|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Когда археологи считают костиСамые обычные находки в плиточных могилах – кости животных и обломки глиняной посуды (а то и целые горшки). Я помню, в 1956 году мы раскапывали плиточные могилы около станции Оловянной. В раскопках принимал участие местный житель Петр Афанасьевич Абросимов. С Петром Афанасьевичем я познакомился еще в 1954 году. Уже тогда ему было, кажется, за 60. Это был высокий, сухой, очень бодрый старик с тонкими чертами лица и пушистыми усами. В то время он работал сторожем на мясокомбинате. Но его любимым делом, которому он служил бес корыстно и всей душой, была археология. Он знал наперечет все интересные в археологическом отношении места в окрестностях станции Оловянной, все плиточные могилы (их там великое множество) и регулярно обходил эти места, чтобы никто не «набаловал», как он выражался. Он собирал подъемный материал и не один раз привозил в Читинский музеи очень ценные вещи. В том же 1954 году он привез в Читу великолепный топор и нож из белого нефрита, которые сейчас украшают экспозицию Читинского музея. Не было для Петра Афанасьевича большего удовольствия, чем участвовать в раскопках. Причем работал он не только с энтузиазмом, но и со знанием дела. Он кое-что читал по археологии и мог часами с неослабевающим интересом выспрашивать о всяких археологических новостях и тонкостях. Вот и теперь, несмотря на свой преклонный возраст, он с азартом помогал ворочать плиты, не отставая от молодежи. Как и следовало ожидать, могила была ограбленной. В ней уже кто-то побывал до нас. Из вещей мы нашли только небольшую голубую бусину. Но костяк сохранился почти полностью. А на груди у скелета лежала большая кость – явно лопаточная кость какого-то животного. Взглянув на кость как специалист «мясного дела», Петр Афанасьевич тут же определил ее: «Не иначе, как бычья» (научные исследования подтвердили его определение). А вдобавок Петр Афанасьевич сделал такое интересное заключение: «Выходит харчишек ему положили на первое время. Как, мол, так у покойничка на том свете с охотой наладится, еще неизвестно. А тут свое мясо, с собой. Вишь, целое стегно положили…» Именно так, наверное, и рассуждали люди бронзового века, когда клали в могилу часть животного или какую-нибудь другую пищу в горшке. С течением времени все, что могло сгнить, сгнило. Но кости и глиняные горшки сохранились, хотя горшки под давлением земли нередко превращались в черепки. Когда сторонние зрители наблюдают, как археологи тщательно завертывают в бумагу и, перекладывая ватой или опилками, пакуют в ящики желтые полураскрошившиеся обломки костей и глиняные черепки, то у них действительно может появиться на лице недоуменная улыбка: «Какими пустяками занимаются люди!» Но археологи знают: эти древние кости могут рассказать немало интересного. Работы с ними много. Прежде всего ученые стремятся установить, чьи это кости. По известным признакам специалист может определить, не только какому животному принадлежала кость, но и был ли это домашний или дикий экземпляр. Вспомните: в Шилкинской пещере были найдены кости волка, лисицы, собаки. И вот, несмотря на то, что скелеты этих животных устроены очень схоже и что это были не целые скелеты, а отдельные кости или даже обломки костей ученые в точности определили: это – кость лисицы, а это – волка. Это – собаки, а это – тоже собаки, но уже другой. С полной уверенностью они определили, что в пещере были кости от одиннадцати разных собак Таким образом были тщательно изучены кости животных, найденные в плиточных могилах. Изучены, рассортированы и подсчитаны. И оказалось, что сухие цифры способны рассказать об очень интересных вещах. Прежде всего обнаружилось, что кости диких животных встречаются в плиточных могилах примерно в четыре раза реже, чем кости домашних животных. Вспомните, что на палеолитической стоянке в Ошурково не было ни одной кости домашнего животного. В неолитической Шилкинской пещере попались кости домашней собаки, но еще решительно преобладали останки диких животных. В плиточных же могилах, наоборот, преимущественно находят кости домашних животных. Значит, в бронзовом веке в Забайкалье уже не охота или рыболовство, а скотоводство стало главным занятием, доставлявшим человеку средства к существованию. Это очень важный вывод, но не единственный. Оказалось далее, что в плиточных могилах чаще всего встречаются кости лошади и овцы и гораздо реже - кости крупного рогатого скота (в три-четыре раза реже). Случайно ли это? Такой состав стад с преобладанием лошадей и овец характерен для народов кочевых или полукочевых. Так был найден ключ к решению еще одной задачи, долго смущавшей археологов: почему погребений бронзового века в Забайкалье известны тысячи, а стоянок две-три? Именно эти невзрачные и полуистлевшие кости помогли найти ответ: видимо, потому, что люди, хоронившие своих покойников в плиточных могилах, вели в основном кочевой образ жизни. Археолог умеет определить место, где стояла древняя землянка, или полуземлянка, или дом, в котором живут подолгу. Впадина и темное пятно указывают, где был пол, круглые, еще более темные пятна – места, где стояли столбы, поддерживавшие крышу. Там, где был очаг, почва перемешана с золой и темный пережженный слой уходит в глубину. Но временный шалаш или юрта кочевника почти не оставляют следов. Люди, все время кочующие с места место, не оставляют после себя культурного слоя или этот слои настолько слаб, что его обнаружить невозможно. Природная обстановка Забайкалья и Монголии в бронзовом веке уже была вполне похожа на современную. В богатых травою долинах рек Орхона и Толы, Селенги и Онона в условиях короткого лета и длительной малоснежной зимы скот можно было пасти круглый год на подножном корме, время от времени меняя пастбище. В этих условиях именно конь и овца – наиболее подходящие для разведения животные. И вот забайкальские степи еще в первом тысячелетии до нашей эры стали местом проживания множества кочевых или полукочевых племен, у которых основным занятием было скотоводство, а главное богатство–табуны коней да бесчисленные стада овец. Попробуем представить себе облик этого забайкальца, кочевника бронзового века. Это всадник на низкорослом коне, живо напоминающем нам современную маленькую, но выносливую монгольскую лошадку. На своем верном коне следует он за своими стадами, на нем же отправляется вместе с другими воинами в набег. Воины и набеги стали теперь обычным явлением. Набеги устраивали, чтобы отбить чужой скот, воевали за обладание лучшими пастбищами,– в то тревожное время каждый член племени был воином, всегда наготове напасть или отбить нападение. Что удивительного, что в могилу ему клали любимого коня или сбрую и лучшее оружие? На одной надгробной плите, стоявшей около плиточной могилы, было высечено изображение полного набора оружия (см. рис. 25): лук, кинжал и мечи, боевой топор и боевой молот-чекан, грозное оружие, с одной стороны похожее на топор, а с другой на молот. Заметим, что лук у этих кочевников был уже не таким длинным, как у древних неолитических охотников. Он был короче, таким луком удобнее пользоваться при стрельбе с лошади. А что означает высеченный на плите кружок над луком? Бронзовое зеркало. Воин должен следить за своей наружностью и на «том свете». В плиточных могилах не раз находили круглые бронзовые шлифованные зеркала. Забайкальские кочевники не только воевали с соседями. Мы уже знаем, что у них было неплохо развито ремесло, например, обработка меди и бронзы. Но они умели также и торговать. Они вступали в обмен с соседними народами. Скот и кожи, шерсть и меха диких зверей и многое другое они выменивали на то, что было у других народов и чего не хватало им. В плиточных могилах нередко находят украшения: бусы из красного сердолика и голубой бирюзы. По мнению некоторых исследователей, сердоликовые бусы, просверленные, по-видимому, алмазным сверлом, происходят из далекой Индии. А месторождения бирюзы известны только в Средней Азии. Еще более интересно, что в некоторых плиточных могилах были найдены особые раковины – «каури» (рис. 21). Эти небольшие, изящной формы раковины водятся только в Индийском океане, и они играли в древности совершенно особую роль – у многих племен и народов Азии они заменяли деньги. На них покупали, продавали, их копили. Когда при раскопках древних китайских городов археологи находили «клады», то есть спрятанные сокровища, то в них наряду с драгоценными предметами из золота и серебра обычно оказывались и связки «каури» – так они ценились. Значит, находки раковин каури в плиточных могилах опять-таки свидетельствуют о развитии обмена и о дальних культурных и меновых связях. Только не стоит представлять себе образ какого-нибудь купца – «индийского гостя», – приезжающего со своими товарами из Индии на берега Онона. Надо думать, что товары из дальних стран переходили по пути через десятки племен и сотни рук, пока не попадали за Байкал к богатому степняку. Богатому? Да! Я не оговорился. В период бронзового века постепенно начало исчезать первобытное равенство между людьми. Начала выделяться немногочисленная богатая племенная верхушка, вожди племен, старейшины родов, главы больших семейств. Эти люди стремились присвоить себе большую часть скота и лучшие пастбища. Войны и торговля еще больше обогащали их. И они, пользуясь своим влиянием и богатством, заставляли своих более бедных сородичей и соплеменников работать на них. Случайно ли, что плиточные могилы имеют самые различные размеры? Что среди них есть совсем небольшие (2х2 м) и есть огромные могилы –до 6 метров в длину и ширину, сооруженные из огромных тяжелых плит? Мало того, около некоторых крупных могил нередко стоят, точно своеобразные надгробные памятники, так называемые «сторожевые» или «оленные» камни – монументальные плиты, с высеченными на них изображениями животных (оленя, лося) или солнечного круга. Можно не сомневаться, что для рядового кочевника не стали бы сооружать такой величественной гробницы, не стали бы перетаскивать, иногда на далекое расстояние, огромные плиты, не стали бы высекать изображение священных животных на «оленном» камне. В этих могилах, наверное, были погребены представители степной знати, вожди и родовые старейшины, наиболее знатные и богатые люди. И именно в этих погребениях, конечно, и находили золотые и серебряные вещи могильные грабители – бугровшики. Человек при жизни выделялся своим богатством, и когда он умер, часть этого богатства отправили с ним на тот свет. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |