|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Важность невербального общения
Люди ощущают, интерпретируют и затем чувствуют. Таким образом, мы можем управлять чувствами, изменяя интерпретации и влияя на ощущения. Джеймс Борг
Именно невербальное общение дает самую достоверную информацию об истинных чувствах другого человека. Чтобы успешно «читать» язык тела, необходимо объединить элементы поведения человека и понаблюдать за его поведением. Обычно особенно трудно утаить невербальные проявления своих чувств. Сквозь любые тщательно подобранные слова может просочиться скрываемая правда, произойти эмоциональная «утечка», которой управлять практически невозможно. Уже упоминалось, что при общении 93% воздействия обеспечивается невербальными и только 7% — вербальными средствами. Функция языка в ежедневном общении — донести до собеседника идеи, мысли и чувства; важнее КАК мы говорим, а не ЧТО мы говорим. Невербальные аспекты речи называются паралингвистикой. Прежде всего это тон речи, эмоциональная окраска голоса, т.е. вокальные изменения или вариации голоса, в значительной мере определяющие общение. Сила голоса: громкость или мягкость голоса будет зависеть от того, какую мысль мы пытаемся донести. Можно особо подчеркнуть некоторые слова, произнеся их более громко (или наоборот). Темп речи: от темпа речи непосредственно зависит то, что в конечном итоге получит аудитория. Скажем, говорящий слишком поспешно рискует потерять внимание своих слушателей; с другой стороны, аудитория может утратить интерес и к слишком медленно вещающему оратору. Тон, тембр и модуляция: в ходе ежедневных разговоров мы регулируем тембр нашего голоса и меняем модуляцию. Достаточно большое количество людей, задавая вопросы, повышают тембр голоса. Искусное использование тона, тембра и модуляции может значительно усилить ваше послание. Вы можете сообщить что-то, всего лишь изменив тон голоса. Обратите внимание, как смещение акцента меняет смысл одного и того же вопроса: — Ты хочешь, чтобы я ушла? — Ты хочешь, чтобы я ушла? — Ты хочешь, чтобы я ушла? Исследования показали, что универсальным является выражение шести эмоций на лице человека: печаль, удивление, раздражение, сердитость, счастье, страх. Тот факт, что выражение этих эмоций оказывается универсальным, характерным для всех рас и народов, дает возможность сделать вывод, что оно является врожденным, а не заученным. Тем не менее можно относительно легко управлять собственным выражением лица и контролировать его. Лицо может рассказать о многом, можно одним только взглядом передать отношение к происходящему. Мы пользуемся своим лицом, чтобы усилить передаваемое вербальное сообщение. Но мы должны быть осмотрительными. Известно выражение «Это написано у вас на лице»; при этом хорошо известно, как легко скрыть свои истинные чувства. Если судить только по выражению лица, можно жестоко ошибиться в оценке эмоций. Мимика, т.е. лицевая экспрессия, — один из самых значимых невербальных контекстов, создаваемых выступающим. Слушатели весьма активно им пользуются при интерпретации речи выступающего, поскольку значительную часть времени они смотрят на его лицо. Мимика, выражение лица, глаза, улыбка — «упаковка» ваших слов, которую слушатели отслеживают в течение почти всего времени вашего выступления. Выражение лица и улыбка в первые секунды презентации часто важнее того, что вы при этом говорите. Улыбка — это метапослание, смысл которого с раннего детства записан в сознании каждого. «Я отношусь к вам позитивно, я вас понимаю». Опытные презентаторы умеют улыбаться даже глазами. Улыбка — это приглашение к общению. Кроме того, исследования показали, что стоит заставить себя улыбнуться, как начинаются биохимические процессы, позволяющие вам почувствовать себя лучше. Чем лучше у вас настрой, тем лучших результатов он помогает достичь. В противоположность тому, что всеми считалось очевидным, эмоции могут следовать за выражением лица, а не предшествовать им. Итак, выражение лица контролирует эмоции. И конечно, трудно переоценить значение вашей улыбки для ваших слушателей, поскольку было доказано, что люди склонны подражать состоянию другого человека. Заражайте всех своей улыбкой. Однако слишком динамичная мимика лица (особенно в сочетании с такими же интонациями) сделает из вас клоуна. Очень яркая или очень неуместная мимика оставит ощущение механичности, безразличия и искусственности. Слушатели особенно внимательно смотрят на вас, ваше невербальное поведение, вашу одежду и мимику в первые минуты вашего выступления, чтобы определить ваш социальный статус и ваш профессионализм. Зрительный контакт (контакт глаз) — наиболее эффективное невербальное средство установления хорошего контакта при общении. Когда мы смотрим на кого-то, человек уверен, что привлек наше внимание. Мы склонны использовать зрительный контакт для обратной связи, чтобы заверить говорящего, что слушаем его, а нам необходимо получить от него сигнал, что ему это известно. Мы зачастую используем зрительный контакт автоматически и бессознательно и во многих ситуациях явно недостаточно. Оратору приходится смотреть на свою аудиторию, чтобы получить ответную реакцию. В противном случае невозможно определить, от- влеклись они или нет, понимают ли то, что вы говорите, не слишком ли быстро вы говорите и соглашаются ли с вами слушатели. Нарастающий зрительный контакт демонстрирует ваш успех. Зрительный контакт способен стать «агентом влияния», который поможет вам убедить собеседника принять вашу точку зрения. Говоря о языке тела, подразумевается использование жестов, придающих дополнительное значение сказанному. Эти жесты обычно могут быть разбиты на пять категорий: — символы — специфические движения, используемые вместо слов; — иллюстраторы — движения, используемые совместно с речью; — регуляторы — движения, относящиеся к тому, что мы говорим или слушаем, выражающие наши намерения; — адаптер — барабанить пальцами, теребить волосы или вертеть в руках какие-нибудь безделушки, выражая эмоции; — дисплей эмоций — более ясные сигналы, которые раскрывают чувства, например выражение лица. Чтобы понять язык тела, необходимо анализировать его в совокупности с другими жестами или в контексте конкретной ситуации. Следует пользоваться подсказками, т.е. анализировать сразу несколько жестов говорящих (кластеры жестов) совместно с их вербальным выражением. Несообразность между подсказками из различных каналов известна психологам как «межканальное противоречие». Если мы получаем из двух различных каналов общения (вербального и невербального) противоречащие друг другу сообщения, то их получатель скорее всего будет верить тому сообщению, которое труднее сфальсифицировать — обычно это невербальное сообщение. Чтобы успешно посылать сообщения своей аудитории, необходимо, чтобы вербальные и невербальные сообщения соответствовали друг другу, т.е. были бы конгруэнтны, не имели никаких разногласий между собой. Конгруэнтность и кластеры жестов в совокупности помогают безошибочно интерпретировать язык тела. Другими словами, истинные эмоции видны даже в том случае, когда человек изо всех сил старается их скрыть. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |