АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О богохулении и порицании веры

Читайте также:
  1. Административная ответственность
  2. Виды административного наказания
  3. Виды самооценочных эмоций
  4. Глава первая: Хадис об Аише.Гава вторая: Зату Ануат.
  5. ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА
  6. КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  7. Концентрация
  8. Особенности административной ответственности юридических лиц.
  9. Практическое занятие №14
  10. Процесс воспитания от семи до четырнадцати лет
  11. Сопоставление характеристик организации
  12. Тема № 14 Ответственность за нарушение требований охраны труда

182. Кто дерзнет публично в церкви с умыслом возложить хулу на славимого в единосущной троице бога, или на пречис­тую владычицу нашу богородицу и присно-деву Марию, или на честный крест господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на бесплотные силы небесные, или на святых угодников божиих и их изображения, тот подвергается:

лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках на время от двенадцати до пятнадцати лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 сего Уложения.для третьей степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

Когда сие преступление учинено не в церкви, но в публичном месте или при собрании более или менее многолюдном, то виновный приговаривается:

к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу на заводах на время от шести до восьми лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 для шестой степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

Уложение

о наказаниях

уголовных и

исправительных

212 183. Учинивший означенное в предшедшей 182 статье

Законодательство преступление хотя и не публично и не в многолюдном собрании, — эвой п

XIX века

первой половины н0 однако же при свидетелях, с намерением поколебать их веру

или произвести соблазн, приговаривается:

к лишению всех прав состояния и к ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 22 сего Уложения для первой степени наказаний сего рода.

184. Кто в публичном месте, при собрании более или менее многолюдном, дерзнет с умыслом порицать христианскую веру или православную церковь, или ругаться над священным писанием или святыми таинствами, тот подвергается:

лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу на заводах на время от шести до восьми лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 сего Уложения для шестой степени наказаний сего рода, с нало­жением клейм.

Когда сие преступление учинено не в публичном собрании, но однако же при свидетелях и с намерением поколебать их веру или произвести соблазн, то виновный приговаривается:

к лишению всех прав состояния и к ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 22 сего Уложения для первой степени наказаний сего рода.

185. Кто будучи свидетелем произносимого в публичном месте с умыслом богохуления, или поношения святых угодни­ков, или же дерзкого, с намерением поколебать в ком-либо веру, порицания христианского закона вообще, или в особенности церкви православной, или же ругательства над священным писанием и святыми таинствами, не даст о том знать надлежа­щему начальству для прекращения соблазна, тот за сие подвергается:

заключению в тюрьме на время от шести месяцев до одного года, или аресту на время от трех недель до трех месяцев, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличиваю­щим или уменьшающим вину его.

186. Если будет доказано, что дозволивший себе в публич­ном месте произнести слова, имеющие вид богохуления, или поношения святых господних, или же порицания веры и церкви православной, учинил сие без умысла оскорбить святыню, а единственно по неразумию, невежеству или пьянству, то он подвергается:

заключению в смирительном доме на время от одного года до двух лет, с потерею некоторых, на основании статьи 53 сего Уложения, особенных прав и преимуществ; или заключению также в смирительном доме, без ограниче­ния в правах и преимуществах, на время от шести месяцев до одного года;

/ или, наконец, заключению в тюрьме на время от шести ' месяцев до двух лет, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его.

187. Кто в печатных или хотя и письменных, но каким-либо образом распространяемых им сочинениях, дозволит себе богохуление, поношение святых господних или порицание христианской веры, или церкви православной, или ругательства над священным писанием и святыми таинствами, тот подверга­ется:

лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 22 сего Уложения для первой степени наказаний сего рода.

Сим же наказаниям подвергаются и те, которые будут заведомо продавать или иным образом распространять такие сочинения.

188. Изобличенные в так называемом кощунстве, то есть язвительных насмешках, доказывающих явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной, или вообще христианства, приговариваются:

к заключению в тюрьме на время от шести месяцев до

одного года.

Если однако же будет признано, что виновный не имел намерения произвести соблазн и оказать неуважение к вере, а сделал сие по неразумию, невежеству или пьянству, то он наказывается:

арестом на время от трех недель до трех месяцев, смотря по

обстоятельствам, более или менее увеличивающим или

уменьшающим вину его.

189. Кто с умыслом поколебать уважение к святыне, будет выделывать, или же продавать, или иным каким-либо образом распространять писаные, гравированные, резные или отлитые в соблазнительном виде иконы и другие изображения предме­тов, относящихся к вере и богослужению, тот за сие подверга­ется:

наказанию, выше сего в статье 183 за богохуление опреде­ленному.

Если однако же сие учинено им без всякого злого намерения и не по ненависти к вере христианской или церкви пра­вославной, а по неразумию или невежеству, то он приговарива­ется:

к заключению в тюрьме на время от трех до шести месяцев, или к аресту на время от трех дней до трех недель, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его.

во всяком случае иконы или иные изображения сего рода отбираются от виновных для уничтожения.

Уложение

о наказаниях

уголовных и

исправительных

Законодательство

первой половины

XIX века

Глава вторая

Об отступлении от веры и постановлений церкви

Отделение первое

ОБ ОТВЛЕЧЕНИИ

И ОТСТУПЛЕНИИ ОТ ВЕРЫ

190. За отвлечение, чрез подговоры, обольщения или иными средствами, кого-либо от христианской веры православного или другого исповедания в веру магометанскую, еврейскую или иную не христианскую, виновный приговаривается:

к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу в крепостях на время от восьми до десяти лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 сего Уложения для пятой степени наказаний сего рода, с наложе­нием клейм.

Когда же при том будет доказано, что им употреблено насилие для принуждения к отступлению от христианства, то он присуждается-

к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу в рудниках на время от двенадцати до пятнадцати лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 для третьей степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

191. Отступившие от христианской веры православного или другого исповедания в веру не христианскую,

отправляются к духовному начальству прежнего их испове­дания, для увещания и вразумления. До возвращения в христианскую веру они не пользуются правами своего состояния и на все сие время имение их берется в опеку.

192. Если магометане и евреи, вступившие в брак с лицами евангелическо-лютеранского или реформатского исповедания, будут, вопреки данным ими подпискам, воспитывать детей своих не в христианской вере, или же будут угрозами и оболь­щениями приводить супругов или детей к своему закону, или препятствовать им свободно отправлять обряды их религии, то брак их расторгается и они подвергаются:

лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших, или менее отдаленных местах Сибири, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличиваю­щим или уменьшающим вину их.

193. Евреи, хотя и не изобличенные в совращении христиан, но державшие их у себя для постоянных домашних услуг, кроме случаев законом дозволенных, подвергаются за сие:

взысканию по пяти рублей за каждые сутки. За повторение сего преступления, они сверх того приговарива­ются:

к аресту на время от трех недель до трех месяцев.

194. Если даже в случаях, когда по закону им дозволено иметь в услужении христиан, евреи будут держать лица женского пола христианской веры в одних с собою домах, то за сие они подвергаются:

денежному взысканию от ста до двухсот рублей. Опреде­ленное с них за первый сего рода проступок денежное взыскание возвышается половиною суммы оного за каждое повторение сего проступка.

195. За совращение из православного в иное христианское вероисповедание, виновный приговаривается:

к лишению всех особенных лично и по состоянию присвоен­ных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Тобольскую или Томскую, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, к наказанию розгами в мере, определенной статьею 35 сего Уложения для пятой степени наказаний сего рода и к отдаче в исправительные арестантс­кие роты гражданского ведомства на время от одного до двух лет.

Когда же будет доказано, что для совращения из православного в другое христианское вероисповедание были употреблены принуждение и насилие, то виновный подвергается:

лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в Сибирь, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 22 сего Уложеная для второй степени наказаний сего рода.

196. Отступившие от православного в иное христианское вероисповедание,

отсылаются к духовному начальству для увещания, вра­зумления их и поступления с ними по правилам церковным. До возвращения их в православие принимаются правитель­ством, для охранения их малолетних детей и подвластных им крепостных людей от совращения, указанные в законах меры (см. т. XIV, Уст. о предупр. и пресеч. прес-тупл. ст. 4954). В имениях их, населенных православны­ми, на все сие время назначается опека и им воспрещается иметь в оных жительство.

197. Кто в проповеди или сочинении будет усиливаться привлекать и совращать православных в иное, хотя христи­анское, вероисповедание, или же еретическую секту, или раскольнический толк, тот за сие преступление подвергается:

в первый раз лишению некоторых, на основании статьи 53 сего Уложения, особенных прав и преимуществ и заклю­чению в смирительном доме на время от одного года до двух лет; а во второйзаключению в крепости на время от четырех до шести лет, также с потерею некоторых, по статье 53, особенных прав и преимуществ;

в третий же раз он присуждается к лишению всех особенных лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ и к ссылке на житье в губернии Томскую или Тобольскую,

Уложение

о наказаниях

уголовных и

исправительных

J

Законодательство

первой половины

XIX века

с заключением на время от одного года до двух лет, или, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, к наказанию розгами в мере, определенной статьею 35 сего Уложения для четвертой степени наказаний сего рода и к отдаче в исправительные арестантские роты граждан­ского ведомства на время от двух до четырех лет. Те, которые будут заведомо и также с намерением совратить православных в другое вероучение, распространять такие проповеди и сочинения, подвергаются:

заключению в смирительном доме на время от шести месяцев до одного года, смотря по определяемой судом мере вины их.

198. Родители, которые, быв по закону обязаны воспитывать детей своих в вере православной, будут крестить их или приводить к прочим таинствам и воспитывать по обрядам другого христианского исповедания, присуждаются за сие:

к заключению в тюрьме на время от одного года до двух лет. Дети их отдаются на воспитание родственникам пра­вославного исповедания, или, за неимением оных, назначае­мым для сего от правительства опекунам, также православ­ной веры.

Тому же наказанию подвергаются и опекуны, которые будут воспитывать вверенных им детей православного исповедания в правилах другого вероучения. При сем они немедленно устраняются от опеки.

199. За препятствование кому-либо присоединиться добро­вольно к церкви православной, виновные подвергаются:

заключению в тюрьме на время от тр до шести месяцев. Но если для помешательства переходу в православие были ими употреблены угрозы, притеснения, или насилия, то они пригова­риваются:

к лишению некоторых, на основании статьи 53 сего Уложения, особенных прав и преимуществ и к заключению в смирительном доме на время от двух до трех лет. Сверх того, во всяком случае им воспрещается иметь при себе крепостных дворовых людей православного исповедания, и уп­равлять теми своими населенными имениями, в коих находятся православные.

200. Кто знал, что жена его или дети, или другие лица, за коими ему предоставлено законом наблюдение и попечение, на­мерены отступить от православного вероисповедания, не будет стараться отклонить их от сего намерения и не возьмет никаких зависящих от него по закону мер для воспрепятствования исполнению оного, тот за сие приговаривается:

к аресту на время от трех дней до трех месяцев, смотря по мере вины, и, сверх того, если он православный, предается церковному покаянию.

201. Священнослужители других христианских вероиспове­даний, которые заведомо допустят православных к исповеди, причащению или елеосвящению, или же детей их к крещению

или миропомазанию по своим обрядам, подвергаются за сие:

в первый раз удалению от мест на время от шести месяцев

до одного года;

а во второйлишению духовного сана и отдаче под надзор

полииии

За исправление какой-либо из сих духовных треб для пра­вославных по неведению, они подвергаются:

строгому выговору, как за несогласную с важностью их

звания неосмотрительность.

202. Лица духовенства иностранных христианских исповеда­ний, изобличенные в преподавании катехизиса малолетним исповедания православного, или же в делании им противных православию внушений, хотя и без доказанного намерения совратить их, подвергаются за сие:

в первый раз удалению от своих мест и должностей на время от одного года до трех лет; во второйлишению духовного сана и заключению в тюрьме на время от одного года до двух лет, с отдачею после того под надзор полиции.

203. Лица римско-католического, как белого, так и мона­шествующего духовенства в губерниях западных, хотя и не употреблявшие никаких мер для совращения православных, но имевшие оных вопреки запрещению для услужения в своих домах, при церквах или монастырях, подвергаются за сие:

денежному взысканию по десяти рублей за каждого.

204. Духовные иностранных христианских исповеданий, за принятие, без особого на каждый случай разрешения, кого-либо из иноверных российских подданных в свое вероисповедание, подвергаются:

в первый и второй раз строгому выговору; в третийудалению от должности на два года, а в четвертый —• лишению сана, и соединенных с ним особых прав и преиму­ществ.

205. Кто в общенародных собраниях будет начинать непри­личные споры, распри или брань о различии вероисповеданий, тот за сие подвергается, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его:

или строгому выговору именем суда, или же денежному взысканию от пяти до десяти рублей, или, наконец, и аресту на время от трех до семи дней.

Отделение второе О ЕРЕСЯХ И РАСКОЛАХ

206. Виновные как в распространении существующих уже между отпадшими от церкви православной ересей и расколов, так и в заведении каких-либо новых повреждающих веру сект, подвергаются за сии преступления:

лишению всех прав состояния и ссылке на поселение: из Европейской России в Закавказский край, из областей Кавказской и Каспийской и из губернии Грузино-Имере-

Уложение

о наказаниях

уголовных и

исправительных

Законодательство

первой половины

XIX века

тинской в Сибирь, а по Сибирив отдаленнейшие оной места. Те, которые, на основании статьи 79 сего Уложения, будут, вместо поселения, отданы в военную службу рядовы­ми, не могут получать ни отставки, ни временных отпусков, если не обратятся в православие.

Таким же наказаниям и на том же основании подвергаются раскольники, которые, по заблуждению фанатизма, осме­лятся явно оскорблять церковь православную или духо­венство оной. Совратившиеся из веры православной в ка­кую-либо ересь отсылаются к духовному начальству для увещания их и вразумления.

207. Последователи сект, именуемых духоборцами, иконо­борцами, малаканами, иудействующими, скопцами, а равно и другие принадлежащие к ересям, которые установленным для сего порядком признаны или впоследствии будут признаны особенно вредными, за распространение своей ереси и совраще­ние в оную других, по совершенном изобличении в сем преступлении, подвергаются:

лишению всех прав состояния и ссылке из Европейской России в Закавказский край, из областей Кавказской и Каспийской и из губернии Грузино-Имеретинской в Си­бирь, а по Сибирив отдаленнейшие оной места, для водворения особо от других поселенцев и старожилов. Малаканы и прочие из принадлежащих к ересям, признанным особенно вредными, дозволяющие себе про-поведывать свое лжеучение публично православным, за самое первое сего рода действие признаются распростра­нителями раскола.

208. Последователи означенных в предшедшей 207 статье и вообще признанных особенно вредными сект, а равно и скопцы, которые, скрыв принадлежность свою к такой секте, припишутся к городскому сословию в местах, где сие законами им воспрещено, подвергаются за сие лживое о себе показание:

ссылке в Закавказские области, или отдаче в военную службу в Кавказский корпус, если они годны к службе, хотя и нестроевой.

К тому же наказанию приговариваются и те из раскольни­ков вообще и скопцы, которые дав при городских или сельских выборах подписку, что не принадлежат ни к како­му расколу, поступят в какие-либо по общественным выборам должности.

209. За допущение малолетних христиан производить духовные обряды по жидовской вере, или иной какой-либо ереси, или же участвовать в оных, родители сих детей или воспитывающие их подвергаются, так же как за совращение совершеннолетних в раскол:

наказанию, выше сего в статье 207 определенному. Сами малолетние, производящие сии обряды, отсылаются: спо­собные к военной службев батальоны и полубатальоны военных кантонистов, а неспособныена казенные фаб­рики.

исправительных

210. Когда распространение ереси и раскола было сопро- 219 вождаемо насилием или другими, увеличивающими вину обстоя- Уложение

тельствами, то изобличенный в сем преступлении присуждается: ° наказаниях

уголовных и к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную

работу в рудниках на время от двенадцати до пятнадцати лет, а буде он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 сего Уло жени я для третьей степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

211. За оскопление других, по заблуждению фанатизма, хотя и без употребления насилия, виновные в том раскольники приговариваются:

к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу на заводах на время от четырех до шести лет, а буде они по закону не изъяты от наказаний телесных, и к наказа­нию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 сего Уложения для седьмой степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

За оскопление самого себя, изобличенные в том подвергаются: лишению всех прав состояния и ссылке в Закавказский край, или в Сибирь на поселение, на основании предшедшей 206 статьи.

212. Те из раскольников, хотя и неизобличенные в совраще­нии православных, которые принадлежат к ересям, соединен­ным с свирепым изуверством и фанатическим посягательством на жизнь свою или других, или же с противонравственными гнусными действиями, по совершенном их в том изобличении, подвергаются:

наказанию, выше сего в статье 207 определенному. В случае, когда по побуждениям сего фанатизма учинено смертоубийство, или покушение на убийство, они подвергаются: наказаниям, определенным за убийство с обдуманным заранее намерением, в статье 1925 сего Уложения или за покушение на оное, на основании правил, постановленных выше сего в статьях 120 и 121.

213. Если последователь ереси или раскола, обратившийся в православную веру и вследствие того возвращенный из места ссылки, снова совратится в ересь или раскол, то он подвергается:

лишению всех прав состояния и ссылке на поселение безвозвратно за Кавказ, или в отдаленнейшие места Сибири, на основании постановлений ст. 206 и 207 сего Уложения.

214. Изобличенные в издании старопечатных книг не в московской синодальной или единоверческой типографии, а равно и в продаже и распространении каким-либо образом книг сего рода, или же в приобретении книг раскольнических для употребления их в божественной службе, подвергаются за сие:

в первый раз денежному взысканию от ста до двухсот рублей; во второйвдвое. Изобличенные в том более двух раз приговариваются:

сверх денежного положенного за второй раз взыскания,

Законодательство

первой половины

XIX века

к заключению в тюрьме на время от трех до шести месяцев. Найденные у них книги отбираются и отсылаются к епархиаль­ному начальству по принадлежности.

215. За заведение раскольнических скитов или иных сего рода обиталищ и за построение новых и починку старых каких-либо для службы и моления по раскольническим обрядам зданий, под наименованием церквей, часовень или молитвенных домов, и за устройство престолов в существующих уже часовнях, наконец, и за обращение крестьянских изб в публич­ные молельни, виновные приговариваются:

к заключению в тюрьме на время от одного года до двух лет,

смотря по мере вины.

Все ими устроенное подвергается сломке и материалы продают­ся в пользу местного Приказа общественнаго призрения.

216. Если кто из евреев, высланных по распоряжению правительства из мест, в коих открыта так называемая жидовская ересь, в оное самовольно возвратится, то он за сие подвергается:

наказанию розгами от двадцати до сорока ударов и отдаче в военную службу рядовым без выслуги, или же, в случае неспособности к службе, ссылке на поселение за Кавказ.

217. Давший пристанище высланному по распоряжению правительства из места, где открыта жидовская ересь, и вопреки того возвратившемуся еврею, подвергается, если он помещик, арендный, посессионный или временный владелец казенного имения:

в первый раз денежному взысканию пятидесяти рублей; а во второй такому же взысканию вдвое; в третий раз имение такого помещика берется в опеку на всю жизнь его, от временного владельца казенное имение отбирается, а посессор арендный также отрешается от управления имением и объявляется в столичных и местных губернских ведомостях, что он к тому не способен.

Когда же виновными в сем окажутся лица, принадлежащие к сословию крестьян или городских обывателей, то они подвергаются:

в первый и второй раз аресту на время от трех недель до трех месяцев, или, буде они по закону не изъяты от наказаний телесных, наказанию розгами от двадцати до тридцати ударов; а в третий раззаключению в тюрьме на время от шести месяцев до одного года.

Отделение третье

ОБ УКЛОНЕНИИ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИИ ЦЕРКВИ

218. Новообращенные в православную веру, которые, не исполняя уставов церкви, будут придерживаться каких-либо иноверческих обычаев, отсылаются к духовному начальству для вразумления их и поступления с ними по правилам церковным.

219. Лица православного исповедания, уклоняющиеся от исповеди и причащения св. тайн, по нерадению или небреже­нию, подвергаются:

церковным наказаниям по усмотрению и распоряжению духовного епархиального начальства, с наблюдением токмо, чтоб при сем не были надолго отлучаемы должностные от службы, а поселяне от домов и работ своих.

220. Родители, не приводящие к исповеди детей своих, достигнувших уже положенного на сие возраста (начиная с семи лет), подвергаются за то:

особому внушению от духовного и замечанию от местного гражданского начальства.

221. Кто будет без особого надлежащего дозволения ходить с образами, свечами или книгами для сбора на церковные строения, монастыри или другие богоугодные заведения, тот по отобрании свеч, книг и собранных им денег подвергается:

если он духовный, наказанию по усмотрению его начальст­ва, а если мирянин, денежному взысканию от пятидесяти до ста рублей. Собранные им деньги, если они были предназна­чены на известную церковь или монастырь, отсылаются к епархиальному начальству; собранные на иное богоугод­ное заведение обращаются в местный Приказ общественного призрения.

222. Изобличенные в погребении христианина православно­го, или же римско-католического, армяно-грегорианского, армя­но-католического, или же одного из протестантских исповеда­ний, без совершения при сем надлежащих христианских того исповедания обрядов, подвергаются:

аресту на время от трех недель до трех месяцев, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину их.

Из сего исключаются случаи явной невозможности или непо­мерной трудности пригласить священника к погребению умер­шего, за весьма дальним расстоянием в местах безлюдных, или же по обстоятельствам войны, моровой язвы и другим нео­быкновенным.

Глава третья

Об оскорблении святыни и нарушении церковного благочиния

Отделение первое

ОБ ОСКОРБЛЕНИИ СВЯТЫНИ И ДУХОВНЫХ ЛИЦ ВО ВРЕМЯ СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЯ

223. Если кто-либо, забыв страх божий и должное благогове­ние к таинствам и обрядам веры, придет или же насильно ворвется в церковь и будет ругаться над священными или освященными чрез употребление в богослужении предметами, т°т за сие преступление подвергается:

Уложение

о наказаниях

уголовных и

исправительных

Законодательство

первой половины

XIX века

лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы в рудниках на время от двенадцати до пятнадцати лет, а буде он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 сего Уложения для третьей степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

Если безбожие его дойдет до такой степени, что он будет ругаться и самым действием над св. таинствами или другими священными предметами, то за сие он приговаривается:

к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу в рудниках без срока, а буде он по закону не изъят от наказаний телесных, то и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 для первой степени наказаний сего рода, с наложением клейм. 224. Кто с обдуманным намерением или умыслом прервет совершаемое в церкви или вне оной богослужение, побоями или другими насильственными против священнослужителей дей­ствиями, тот за сие приговаривается:

к лишению всех прав состояния и к ссылке в отдаленнейшие места Сибири на поселение, а буде он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 22 сего Уложения для первой степени наказаний сего рода.

Если сие преступление учинено им в пьянстве и он не с намере­нием привел себя в сие состояние, и вообще если доказано, что он действовал не по обдуманному заранее умыслу, то мера наказания его смягчается одною степенью, то есть он,

по лишении всех прав состояния, ссылается на поселение в места Сибири не столь отдаленные, а, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, то и наказание плетьми уменьшается до меры, определенной статьею 22 для второй степени наказаний сего рода.

Во всяком случае он сверх сего, если исповедует христианскую веру, предается церковному покаянию по распоряжению своего духовного начальства.

225. Если священнослужитель, во время совершения им службы божией или исправления духовных треб, будет кем-либо убит умышленно, или хотя и не с прямым на то умыслом, но однако же и не случайно, а с намерением нанести ему, по злобе или запальчивости, увечье, раны или побои, то сей убийца его приговаривается:

к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу, когда убийство было умышленное, то в рудниках без срока, а когда оно учинено с намерением только нанести ему увечье, раны или побои, то в рудниках же на время от двенадцати до пятнадцати лет, и, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, то и наказанию чрез палачей плетьми, в первом случае в мере, определенной статьею 21 сего Уложения для первой степени наказаний сего рода, а во второмв мере, определенной статьею 21 для третьей

степени наказаний сего рода, а во второмв мере, определенной статьею 21 для третьей степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

За нанесение с умыслом священнослужителю, также во время

совершения службы божией или исправления духовных треб,

увечья или ран, виновный подвергается:

лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу в крепостях на время от восьми до десяти лет, а, буде он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 для пятой степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

Когда же он нанес увечье или рану без прямого на то намерения,

то приговаривается:

к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу на заводах на время от четырех до шести лет, а буде он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми чрез палачей в мере, определенной статьею 21 для седьмой степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

226. Кто с намерением произвести соблазн будет непристой­ными словами или действиями оказывать неуважение к святыне господней во время богослужения в церкви, тот за сие приговаривается:

к лишению некоторых особенных, на основании статьи 53 сего Уложения, прав и преимуществ и к заключению в смирительном доме на время от двух до трех лет, или к заключению в тюрьме на время от шести месяцев до одного года, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его.

227. Кто с умыслом оскорбит дерзкими и грубыми словами священнослужителя во время отправления им службы божией, и тем прервет или остановит продолжение оной, то за сие приговаривается:

к заключению в смирительном доме на время от шести месяцев до одного года, или в тюрьме на время от трех до шести месяцев, смотря по свойству оскорбления.

228. Если одно из преступлений, означенных в предшедших 226 и 227 статьях, учинено без умысла, а по неразумию или в пьянстве, то виновный за сие приговаривается:

к аресту на время от трех недель до трех месяцев, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его.

229. Лица иностранных исповеданий, осмелившиеся оскор­бить словом или действием священнослужителя православной веры, хотя и не во время священнослужения, но с намерением оказать неуважение к церкви, подвергаются за сие:

в первый раз заключению в тюрьме на время от шести месяцев до одного года; а во второйтакже заключение в тюрьме на время от одного года до двух лет.

230. Кто с намерением оказать неуважение к вере христианс­кой будет истреблять или повреждать поставленные на публич-

Уложение

о наказаниях

уголовных и

исправительных

Законодательство

первой половины

XIX века

ных местах кресты, или изображения спасителя, богородицы и святых угодников, или ангелов, тот подвергается за сие:

заключению в смирительном доме на время от шести

месяцев до одного года и, сверх того, если он христианин,

предается церковному покаянию.

Когда же будет признано, что сие учинено им по неразумию или пьянству, то виновный приговаривается:

к аресту на время от трех недель до трех месяцев.

Отделение второе

О НАРУШЕНИИ БЛАГОЧИНИЯ

ВО ВРЕМЯ СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЯ

В ЦЕРКВАХ

231. Кто в церкви или в другом каком-либо месте, посвящен­ном богослужению, будет во время совершения оного нарушать должное благоговение, или же, к соблазну других, являться туда пьяный и в виде развращенном, или же неприлично громким криком, хохотом, или иным шумом и вообще неблаго­видными поступками причинять соблазн, отвращая внимание молящихся от службы божией, тот, смотря по мере вины и сопровождавшим оную обстоятельствам, подвергается:

денежному взысканию от пятидесяти копеек до одного рубля, или аресту на время от трех до семи дней. В случае однако же, когда от неприличных его поступков произойдет замешательство или остановка в совершаемом богослужении, то он приговаривается:

к аресту на время от трех недель до трех месяцев.

232. Священно и церковнослужители, как белого так и монашествующею духовенства, за нарушение благочиния в церквах и всякое иное, противное правилам или приличию во время божественной службы, действие, подвергаются наказани­ям не иначе, как по определению духовного их начальства, на основании существующих о том постановлений.

Причетник, который в церкви во время священнослужения дозволит себе бить кого-либо рукою или орудием, по исключе­нии из своего ведомства, подвергается наказанию, к статье 2010 сего Уложения за преступления сего рода определенному.

233. Кто во время божественной службы займет место, предназначенное для священнодействия или вошедши в ал­тарь, не выйдет из оного немедля после сделанного ему о том напоминания от священнослужителя, тот за сие приговарива­ется:

в первый раз к денежному взысканию от пятидесяти копеек до одного рубля; а во второйк аресту на время от трех до семи дней.

234. Тем же взысканиям и наказаниям подвергается и тот, который во время богослужения, несмотря на сделанные ему предостережения, займет место, назначенное для императорс­кой фамилии, или другое, на коем, по общим или особенным в той церкви правилам, стоять не дозволяется.

235. Кто в церкви во время божественной службы подаст кому-либо из духовных или светских сановников просьбу, тот подвергается:

аресту на время от одного до трех дней.

236. Кто будет силою вторгаться в церковь, когда входить в оную воспрещено, тот за сие подвергается:

или аресту на время от трех до семи дней, или же только денежному взысканию от пятидесяти копеек до одного рубля,

смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим

или уменьшающим вину его.

Отделение третье


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.033 сек.)