|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Хронологические ориентиры (1917—1936 гг.)1917 г. Октябрьская социалистическая революция (25 октября). Провозглашён курс на обеспечение всеобщей грамотности, на введение всеобщего обязательного и бесплатного обуче- 2 В 1937 г. ЭДИ преобразуется в Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (приказ №2117 Наркомпроса РСФСР от 21 августа 1937 г.). П| ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ОБУЧЕНИЕ I ния (Обращение Народного комиссариата по просвещению) (29 ноября). Создана Государственная комиссия по просвещению, ей поручается руководство всей системой народного образования и культуры (председатель комиссии А. В. Луначарский) (ноябрь). При Госкомиссии по просвещению созданы Школьно-санитарный отдел и Школьно-санитарный совет (возглавила В. М. Бонч-Бруевич (Величкина) (декабрь). В составе Школьно-санитарного совета Наркомпроса РСФСР образован Подотдел воспитания и образования дефективных детей. 1918 г. I Всероссийский съезд по просвещению определил стратегию развития народного образования в стране. Борьба с детской дефективностью провозглашается задачей государства (январь). Вспомогательные школы Москвы возобновили свою работу. Инспектором специальных школ Москвы назначена М. П. По-стовская (май). Создан Народный комиссариат просвещения РСФСР (Нар-компрос), которому поручено руководство сферой образования и культуры (июнь). I Всероссийский съезд представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов обсудил проект мероприятий по борьбе с детской дефективностью. Опубликованы декреты СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской республике», «О передаче всех учебных заведений Наркомсобеса в ведение Наркомпроса». Совещание учителей вспомогательных школ Москвы. Санаторий-школа для малоуспешных детей (Москва, В. П. Кащенко) передан в ведение Наркомпроса РСФСР и преобразован в Дом изучения ребёнка. Основан Детский обследовательский институт (при Государственной психоневрологической академии) (Петроград, А. С. Грибоедов). Декретом СНК РСФСР опека над слабоумными возложена на Наркомсобес РСФСР (октябрь). Школьно-санитарный отдел выведен из структуры Наркомпроса РСФСР и передан в Наркомздрав РСФСР, переименован в Отдел школьной санитарии. Взамен Школьно-санитарного отдела Наркомпрос РСФСР учреждает Подотдел социального воспитания (ноябрь). 1919 г. В структуре Наркомпроса РСФСР при Отделе охраны детства создаётся Медико-педагогическая консультация.
ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ОБУЧЕНИЕ
Коллегия Наркомпроса РСФСР предлагает создать школьно-санитарные отделы при Наркомздраве РСФСР и Наркомпро-се РСФСР, подчинив их единому руководителю (август). Постановление СНК РСФСР разграничивает функции Наркомпроса РСФСР и Наркомздрава РСФСР «в деле воспитания и здоровья дефективных детей» (декабрь). 19 < О г I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, безнадзорностью и преступностью (24 июня — 2 июля). Открываются институты по подготовке учителей-дефектоло-гов (при Наркомпросе РСФСР и Наркомздраве РСФСР). В 2990 детских домах находится 203 830 детей. 1921 г Московский Дом изучения ребёнка преобразован в Медико-педагогическую клинику (станцию), которая становится научно-методическим центром Наркомпроса РСФСР. Всероссийская конференция по борьбе с детской дефективностью. 1922 г. Образование Союза ССР. Принят план ликвидации неграмотности среди взрослого населения (от 18 до 35 лет) к 1927 г. 1924 г II Всероссийский съезд по психоневрологии (Петроград, 3—10 января), доклад Л. С. Выготского. II съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) Москва, 26 ноября — 1 декабря). На съезде официально заложено новое направление в развитии советской специальной педагогики. Опубликован сборник статей и материалов под редакцией Л. С. Выготского «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей». 1' -■ Первая перепись населения СССР (147 млн, в том числе городское население — 18%, сельское — 82%). Постановление СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно отсталых подростков» (декабрь). Постановление СНК РСФСР «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков» (ноябрь). I Всесоюзный педологический съезд (Москва, 28 декабря 1927 г.— 4 января 1928 г.). 1925—1928 гг. Решение ВЦИК и СНК РСФСР о разрешении местным советским органам вводить обязательное началь- ное обучение при достаточной обеспеченности всех детей школьного возраста сетью школ. 1930 г. Всероссийское совещание работников просвещения Постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении» (25 июля). Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О введении всеобщего обязательного обучения» (10 августа). Постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (14 августа). 1931 г. I Всероссийский съезд по всеобучу (февраль). Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (август). Отчёт Наркомпроса РСФСР «О ходе всеобуча физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» (28 декабря). IX съезд профсоюзов, практически утерявших право предъявлять требования работодателю. Следующий съезд состоится только в 1949 г. Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», предоставившее большие полномочия директорам школ (август). Введена система внутренних паспортов (отменённая после революции), которая позволяет контролировать и ограничивать миграцию городского населения. Колхозникам паспорта не выдаются. 1933 г. Постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» (февраль). 1934 г. Всероссийское совещание работников педагогических институтов (январь). Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (май). Повсеместное введение всеобуча. 1935г. Распространение циркуляров об изъятии из всех библиотек сочинений неблагонадёжных авторов, в том числе А. В. Луначарского (март). Уголовная ответственность распространяется на детей старше 12 лет, они могут быть приговорены к смертной казни (апрель).
Приказы Наркомпроса РСФСР «О включении проектов строительства школ для дефективных детей в общие титульные списки школьного строительства» (август), «Об охвате всеобучем дефективных детей в 1936 году». Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» (сентябрь). Новый закон о школе, усиливающий власть учителя и ужесточающий дисциплину. Запрещение абортов (разрешённых декретом 1920 г.). Политика усиления охраны материнства и препятствия при разводе: всё большее значение придаётся роли семьи в советском обществе (июнь). Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (июль). На VIII чрезвычайном съезде Советов принята новая Конституция (основной закон) СССР. Упразднены ограничения всеобщего избирательного права, гарантируется свобода личности. В статье 126 ВКП(б) провозглашается «руководящим ядром» государственных и общественных организаций (в Конституции 1924 г. ВКП(б) не упоминалась). Конституция подтверждает плановый характер экономики и коллективизацию сельского хозяйства (5 декабря). ___ 1917 г.: коренное изменение социокультур Из Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, опубликованной в январе 1918 г., население многомиллионной страны узнало, что «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам» [52]. С этого времени рабоче-крестьянское государство — РСФСР, а затем с 1922 по 1991 г. — СССР — станет строиться по замыслу и воле ВКП(б) — партии большевиков (коммунистов), в чьих руках сконцентрируется вся полнота политической власти. Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила путь развития России, страна вступила в эпоху беспощадной ломки вековых ценностей. Новое государство диктатуры пролетариата установило свои, коммунистические ценностные Д ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ОБУЧЕНИЕ! ориентиры, упразднив в одночасье устоявшиеся смыслы существования людей. Прежде освящаемые церковью моральные ценности, правила и нормы христианского поведения официально предаются осмеянию и осуждению. Все вероисповедания попадут под запрет, наиболее яростную борьбу советская власть поведёт против христианства. «После Октября 1917 г., — пишет Фируз Казем-заде, — церковь, привыкшая к существованию под патерналистским контролем государства, оказалась погружённой в бурю революции. Воинственно атеистический режим отделил церковь от государства, конфисковал её собственность, отнял храмы, сжёг иконы, уничтожил тысячи священников и монахов, лишил гражданства остальных, снизил статус некогда уважаемого учреждения до презираемой и полулегальной организации» [44, с. 372]. «Бог ушёл! По дороге в Москву теряется жалость к отдельному человеку и торжествует общечеловек!» — пометит в дневнике в июне 1918 г. писатель М. М. Пришвин [46, с. 105]. Система ценностей и картина мира гражданина РСФСР не должна была иметь ничего общего ни с ценностями Российской империи, ни с ценностями западного мира. Что касается традиции, общественной морали и нормы, то в формах, сложившихся к февралю 1917 г., они представлялись рабоче-крестьянскому государству не просто ненужными, но вредными. Идеологической ревизии подверглись ценности, считавшиеся вечными; истина, добро, красота, вера, милосердие, сострадание. Государство диктатуры пролетариата взамен христианской или гуманистической предложит классовую мораль. Христианское вероучение предписывало сопереживать другому, считая милосердие не просто добродетелью, но обязанностью крещёного человека. Право на жизнь даруется Богом, и лишать кого бы то ни было этого права по причине его социальной принадлежности, финансового положения, образа мыслей, физического или психического состояния — грех! Христианство заложило фундамент толерантного отношения к разного рода инаким людям, в частности к инвалидам. Благодаря христианству в Европе, а затем и во всём мире получит распространение деятельная благотворительность, возникнет специальная школа. Отвергнувшая религию советская власть сделала единственным мерилом ценности человека его полезность правящей партии большевиков, государству рабочих и крестьян. Моральным признавалось то, что действует во благо политическому строю, государству, лишь такое поведение отныне становится социально приемлемым. Сопереживать и проявлять милосердие уместно лишь к тем, кто в данный исторический момент официально признан полезным. К людям же, с точки У ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ОБУЧЕНИЕ зрения ВКП(б), «бесполезным», тем паче «вредным», надлежит относиться не просто безжалостно, но беспощадно! Правящая партия, государство негласно решают, что право на жизнь даруется властью и может быть ею отобрано. «В Кеми отбывал срок оптинский иеромонах Геронтий (Ермаков), здесь и скончался. В Архангельскую область был сослан оптинский иеромонах Савватий. Отец Рафаил (Шейченко) провёл в ссылках 21 год. <...> В Северных лагерях был замучен келейник о. Варнава. К нему применяли пытки: заставляли стоять без шапки на морозе, из-за чего он заболел менингитом и в муках скончался. <...> Архиепископ Гермоген Тобольский умерщвлён лопастями парохода, епископ Свияжский Амвросий привязан к хвосту лошади <...> епископ Платон Ревельский превращен на морозе в ледяной столб. Епископ Феофан Соликамский с семью иеромонахами были спущены ночью головой в прорубь...»3. Христианин, просто нормальный человек не вправе одобрять убийство как наказание за религиозные или политические убеждения, сословную принадлежность, отличающуюся от официально регламентированной социальной нормы ина-кость. Притеснение и физическое истребление государством собственных граждан по идеологическим мотивам, как «чуждых», неминуемо отрицательно отразится на судьбах инвалидов, в том мы не раз убеждались на примере Европы. Власть, сознательно девальвирующая христианские ценности — прощение, милосердие, сострадание, призрение, — создаёт в стране атмосферу страха, толкая общество к падению во мрак архаичной морали грубой силы. Вне зависимости от декларируемой правительством политики по отношению к инвалидам их реальное положение неминуемо ухудшится. Специальная школа, взращённая в культуре призрения, сострадании, милосердия, существовать в предложенных обстоятельствах не способна. Произошедшая смена ценностных ориентиров, тотальное изменение социокультурного контекста жизни страны обусловят кардинальное переустройство отечественной системы специального образования. Анализируя механизмы становления практики обучения детей-инвалидов в странах Западной Европы, мы убедились в том, что источниками зарождения национальных систем специального образования, их движущими силами повсеместно служили: • христианское милосердие, деятельная благотворительность, филантропия; гражданское право: право на собственность, на образование, на социальную защиту, на медицинскую помощь; осознание большинством населения ценности школьного обучения. Советская власть христианское сострадание, милосердие и человеколюбие признает рудиментами старой, «упразднённой» жизни, деятельная благотворительность, как церковная, так и светская, окажется вне закона. «Одним из первых мероприятий Советского государства по охране детства, — констатирует X. С. Замский, — была ликвидация всех благотворительных, филантропических обществ, ведомств, братств и передача подведомственных им детских учреждений государству» [26, с. 286]. Напомним, в 1902 г. в деятельной благотворительности одного только Императорского человеколюбивого общества (ИЧО) «трудами или пожертвованиями» участвовало около шести с половиной тысяч добровольцев, теперь заботу о страждущих поручили государственному аппарату. Филантропия попадает под запрет как «одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свою эксплуататорскую сущность посредством лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения их от классовой борьбы»4. Гражданские права резко ограничиваются, а частная собственность признаётся анахронизмом. «Марксистско-ленинская теория рассматривает собственность как определённое социальное отношение между людьми, общественными классами, которое развивается в соответствии с изменениями социально-экономических условий жизни общества. <...> Марксизм... научно доказал... неизбежность гибели частнособственнической системы и перехода к новому, социалистическому обществу... к новой общественной форме социалистической (всенародной и кооперативной) собственности»5. Ценность грамотности и школьного обучения оставалась всё ещё не воспринятой большей частью населения аграрной страны. Следует признать, фундамент, на котором стараниями многих сотен подвижников дольше века возводилась отечественная система специального образования, новое государство в одночасье разрушает до основания. Кропотливо, медленно и мучительно взращивавшаяся традиция сознательно искореняется, её источники и движущие силы обескровлены — попрано гражданское право, запрещено церковное и светское призрение, сломаны формировавшиеся на протяжении века механизмы взаи-
3 Ильинская А. Пинега. Документальная повесть о новомучени-ках // Литературная учёба. — 1991. — № 5. — С. 80. 4 Словарь иностранных слов. — М., 1954. — С. 733—734. 5 БСЭ: В 30 т. - 3-е изд. - М., 1977. - Т. 27. - С. 388. модействия власти, церкви и общества в сфере деятельной благотворительности. Воинственно атеистическое государство диктатуры пролетариата отвергает те христианские ценности, на коих зиждилась российская специальная школа, её вчерашние учредители, попечители и педагоги попадают в стан классово чуждых! Отечественная система специального образования далее не могла развиваться в прежнем (западноевропейском) русле, иметь сходные с западной (буржуазной) специальной школой цели, смыслы, философию воспитания и обучения ненормальных детей. Советское государство поставит перед специальной школой иные цели и задачи. ШШ Школа превращается в орудие коммунистического перерождения общества С Октября 1917 г. воспитание детей в духе марксистско-ленинской идеологии становится важной составляющей внутренней политики пролетарского государства, её идеальным проводником признаётся школа, которой поручается формировать у молодёжи новые представления об идеале, о желаемом, о нормативном. По мнению П. Н. Милюкова, задача, поставленная большевиками, «была существенно различна от той, которую преследовали даже самые радикальные педагоги предшествующего периода... Те прежние руководители школы, работавшие в союзе с земством... тоже стремились создать новую школу. <...> Школа должна была быть построена на идее общего и одинакового преподавания для всех, на развитии самостоятельности личности и её природных задатков, на новом понимании школьной дисциплины, на применении новых методов преподавания. <...> Многое из этих взглядов и привычек преподавания перешло и к учителям советского периода. Но по мере того как школьному преподаванию ставилась внешняя ему, политическая цель, все эти идеи получили лишь служебное значение для достижения главной задачи. И новейшим педагогам-большевикам пришлось подводить передовые учения мировой педагогики к извне поставленным задачам. Они искали — и нашли новые авторитеты, дававшие им основания оторвать новую педагогику от старой русской традиции» [41, с. 372]. Мечту о создании «нового» человека, человека, руководствующегося нормами коммунистической морали, человека, способного преодолевать любые преграды и даже жертвовать собой во имя достижения целей, поставленных ВКП(б), государство попытается реализовать на практике с помощью марксистской педагогики. Её основной идеей становится «социальное воспитание». Успех грандиозного замысла могла обеспе- чить только школа, а потому государство делает ее орудием коммунистического перерождения общества и планирует немедленное введение всеобуча. Познакомимся с фрагментами первых директив ВКП(б) и постановлений советского правительства о народном образовании. Из Обращения народного комиссара по просвещению (от 29 октября 1917 г.) «Граждане России! Восстанием 25 октября трудящиеся массы впервые достигли полной власти. <...> Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путём организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения. <...> Задача истинно демократической организации обучения особенно трудновыполнима в стране, обнищавшей вследствие долгой преступной войны империалистов. <...> Как ни пришлось бы урезывать другие статьи народного бюджета, расходы на народное просвещение должны стоять высоко: щедрый бюджет просвещения — гордость и слава для каждого народа. <:..> Ни одна мера в области народного просвещения не должна приниматься какой бы то ни было властью без внимательного взвешивания голоса представителей педагогического мира. С другой стороны, решения отнюдь не могут приниматься исключительно кооперацией специалистов. Это относится также к реформам учреждений общего образования. Сотрудничество педагогов и сил общественных — вот это будет преследоваться Государственной комиссией и при составлении её, и в Государственном комитете [по народному образованию], и во всей её деятельности. Народный комиссар по просвещению А.В.Луначарский» [52]. Согласно процитированному документу, предполагалось «введение в кратчайший срок всеобщего обязательного и бесплатного обучения». Устами народного комиссара по просвещению (министра образования) правительство посулило «щедрый бюджет просвещению», оно также пообещало привлечь к обсуждению реформ все заинтересованные стороны. Но не пройдёт и двух месяцев, как одного из потенциальных участников обсуждения — церковь — лишат не только права голоса в дискуссии об образовании, но и собственных учебных заведений. О передаче дела воспитания и образования из Духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению (из Постановления Наркомпроса от 15 декабря 1917 г.)
К ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ОБУЧЕНИЕ
«Передаче подлежат все церковно-приходские (начальные, од-ноклассные, двухклассные) школы, учительские семинарии... и все другие, носящие различные названия низшие, средние и высшие школы и учреждения духовного ведомства со штатами, ассигновками, движимыми и недвижимыми имуществами. Председатель СНК Вл. Ульянов (Ленин) Секретарь СНК Н. Горбунов Народный комиссар А.В.Луначарский» [52]. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |