|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура плиточных могилНа сотни и сотни километров по долинам самых крупных рек Забайкалья: Селенги, Шилки, Онона, Аргуни и их притоков раскинулась бескрайняя забайкальская степь. Только тому, кто не видел ее в разные времена года, кто не жил здесь, она кажется унылой и однообразной. Забайкальская степь особенно хороша и красива, когда в конце июня она покрывается крупными яркими цветами желтых лилий, ярко-оранжевой сараны, фиолетовых ирисов. Но и позже, когда эти крупные цветы отходят и в высокой траве поднимают свои головки бесчисленные мелкие цветы и цветики: ярко-синие колокольчики, малиновые гвоздички, а над ними покачиваются десятки видов каких-то метелочек и колосков – точно дымка ходит над степью, – и тогда степь тоже полна какой-то удивительно милой и скромной красоты. Местами степь переходит в пологие увалы сопок, кое-где из гладкого склона сопки, точно выдавленные изнутри какой-то могучей силой, выступают красноватые плитчатые скалы причудливых форм, выветрившиеся, местами распавшиеся на отдельные плиты Высоко-высоко в синем небе парит коршун, там и сям медленно передвигаются по травянистым просторам стада овей, табуны лошадей или двугорбых верблюдов. А за ними столь же медленно следует всадник-чабан и вдруг покажется, точно ты перенесся куда-то в глубокую древность, во времена Чингисхана, или еще глубже. Каждому, кому приходилось проезжать по Забайкальским степям, знакома и такая картина. На склоне или у подножья сопки, а то и в ровной степи виднеется какое-то странное сооружение – точно четырехугольная оградка из плоских, поставленных на ребро плит торчит из земли. Такие оградки в разных местах Забайкалья называются по-разному: «двориками», или «маяками», или «чудскими могилами», или монгольскими могилами, а то и бурятскими (рис. 19). Название «чудские», по-видимому, связано с довольно распространенной в прежние времена в Восточной Сибири легендой о древнем народе «чуди». Эта «чудь» будто бы в старину жила в Сибири, а когда Сибирь перешла под власть «белого», то есть русского царя, «чудь», не желая ему подчиниться, по одной версии превратилась в березы, а по другой – сама себя захоронила в каменных ящиках. От них якобы и остались эти оградки-могилы. Что же касается названий «монгольские» или «бурятские» применительно к этим могилам, то они тоже ошибочны. Это действительно могилы, но не монголов и не бурят. Они старше и тех и других на много веков. Это могилы людей бронзового века. Археологи называют такие могилы «плиточными», и культуру, связанную с ними, называют «культурой плиточных могил». Раскопать подобную могилу непросто. Внутри оградки она обычно заложена толстым слоем каменных плит, иногда весьма почтенных размеров (в не, которых случаях до полутора метров в длину, метр в ширину и до 20 сантиметров в толщину). Но вот плиты вытащены. Под ними пошла темная земля, и обычно уже на небольшой глубине (около одного метра, по в некоторых случаях глубже, до 1,8 метра) показываются кости. Человеческий костяк лежит словно в ящике, обложенном с четырех сторон каменными плитами, а при костяке различные предметы. К сожалению, хотя до настоящего времени археологами раскопано несколько сот плиточных могил, очень редко удавалось встретить среди них нетронутое погребение. Обычно же археологи, докопавшись до костяка, убеждаются, к своему огорчению, что могила уже кем-то когда-то была раскопана и разграблена: от костяка осталось всего несколько косточек, разбросанных по всей могиле, и никаких вещей. А иногда могила оказывается и вовсе пустой. Труды были напрасны. Кому же понадобилось раскапывать эти могилы? Что в них искали грабители? В 50-х годах прошлого века по Сибири проезжал немецкий ученый Карл Риттер. Позже он написал книгу «Землеведение Азии». И вот в этой книге Риттер сообщает, что, проезжая по городам Сибири, он много раз наблюдал, как местные жители пролают серебряные и золотые вещи, похищенные из древних могил. Были даже особые люди – «специалисты» по раскапыванию и ограблению древних погребений. В Сибири их называли «бугровщиками». Вот что, значит, привлекало грабителей – серебро и золото. Многие могилы были ограблены еще в древности. А другие сравнительно недавно, в прошлом веке. Но, оказывается, не только эти грабители раскапывали древние могилы. Известный врач и исследователь Забайкалья Н. В. Кириллов сообщает, что раскопками плиточных могил занимались иногда также бурятские ламы. Дело в том, что в намекни медицине одним из очень сильных и действенных лечебных средств считались толченые человеческие кости. Но только древние, чем древнее, тем лучше. В поисках таких костей ламы и забирались плиточные могилы. Конечно, грабителей интересовали в могилах главным образом драгоценные вещи. Какой-нибудь расколотый горшок или позеленевшая медная пряжка для них никакой ценности не имели. Вот почему в плиточных могилах, даже ограбленных археологи иногда обнаруживают немало вещей интересных и важных в научном отношении. О чем же рассказывают находки из плиточных могил? Прежде всего о том, что люди, погребенные в них, жили уже не в каменном веке, а в бронзовом. Они уже знали металл. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |