меньшие способности к культурному развитию, чем их современники – древние племена Европы, скажем, предки нынешних немцев или французов.

А теперь пришла нам пора попрощаться с древним обитателем Шилкинской пещеры. Мы можем ясно представить себе облик этого лесного охотника, невысокого и коренастого человека с широкоскулым смуглым лицом. Мы знаем многое о его жизни, мы знаем, как он выглядел, мы знаем даже, как он был одет.

В некоторых неолитических захоронениях сохранились остатки одежды погребенных. Одежда была сшита из кожи, немного напоминала фрак и была нарядно расшита узорами из бус и украшена перламутровыми пластинками и клыками животных. На голову эти люди надевали круглую шапочку, на которую тоже были нашиты бусы и кольца из нефрита – совершенно такие же были найдены и в Шилкинской пещере (рис. 18). Такой костюм тунгусы носили еще в XIX веке, и его тогда же зарисовал известный путешественник Георги.

Мы многое знаем о шилкинском человеке… и только одного мы не знаем и, наверное, никогда не узнаем – почему он был похоронен именно в пещере, там где жили люди? Правда, ученые знают немало племен на земном шаре, которые как раз придерживались (а кое-где придерживаются и сейчас) странного, на наш взгляд, обычая: хоронить умерших в том самом жилище, в котором продолжают жить их родичи. Но у народов Сибири такого обычая как будто не было. Почему же все-таки костяк оказался в пещере?

Когда я думал над этим, мне пришла в голову одна догадка. Я подумал о том, какой ужас наводили на древних заразные болезни. Еще сравнительно недавно, лет сто тому назад, случалось, что племена Сибири навещала страшная гостья - черная оспа и люди в безумном страхе покидали свои становища, оставляя все, бросали больных и покойников и укочевывали на сотни километров, запутывая следы, чтобы уйти от страшного духа болезни. Может быть, то же произошло и с жителями Шилкинской пещеры?

Умер человек от болезни, и напуганные сородичи решили уйти отсюда. Но они всё же не бросили тело на произвол судьбы. Они его заботливо похоронили. Мы это точно знаем. Откуда? Одним из погребальных обрядов, который строго соблюдался у древних племен Забайкалья, был обычай засыпать положенное в могилу тело умершего красной краской (обычно охрой), символизировавшей кровь – основу жизни. Пятна охры были обнаружены и в нижнем слое Шилкинской пещеры. Значит, покойника похоронили подобающим образом. Его, конечно, одели в лучшую одежду, от нее, к сожалению, сохранились только нефритовые кольца, которые были нашиты на шапочке, бусы и перламутровая пластинка из раковины, тоже служившая украшением. С ним положили в могилу все, что, по верованиям древних людей, могло понадобиться человеку в загробной жизни: лук со стрелами и копье, гарпуны и рыболовные крючки, костяные ножи, шлифованный топор и т. д. Именно этим и объясняется тот на первый взгляд странный факт, что в пещере оказались эти столь ценные для древних предметы и многие из них в совершенно целом и хорошем состоянии. Случайно забыть или потерять их в пещере люди не могли. Их специально положили вместе с покойником «его» родичи.

Так они «его» похоронили и навсегда ушли из пещеры, чтобы отвязаться от страшной болезни. И долгое время никто в пещере не жил. Проходили десятилетия, века. Дул ветер и заносил в пещеру пыль и песок, слой которого с течением времени перекрыл все следы пребывания в ней ее древних обитателей. А спустя много веков в пещере снова поселились люди. Но они не подозревали, что под ними захоронен человек.

В результате в одной и той же пещере оказалась стоянка вместе с захоронением. А еще позже кто-то (люди или, может быть, животные) перерыл слои в пещере и выбросил человеческие кости наверх.

Может быть, так можно объяснить загадку Шилкинской пещеры.

Глава 2.
Бронзовый век Забайкалья


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)