|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава четвертая Статья 241Русское право до Свода законов рассматривало святотатство (святотатьбу), т. е. церковные кражи, не в качестве религиозного преступления, а как квалифицированный вид кражи. Составители Уложения пошли по пути, предложенному М. М. Сперанским в Своде законов, и включили татьбу из церкви в группу религиозных преступлений. В Западной Европе же в конце XVIII — первой половине XIX века начинался обратный процесс — церковные кражи исключались из числа преступлении против веры. Русские дореволюционные юристы также неоднократно указывали, что святотатство — это искусственный состав преступления, поскольку его объектом являются имуще- ственные, а не религиозные отношения. Церковью в данной статье именуются только христианские храмы, и только те из них, в которых могут совершаться все таинства и всякое богослужение. Такие храмы должны были иметь алтарь и престол. Часовня — это культовое здание без алтаря и престола. Ризница — помещение для хранения риз (одежда священников) и церковной утвари. Отличительные признаки данного вида преступления: 1) похищение из помещений, принадлежащих церкви, 2) похищение церковной собственности. В ст. 211 т. XV Свода законов указывалось прямо, что кража нецерковного имущества или не из церкви «святотатством не почитается». Следовательно, составы ст. ст. 249, 251, 253, 254, 256 данной главы должны рассматриваться как имущественные преступления, а не как святотатство, не преступления против веры. В соответствии с буквальным смыслом ст. 241, святотатством признается всякое похищение. Поэтому святотатство в форме мошенничества, хотя и не упоминаемое в данной главе, признавалось судебной практикой. Статья 242 В статье установлена ответственность за церковный грабеж. Наказание за разбой в церкви определяет ст. 2130. В соответствии с Уложением и разъяснениями Сената, основное отличие разбоя от грабежа с насилием состояло в наличии опасности для жизни и здоровья потерпевших96. Разбой не относится к числу святотатственных преступлений, несмотря на то что святотатство могло иметь место и при разбое, о чем прямо говорится в ст. 2130. Статьи 243—248 Впоследствии в текст Уложения было включено примечание, в котором перечислялись священные, освященные и неосвященные предметы католической, армяно-грегорианской церквей и освященные и неосвященные предметы протестантских церквей (эти церкви не имеют священных предметов). Похищение со взломом в русском уголовном праве XIX века — фактически всякое тайное похищение чужого имущества из запертого хранилища, которое преступник открыл насильственным способом (например, разбитие дверей, ворот, слом замков, использование отмычек или украденного ключа и т. п.). Статья 249 Существенными условиями применения этой статьи являются: 1) наличие на кружках образов или крестов, 2) цель, на которую предназначались деньги47. Не обязательно, чтобы Деньги составляли церковную собственность, нужно только, чтобы они предназначались церкви98. Статья 250 Убъектом данного преступления здесь являются не все вооб-Ще служители культа, а только лица, на которых непосред- Уложение о наказаниях уголовных и исправительных Дарохранительница (ковчег) — ларец для хранения святых даров (тела и крови господней). Лжица — ложечка для раздачи святых даров. Копие — нож в форме копья, употребляемый для разрезания просфоры. УКДС, 1868, № 128; 1871, № 935. Проскомидия — часть литургии, во время которой идет приготовление святых даров к причащению. УКДС, 1871, № 260. 98 Там же. Законодательство первой половины XIX века Антиминс — четырехугольный льняной (позже шелковый) платок, скатерть с изображением X риста, вы давалс я духовным начальством как свидетельство «освящения церкви» и использовался для покрытия престола. УКДС. 1869, № 528. УКДС, 1878, №8. Максимов С.Указ. соч., с. 196. Престол — стол в алтаре, на котором происходит таинство евхаристии (причащения) и хранятся святые дары. УКДС, 1868, № 161. УКДС, 1898, № 1. Жертвенник — стол, на котором приготавливают вино и хлеб для «превращения» их в святые дары. ственно лежала обязанность хранения похищенных ценностей. При похищении церковных денег или иного имущества, переданного виновному не для хранения или богослужения, ответственность наступала за растрату чужого имущества (например, в случае присвоения денег, предназначенных для раздачи бедным)100. При среднем проценте представителей духовенства в общем числе сосланных в 40-х годах XIX века в 0,78% «процент данного сословия среди сосланных за святотатство... достигал 17,19%, следовательно, превышал среднюю более чем в 22 раза»101. Статья 251 Статьей 2159 устанавливается наказание в зависимости от суммы похищенного и личности преступника. Максимальное наказание, установленное за кражу предмета стоимостью более 300 рублей во второй раз, — наказание розгами и отдача в исправительные арестантские роты на срок от 8 до 10 лет. Такое же наказание установлено и по ст. 2192. Статья 252 Статья подчеркивает, что состав святотатства относится только к христианским церквам. Похищение священных предметов или иного имущества из нехристианских храмов квалифицировалось как преступление против частной собственности. Статьи 253—255 Похищение из частного дома икон, лампадок и других священных или освященных предметов, принадлежащих не церкви, а частным лицам, наказывалось как простая кража. Хотя данные статьи и помещены в разделе о святотатстве, но к святотатству не относятся. К деяниям, в них предусмотренным, могли быть применены все постановления закона и кассационной практики, относящиеся к краже. В частности, к ним могла быть применена ст. 2170, по которой наказание уменьшалось, если кража совершена по крайности или неимению никаких средств к пропитанию и работе. По делам о святотатстве эта статья не применялась Статья 256 Разрытие могил не являлось религиозным преступлением в собственном смысле слова. В статье имеется в виду разрытие любых могил, независимо от вероисповедания погребенных. Могилой считалось любое признаваемое религией усопшего хранилище трупа, сооруженное без нарушений врачебно-поли-цейских правил погребения, как-то: склеп, усыпальница и т. п.103. Разрытие могил для переноса праха усопшего без соответствующего разрешения наказывалось по ст. 108 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Разрытие могил в иных корыстных целях, в частности «для подкрепления ложно- го доноса», должно было квалифицироваться, в соответствии с разъяснениями Сената, по ч. III комментируемой статьи104. Старинными признавались могилы, память о погребенных в которых не сохранилась. Примеры суеверия, о которых говорится в ч. II статьи: для прекращения падежа скота необходимо выкопать труп, отрубить ему голову и обойти с ней вокруг селения; рука мертвеца спасает от пули105. Статья 257 Действие статьи распространяется также на все могилы и надгробные памятники, склепы и усыпальницы, независимо от вероисповедания покойного. По смыслу статьи, не всякое надругательство над могилой влечет ответственность, а только такое, которое сопровождалось истреблением или повреждением ее. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |