АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТАКТИКА ПЕХОТЫ И ЕЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ 6 страница

Читайте также:
  1. II. Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
  2. IX. Карашар — Джунгария 1 страница
  3. IX. Карашар — Джунгария 2 страница
  4. IX. Карашар — Джунгария 3 страница
  5. IX. Карашар — Джунгария 4 страница
  6. IX. Карашар — Джунгария 5 страница
  7. IX. Карашар — Джунгария 6 страница
  8. IX. Карашар — Джунгария 7 страница
  9. IX. Карашар — Джунгария 8 страница
  10. IX. Карашар — Джунгария 9 страница
  11. V Основы массопередачи
  12. VI. ОСНОВЫ ДИСПЕРСИОННОГО АНАЛИЗА

В отношении всех этих статей и глав тематический порядок в основном совпадает с хронологическим.

Исключение составляет статья о «Роли труда», которая образует переход от естественных наук к наукам об­щественным. Статья «Естествознание в мире духов» в набросках плана Энгельса не упомянута совершенно. По всей вероятности, Энгельс первоначально предполагал напечатать ее отдельно в каком-нибудь журнале и только впоследствии включил ее в состав «Диалектики природы». Здесь она поставлена в разделе статей и глав на 3-е место, так как она, подобно двум предыдущим, имеет общеметодологическое значение и по своей основной идее (необходимость теоретического мышления для эмпирического естествознания) довольно тес­но примыкает к «Старому предисловию к «Анти-Дюрингу»».

Что касается черновых набросков, заметок и фрагментов, которые составляют вторую половину книги, то сопоставление наличного материала с набросками плана Энгельса приводит к распределению этого материа­ла по следующим рубрикам:

1) Из истории науки;

2) Естествознание и философия;

3) Диалектика;

4) Формы движения материи. Классификация наук;

5) Математика;

6) Механика и астрономия;

7) Физика;

8) Химия;

9) Биология.

Если сопоставить эти отделы фрагментов с заголовками десяти статей и глав «Диалектики природы», то

обнаружится почти полное соответствие между порядком расположения статей и порядком расположения фрагментов. Первой статье «Диалектики природы» соответствует 1-й отдел фрагментов. Второй и третьей статьям соответствует 2-й отдел фрагментов. Четвертой статье соответствует 3-й отдел фрагментов. Пятой ста­тье соответствует 4-й отдел фрагментов. Шестая и седьмая статьи соответствуют 6-му отделу фрагментов. Восьмая и девятая статьи соответствуют 7-му отделу фрагментов. Десятая статья не имеет соответствующего ей отдела фрагментов.

Внутри отдельных рубрик фрагменты расположены также по тематическому принципу. Сначала даются фрагменты, посвященные более общим вопросам, а затем фрагменты, относящиеся к более частным


ПРИМЕЧАНИЯ 712

вопросам. В отделе «Из истории науки» фрагменты расположены в исторической последовательности: от за­рождения наук у древнейших народов до современников Энгельса. В отделе «Диалектика» сначала даются заметки, посвященные общим вопросам диалектики и основным законам диалектики, а затем — заметки, от­носящиеся к так называемой субъективной диалектике. Каждый отдел заканчивается по возможности такими фрагментами, которые служат переходом к следующему отделу.

При жизни Энгельса материалы, относящиеся к «Диалектике природы», не публиковались. После его смерти были опубликованы две статьи, включенные им в состав «Диалектики природы»: «Роль труда в про­цессе превращения обезьяны в человека» — в 1896 г. в журнале «Neue Zeit» и «Естествознание в мире ду­хов» — в 1898 г. в ежегоднике «Illustrirter Neue Welt-Kalender». Полностью «Диалектика природы» была впервые опубликована в СССР в 1925 г. на немецком языке параллельно с русским переводом («Архив Мар­кса и Энгельса», книга вторая). Впоследствии книга Энгельса неоднократно переиздавалась. При этом уточ­нялась расшифровка рукописи, улучшался перевод, совершенствовалась система расположения материала. Важнейшими из этих последующих изданий являются: издание на языке оригинала в 1935 г. (Marx-Engels Gesamtausgabe. F. Engels. «Herrn Eugen Duhrings Umwalzung der Wissenschaft. Dialektik der Natur». Sonderaus­gabe. Moskau—Leningrad, 1935) и русское издание 1941 г., по образцу которого были сделаны многочислен­ные издания в различных странах мира. В настоящем томе расположение материала в «Диалектике приро­ды» воспроизводит то, которое было принято в русском издании 1941 года. — 339.

244 Этот общий план «Диалектики природы» составлен после июня 1878 г., — так как в нем упоминаются ста­
рое предисловие к «Анти-Дюрингу», написанное в мае—июне, и брошюра Э. Геккеля «Свободная наука и
свободное преподавание», вышедшая в июле 1878 года; но этот план составлен до 1880 г., — так как в нем
отсутствует всякое указание на такие главы «Диалектики природы», как «Основные формы движения», «Те­
плота» и «Электричество», написанные в 1880—1882 годах. Сопоставление содержащегося в пункте 11 этого
плана упоминания о немецких буржуазных дарвинистах Э. Геккеле и О. Шмидте с письмом Энгельса Лавро­
ву от 10 августа 1878 г. дает основание для предположения, что план составлен в августе 1878 года. — 343.

245 Имеется в виду «Старое предисловие к «Анти-Дюрингу». О диалектике» (см. настоящий том, стр. 364—372).
— 343.

246 Имеются в виду: 1) доклад Э. Дюбуа-Реймона «О границах познания природы», сделанный в Лейпциге 14
августа 1872 г. на 45-м съезде немецких естествоиспытателей и врачей; первое издание этого доклада вышло
в Лейпциге в 1872 году; 2) доклад К. Негели «Границы естественнонаучного познания», сделанный в Мюн­
хене 20 сентября 1877 г. на 50-м съезде немецких естествоиспытателей и врачей; доклад был опубликован в
приложении к «Бюллетеню» съезда. — 343.

247 Имеются в виду механистические взгляды сторонников естественнонаучного материализма, одним из ти­
пичных представителей которого был Э. Геккель. Ср. заметку «О «механическом» понимании природы» (на­
стоящий том, стр. 566—570). — 343.


ПРИМЕЧАНИЯ 713

248 Пластидулами Э. Геккель называл мельчайшие частицы живой плазмы каждая из которых, по его учению,
представляет собой белковую молекулу весьма сложного строения и обладает некоторой элементарной «ду­
шой».

Вопрос о «душе пластидулы», о наличии зародышей сознания в элементарных живых телах, о соотноше­нии сознания и его материального субстрата явился предметом дискуссии на состоявшемся в Мюнхене в сентябре 1877 г. 50-м съезде немецких естествоиспытателей и врачей, где этой проблеме было уделено зна­чительное внимание в выступлениях Э. Геккеля, К. Негели и Р. Вирхова (на пленарных заседаниях 18, 20 и 22, сентября). Защите своих взглядов по этому вопросу от нападок Вирхова Геккель посвятил специальную главу своей брошюры «Свободная наука и свободное преподавание». — 343.

249 Энгельс имеет в виду доклад Р. Вирхова «Свобода науки в современном государстве» (см. примечание 6). В
этом докладе Вирхов предлагал ограничить свободу преподавания науки. Против Вирхова выступил Э. Гек­
кель, опубликовавший брошюру «Свободная наука и свободное преподавание». — 343.

250 О вирховской концепции животного индивида как федерации клеточных государств см. примечание 23. —

343.

251 В июле—августе 1878 г. Энгельс предполагал подвергнуть критике выступления буржуазных дарвинистов
против социализма. Поводом послужило сообщение о том, что О. Шмидт выступит с докладом «Об отноше­
нии дарвинизма к социал-демократии» на 51-м съезде немецких естествоиспытателей и врачей в Касселе в
сентябре 1878 года. Это сообщение Энгельс прочитал в журнале «Nature» от 18 июля 1878 г. (т. XVIII, №
455, стр. 316). После съезда доклад Шмидта был опубликован в виде брошюры (О. Schmidt. «Darwinismus
und Socialdemocratie». Bonn, 1878). Около 10 августа 1878 г. Энгельс получил брошюру Э. Геккеля «Свобод­
ная наука и свободное преподавание» (Е. Haeckel. «Freie Wissenschaft und freie Lehre». Stuttgart, 1878), в ко­
торой Геккель пытался снять с дарвинизма упрек за его связь с социалистическим движением и приводил
также высказывания Шмидта. В своих письмах Шмидту от 19 июля и Лаврову от 10 августа 1878 г. Энгельс
выразил намерение дать ответ на эти выступления. — 343.

252 H. Helmholtz. «Populare wissenschaftliche Vortrage». Zweites Heft, Braunschweig, 1871 (Г. Гельмгольц. «Науч­
но-популярные доклады». Выпуск второй, Брауншвейг, 1871). О физическом понятии «работы» Гельмгольц
говорит главным образом в своей лекции 1862 г. «О сохранении силы» (стр. 137—179 указанной книги). Ка­
тегорию «работы» Энгельс рассматривает в главе «Мера движения. — Работа» (см. настоящий том, стр.
419—422). —343.

253 В своей основной части этот набросок является планом главы «Основные формы движения». Вместе с тем
ему соответствует целая группа тематически и хронологически связанных между собой глав: «Основные
формы движения», «Мера движения. — Работа», «Приливное трение», «Теплота» и «Электричество». Все
эти главы написаны в 1880— 1882 годах. Набросок частичного плана написан до них, — вероятно, в 1880

году. — 344.


ПРИМЕЧАНИЯ 714

254 В составленном Энгельсом оглавлении третьей связки материалов «Диалектики природы» это «Введение»
называется «Старым введением». В тексте «Введения» имеются два места, позволяющие определить дату его
написания. На стр. 355 Энгельс говорит, что «клетка открыта менее сорока лет тому назад». Если принять во
внимание, что в письме к Марксу от 14 июля 1858 г. Энгельс указывает 1836 г. как приблизительную дату
открытия клетки, то можно прийти к выводу, что «Введение» написано до 1876 года. С другой стороны, на
стр. 357 Энгельс пишет, что «только примерно лет десять как стало известно, что совершенно бесструктур­
ный белок выполняет все существенные функции жизни», имея в виду монеры — простейшие организмы,
которые Э. Геккель впервые описал в своей книге «Общая морфология организмов», изданной в 1866 г. (см.
примечание 52). Отсюда можно сделать вывод, что «Введение» написано примерно в 1876 году. Первона­
чальный набросок «Введения» (см. настоящий том, стр. 508—510) был сделан в конце 1874 года. Из сопос­
тавления всех указанных фактов следует, что «Введение» можно датировать 1875 или 1876 годом. Возмож­
но, что первая часть «Введения» была написана в 1875, а вторая часть — в первой половине 1876 года. —
345.

255 Энгельс имеет в виду хорал Лютера «Ein' feste Burg ist unser Gott» («Господь — наш истинный оплот»).
«Марсельезой Реформации» называет эту песнь Г. Гейне в своей работе «К истории религии и философии в
Германии», книга вторая. — 347.

256 Экземпляр своей только что напечатанной книги «De revolutionibus orbium coelestium» («Об обращении не­
бесных кругов»), в которой излагалась гелиоцентрическая система мира, Коперник получил в день своей
смерти — 24 мая (стар. стиль) 1543 года. — 347.

257 Согласно господствовавшим в химии XVIII в. взглядам, считалось, что процесс горения обусловлен наличи­
ем в телах, способных к горению, особого вещества — флогистона, который выделяется из таких тел во вре­
мя горения. Поскольку, однако, было известно, что при прокаливании металлов на воздухе их вес увеличива­
ется, — сторонники флогистонной теории пытались приписать флогистону физически бессмысленный, от­
рицательный вес. Несостоятельность этой теории показал выдающийся французский химик А. Л. Лавуазье,
который дал правильное объяснение процесса горения как реакции соединения горящего вещества с кисло­
родом. О той положительной роли, которую в свое время сыграла теория флогистона, Энгельс говорит в
конце «Старого предисловия к «Анти-Дюрингу»» (см. настоящий том, стр. 372). Подробно о теории флоги­
стона Энгельс говорит в предисловии к II тому «Капитала» (см. настоящее издание, т. 24, стр. 19—20). —
348.



См. примечание 31. — 350.


259 Имеется в виду мысль, высказанная И. Ньютоном в заключении ко второму изданию его основного труда «Математические начала натуральной философии», кн. III, Общее поучение. «До сих пор, — пишет Ньютон, — я изъяснил небесные явления и приливы наших морей на основании силы тяготения, но я не указывал причины самого тяготения». Перечислив затем некоторые свойства тяготения, Ньютон продолжает: «Причи­ну же этих свойств силы тяготения я до сих пор не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю [hy­potheses non fingo].


ПРИМЕЧАНИЯ 715

Все же, что не выводится из явлений, должно называться гипотезою, гипотезам же метафизическим, физи­ческим, механическим, скрытым свойствам, не место в экспериментальной философии. — В такой филосо­фии предложения выводятся из явлений и обобщаются помощию наведения» (т. е. индукции).

Имея в виду это высказывание Ньютона, Гегель в своей «Энциклопедии философских наук», § 98, Добав­ление 1-е, отмечал: «Ньютон... прямо предостерегал физику, чтобы она не впадала в метафизику...». — 351.

260 При работе над «Диалектикой природы» Энгельс пользовался книгой У. Р. Грова «The Correlation of Physical
Forces». 3rd ed., London, 1855 («Соотношение физических сил». 3 изд., Лондон, 1855). Первое издание этой
книги вышло в Лондоне в 1846 году. В основу ее положена лекция Грова, прочитанная им в Лондонском ин­
ституте в январе 1842 г. и вскоре после этого опубликованная. — 352.

261 Ланцетник (амфиокс) — небольшое рыбообразное животное, представляющее собой переходную форму от
беспозвоночных к позвоночным; водится в ряде морей и океанов.

Чешуйчатник (лепидосирен) — животное, принадлежащее к подклассу двоякодышащих рыб, у которых имеются и легкие, и жабры; водится в Южной Америке. — 354.

262 Рогозуб (цератод) — двоякодышащая рыба, водится в Австралии.

Археоптерикс — ископаемое позвоночное животное, являющееся одним из древнейших представителей класса птиц и имеющее в то же время некоторые черты пресмыкающихся.

Энгельс использовал здесь книгу Г. А. Николсона «Руководство по зоологии», первое издание которой вышло в 1870 году. При работе над «Диалектикой природы» Энгельс пользовался одним из первых изданий, вышедшим не позднее 1874 года. Имеющееся в Институте марксизма-ленинизма пятое издание вышло в Эдинбурге и Лондоне в 1878 г. (Н. A. Nicholson. «A Manual of Zoology». 5th ed., Edinburgh and London, 1878). — 354.

263 В 1759 г. К. Ф. Вольф опубликовал свою диссертацию «Теория зарождения» («Theoria generationis»), в кото­
рой он опроверг учение о преформации и научно обосновал теорию эпигенеза.

Преформация — предобразование взрослого организма в зародышевой клетке. С метафизической точки зрения сторонников преформизма, господствовавшей среди биологов в XVII и XVIII веках, все части взрос­лого организма уже имеются в зародыше в свернутом виде, и, таким образом, развитие организма сводится к чисто количественному росту уже существующих органов, а развития в собственном смысле, развития как новообразования (эпигенеза) не происходит. Теория эпигенеза была обоснована и развита рядом крупней­ших биологов от Вольфа до Дарвина. — 354.

264 24 ноября 1859 г. вышел в свет основной труд Ч. Дарвина «О происхождении видов». — 354.

265 Протисты — см. примечание 52. — 354.

266 Здесь и в дальнейшем Энгельс использует книги: J. Н. Madler. «Der Wunderbau des Weltalls, oder Populare
Astronomie». 5. Aufl, Berlin,


ПРИМЕЧАНИЯ 716

1861 (И. Г. Медлер. «Чудесное строение вселенной, или Популярная астрономия». 5 изд., Берлин, 1861) и A. Secchi. «Die Sonne». Braunschweig, 1872 (А. Секки. «Солнце». Брауншвейг, 1872).

Во второй части «Введения» Энгельс использовал свои выписки из этих книг, относящиеся, по-видимому, к январю — февралю 1876 г. (см. настоящий том, стр. 589—592). — 355.

267 Eozoon canadense (эозоон канадензе) — ископаемое, найденное в Канаде и рассматривавшееся как остатки
древнейших примитивных организмов. В 1878 г. немецкий зоолог К. Мёбиус опроверг мнение об органиче­
ском происхождении этого ископаемого. — 357.

268 Гёте. «Фауст», часть I, сцена третья («Кабинет Фауста»). — 359.

269 Так названа эта статья в оглавлении второй связки, куда она отнесена Энгельсом при группировке материа­
лов «Диалектики природы». Сама рукопись статьи имеет в качестве заголовка только одно слово «Предисло­
вие», а вверху первой страницы стоит еще пометка «Дюринг, Переворот в науке». Статья написана в мае или
в начале июня 1878 г. в качестве предисловия к первому изданию «Анти-Дюринга» (см. примечание 1). Од­
нако это первоначальное предисловие Энгельс решил заменить более коротким (см. настоящее издание, стр.
5—8). Новое предисловие, датированное 11 июня 1878 г., в основном совпадает с использованной в нем ча­
стью «Старого предисловия». — 364.

270 См. примечание 4. — 365.

271 «Tageblatt der 50. Versammlung deutscher Naturforscher und Aerzte in Munchen 1877». Beilage, S. 18. — 365.

272 См. примечание 6. — 366.

273 A. Kekule. «Die wissenschaftlichen Ziele und Leistungen der Chemie». Bonn, 1878, S. 13—15. — 367.

274 «Милые препятствия» (holde Hindernisse) — выражение из стихотворного цикла Гейне «Новая весна», Про­
лог. — 369.

275 См. настоящее издание, т. 23, стр. 21. — 371.

276 См. настоящее издание, т. 23, стр. 22. — 371.

277 Речь идет о книгах: J. В. J. Fourier. «Theorie analytique de la chaleur». Paris, 1822 (Ж. Б. Ж. Фурье. «Аналити­
ческая теория теплоты». Париж, 1822) и S. Carnot. «Reflexions sur la puissance motrice du feu et sur les ma­
chines propres a developper cette puissance», Paris, 1824 (С. Карно. «Размышления о движущей силе огня и о
машинах, способных развивать эту силу». Париж, 1824). Упоминаемая далее Энгельсом функция С фигури­
рует в примечании на стр. 73—79 книги Карно. — 372.

278 Так озаглавлена эта статья на первой странице рукописи. В оглавлении третьей связки, в которую ее помес­
тил Энгельс, статья называется «Естествознание и мир духов». Статья написана, по всей вероятности, в на­
чале 1878 года. Такое заключение можно сделать на основании того, что в тексте статьи (см. настоящий том,
стр. 380)


ПРИМЕЧАНИЯ 717

Энгельс как о «новейших сообщениях» говорит о сведениях относительно «опытов» Ф. Цёльнера с завязы­ванием узлов на припечатанной к столу нити; эти «опыты» Цёльнер проделал в Лейпциге 17 декабря 1877 года. Статья Энгельса была впервые опубликована, уже после его смерти, в социал-демократическом еже­годнике «Illustrirter Neue Welt-Kalender fur das Jahr 1898», Hamburg, 1898, S. 56—59 («Новый иллюстриро­ванный альманах на 1898 год», Гамбург, 1898, стр. 56—59). — 373.

279 Речь идет о задуманном Ф. Бэконом энциклопедическом труде «Великое восстановление наук» («Instauratio
magna»), в особенности — о его третьей части: «Явления природы, или Естественная и опытная история, мо­
гущая служить основанием для философии» («Phaenomena universi, sive Historia naturalis et experimentalis ad
condendam philosophiam»). Замысел Бэкона был реализован лишь частично. Материалы, относящиеся к
третьей части его труда, были изданы под общим названием «Historia naturalis et experimentalis» в Лондоне в
1622—1623 годах. — 373.

280 Наиболее известным сочинением И. Ньютона на богословские темы является его книга «Замечания на Книгу
пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна», изданная посмертно в 1733 году.

Откровение Иоанна, или Апокалипсис, — одна из книг Библии. — 373.

281 A. R. Wallace. «On Miracles and Modern Spiritualism». London, Burns, 1875. Страницы этой книги Уоллеса,
которые Энгельс цитирует в данной статье, указаны в квадратных скобках. — 374.

282 Месмеризм — антинаучное учение о некоем «животном магнетизме», названное по имени его родоначальни­
ка австрийского врача Ф. А. Месмера (1734—1815). Месмеризм получил широкое распространение в конце
XVIII в. и явился одним из ранних предшественников спиритизма. — 374.

283 Согласно френологии — вульгарно-материалистическому учению, созданному в начале XIX в. австрийским
врачом Ф. И. Галлем, — каждое психическое свойство человека имеет свой орган: оно локализуется в опре­
деленных участках головного мозга; развитие того или иного психического свойства вызывает рост его орга­
на и образование выпуклости на соответствующем участке черепа, так что по конфигурации черепа якобы
возможно судить о психических особенностях человека. Псевдонаучные выводы френологии были широко
использованы различного рода шарлатанами, в том числе и спиритами. — 3 74.

284 Баратария (от испанского слова barato — дешевый) — название несуществующего острова, служащее в од­
ном из эпизодов романа Сервантеса «Дон-Кихот» (ч. II, гл. 45—53) для обозначения небольшого городка,
мнимым губернатором которого был назначен оруженосец Дон-Кихота Санчо Панса. — 3 74.

285 Ноттинг-Хилл — район в западной части Лондона. — 377.

286 «I am» — форма первого лица единственного числа настоящего времени от английского глагола «to be»
(«быть»). «We are», «you are», «they are» — формы множественного числа того же глагола. — 377.


ПРИМЕЧАНИЯ 718


287 «The Echo» («Эхо») — буржуазно-либеральная газета, выходила в Лондоне с 1868 по 1907 год. — 377.

288 Таллий был открыт У. Круксом в 1861 году.

Радиометр («Lichtmuhle» — «световая мельничка») — прибор для измерения энергии световых лучей путем определения, угла отклонения закручивающейся тонкой нити, на которой укреплены легкие крылыш­ки, вращающиеся под действием излучения. Радиометр был сконструирован Круксом в 1873—1874 годах. —

378.

 

Эта и две следующие цитаты взяты из статьи У. Крукса «Последнее появление «Кэти Кинг»».

«The Spiritualist» («Спиритуалист») — еженедельник английских спиритов, издавался в Лондоне с 1869 по 1882 год; с 1874 г. выходил под названием «The Spiritualist Newspaper» («Спиритуалистический вестник»).

379.

290 Ch. M. Davies. «Mystic London». London, Tinsley Brothers, 1875, p. 319. — 379.

291 Речь идет о «Комиссии для рассмотрения медиумических явлений», учрежденной Физическим обществом
при Петербургском университете 6 мая 1875 г. и закончившей свои занятия 21 марта 1876 года. В состав ко­
миссии входил Д. И. Менделеев и ряд других известных ученых. Комиссия обратилась к лицам, распростра­
нявшим спиритизм в России, — А. Н. Аксакову, А. M. Бутлерову и Н. П. Вагнеру — с предложением доста­
вить сведения о «подлинных» спиритических явлениях. Комиссия пришла к тому заключению, что «спири­
тические явления происходят от бессознательных движений или от сознательного обмана, а спиритическое
учение есть суеверие», и опубликовала свои выводы в газете «Голос» от 25 марта 1876 года. Материалы ко­
миссии были изданы Д. И. Менделеевым в виде книги: «Материалы для суждения о спиритизме», С.­
Петербург, 1876. — 380.

292 Начало дуэта Памины и Папагено из оперы Моцарта «Волшебная флейта» (действие I, сцена 18). Слова это­
го дуэта обыгрываются и в следующем предложении. — 381.

293 Энгельс намекает на те реакционные выпады против дарвинизма, которые получили в Германии особенное
распространение после Парижской Коммуны 1871 года. Даже такой крупный ученый, как Вирхов, ранее
приверженец дарвинизма, выступил в 1877 г. на Мюнхенском съезде естествоиспытателей с предложением
запретить преподавание дарвинизма, утверждая, что дарвинизм тесно связан с социалистическим движением
и поэтому опасен для существующего общественного строя (см. R. Virchow. «Die Freiheit der Wissenschaft im
modernen Staat». Berlin, 1877, S. 12). — 381.

294 В 1870 г. в Риме был провозглашен догмат о «непогрешимости» папы. Немецкий католический теолог Дёл-
лингер отказался признать этот догмат. Епископ майнцский Кеттелер вначале тоже был против провозгла­
шения нового догмата, но очень скоро примирился с ним и стал его ревностным защитником. — 382.

295 Эти слова взяты из письма Т. Гексли от 29 января 1869 г. лондонскому «Логическому обществу» («Dialecti­
cal Society»), пригласившему его


ПРИМЕЧАНИЯ 719

принять участие в работе комитета по изучению спиритических явлений. Гексли отклонил это приглашение, сделав ряд иронических замечаний о спиритизме. Письмо приводится в книге Дэвиса «Мистический Лон­дон», стр. 389. — 383.

296 Так озаглавлена эта статья на первой странице рукописи. На пятой и девятой страницах рукописи, т. е. в на­
чале второго и третьего листа, сверху на полях стоит пометка «Диалектические законы». Статья осталась не­
законченной. Она написана в 1879 г., но не ранее сентября этого года. Такая датировка определяется сле­
дующими фактами. В статье цитируется конец второго тома книги Роско и Шорлеммера «Подробный учеб­
ник химии»; вторая часть этого тома вышла в свет в начале сентября 1879 года. С другой стороны, в статье
ничего не говорится об открытии скандия (1879), о чем Энгельс не мог бы не упомянуть в связи с открытием
галлия, если бы писал эту статью после 1879 года. — 384.

297 Н. Heine. «Ueber den Denunzianten. Eine Vorrede zum dritten Theile des Salons». Hamburg, 1837, S. 15 (Г. Гейне.
«О доносчике. Предисловие к третьей части «Салона»». Гамбург, 1837, стр. 15). — 385.

298 Гегель, «Энциклопедия философских наук», § 108, Добавление. При работе над «Диалектикой природы»
Энгельс пользовался изданием: G. W. F. Hegel. Werke. Bd. VI, 2. Aufl, Berlin, 1843, S. 217. — 387.

299 Гегель. «Наука логики», кн. I, отд. III, гл. 2, Примечание о примерах узловых линий отношений меры и о
том, что в природе якобы нет скачков. При работе над «Диалектикой природы» Энгельс пользовался издани­
ем: G. W. F. Hegel. Werke. Bd. III, 2. AufL, Berlin, 1841, S. 433. — 387.

300 Н. Е. Roscoe und С. Schorlemmer. «Ausfuhrliches Lehrbuch der Chemie». Bd. II, Braunschweig, 1879, S. 823. —
389.

301 Периодический закон был открыт Д. И. Менделеевым в 1869 году. В 1870—1871 гг. Менделеев подробно
описал свойства нескольких недостававших членов периодической системы элементов. Для обозначения по­
добных элементов он предложил пользоваться санскритскими числительными (например, «эка» — «один»),
присоединяя их в виде приставки к названию предшествующего известного элемента, за которым должны
были расположиться соответствующие недостающие члены той же группы. Первый из предсказанных Мен­
делеевым элементов — галлий — был открыт в 1875 году. — 389.

302 См. примечание 91. — 390.

303 Этот заголовок фигурирует в оглавлении третьей связки «Диалектики природы». Написана данная глава,
вероятно, в 1880 или 1881 году. — 391.

304 Энгельс ссылается на издание: I. Kant. Sammtliche Werke. Bd. I, Leipzig, 1867 (И. Кант. Полное собрание со­
чинений. Т. I, Лейпциг, 1867). На стр. 22 этого тома напечатан § 10 работы Канта «Мысли о правильной
оценке живых сил». Основной тезис этого параграфа гласит: «Трехмерность пространства проистекает, по-
видимому, из того


ПРИМЕЧАНИЯ 720

обстоятельства, что в существующем мире субстанции действуют друг на друга таким образом, что сила действия обратно пропорциональна квадрату расстояния». — 393.



H. Helmholtz. «Ueber die Erhaltung der Kraft». Berlin, 1847, Abschn. I u. II. — 393.


306 В русском языке термин «количество движения» (или «импульс») употребляется в специальном значении
произведения массы на скорость (mv). Здесь же речь идет не об этой специальной величине, а об общем ко­
личестве движения, о движении в его количественной определенности вообще. «Количество движения» в
специальном смысле mv обозначается по-немецки термином «Bewegungsgrose». Между тем здесь и в после­
дующем тексте Энгельс употребляет выражение «Bewegungsmenge», которое мы во избежание смешения с
величиной mv и даем в квадратных скобках. Иногда вместо выражения «Bewegungsmenge» Энгельс употреб­
ляет выражение «die Masse der Bewegung» — тоже в смысле общего количества всякого рода движения. —
393.

307 Подчеркивания в цитате принадлежат Энгельсу. — 400.

308 Энгельс имеет в виду работы Майера: «Замечания о силах неживой природы» (опубликована в 1842 г.) и
«Органическое движение в его связи с обменом веществ» (опубликована в 1845 г.). Обе работы вошли в со­
став книги: J. R. Мауег. «Die Mechanik der Warme in gesammelten Schriften». 2. Aufl., Stuttgart, 1874 (Ю. Р.
Майер. «Механика теплоты. Сборник статей». 2 изд., Штутгарт, 1874). При работе над «Диалектикой приро­
ды» Энгельс пользовался этим изданием. — 400.

309 Энгельс имеет в виду, по всей вероятности, Примечание к параграфу о «Формальном основании» во второй
книге «Науки логики» Гегеля. В этом Примечании Гегель издевается над «формальным способом объясне­
ния из тавтологических оснований». «Этот способ объяснения, — пишет Гегель, — нравится именно своей
большой ясностью и понятностью, ибо что может быть яснее и понятнее указания, например, на то, что рас­
тение имеет свое основание в некоторой растительной, т. е. производящей растения, силе». «Если на вопрос,
почему такой-то человек едет в город, указывается то основание, что в городе находится влекущая его туда
притягательная сила», то такого рода ответ не более нелеп, чем объяснение при помощи «растительной си­
лы». Между тем, отмечает Гегель, «науки, особенно физические, преисполнены этого рода тавтологиями, ко­
торые как бы составляют прерогативу науки». — 402.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)