АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Читайте также:
  1. I. Теоретическая часть
  2. I. Теоретическая часть.
  3. I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
  4. II.1.4. Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса
  5. III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  6. III. Краткая теоретическая часть.
  7. Text D. Среды передачи информации
  8. V2. Модель IS-LM
  9. V2. Равновесие совокупного спроса и предложения. Модель AD-AS.
  10. V2: Равновесие совокупного спроса и предложения. Модель AD-AS.
  11. XXII. Модель «К» и отчаянный риск
  12. А) Модель Хофстида

 

Разработку модели психологической культуры мы осуществляли исходя из существующего уровня научных представлений о ее феноменологии, опираясь на доступные нам отечественные и зарубежные публикации, известные эмпирические данные и собственные экспериментальные исследования. Анализ этих материалов свидетельствует о недостаточной разработанности понятийной базы этого сложного психологического явления, отсутствии целостной и системной модели психологической культуры, описания ее функций, уровней развития взаимосвязей с другими психологическими образованиями человека, а также указывает на недостаточную разработанность представлений о месте этого социально-психологического феномена в психологической организации человека и его роли в различных формах социального взаимодействия людей.

В качестве методологических основ в этих разработках мы использовали известные научные подходы: культурно-исторический (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, В.В.Давыдов, А.В.Петровский, М.Коул, А.Г.Асмолов); деятельностный (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, В.П.Зинченко); системный (В.Н.Бехтерев, П.К.Анохин, Ж.Пиаже, В.П.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, В.А. Ганзен); антропологический (К.Д.Ушинский, Б.Г.Ананьев, В.Н.Панферов); средовый (экологический) (М.Я.Басов, В.И.Панов, В.А.Ясвин, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, И.А.Баева); гуманистический (Ш.А.Амонашвили, В.С.Библер, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл, В.А.Петровский, А.А.Леонтьев, А.П.Тряпицына); личностно-ориентированный (Д.Б.Эльконин, Е.В.Бондаревская, И.А.Зимняя, А.К.Маркова, А.А.Реан, Л.А.Регуш, В.А.Якунин). При содержательном раскрытии этой модели опирались на известные принципы, используемые в методологии психолого-педагогических наук: детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, природосообразности, культуросообразности.

Концептуальную модель психологической культуры мы выстраивали в два этапа. На первом этапе осуществлялось моделирование психологической культуры в общетеоретическом плане, в рамках общепсихологических подходов. На втором этапе – в прикладном, для решения образовательных задач. Моделирование на первом этапе осуществлялось, прежде всего, через выделение следующих основных параметров психологической культуры:

1. Детерминант: опыта социальных взаимосвязей, процесса социализации, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования;

2. Двух планов: социального (объективного) и личностного (субъективного);

3. Трех аспектов: субъектного, личностного, индивидуального.

4. Трех измерений:

· качественного своеобразия, связанного с культурно-историческими особенностями, этническим своеобразием, ментальностью;

· объема (или широты) проявления в разных планах, аспектах, сферах, видах социального взаимодействия (субъект-субъектных, субъект-объектных, самосубъектных);

· уровня развития, который характеризуется степенью соответствия культурным эталонам социального взаимодействия людей, принятым в данной общности.

5. Функций: регулятивной, интегративной, коммуникативной, когнитивной, эмотивной, конативной, креативной.

6. Уровней в генезисе: психологической грамотности, психологической компетентности, зрелой психологической культуры.

7. Структуры и компонентного состава психологической культуры как психологического образования.

В результате исследований мы получили подтверждение первоначальной гипотезы, что психологическая культура это многомерное и системное психическое явление и его следует рассматривать, прежде всего, в диалектическом единстве общего, особенного и единичного проявлений человеческой психики. Она соединяет в себе в качестве общего, например общечеловеческие ценности и социальные нормы, в качестве особенного – своеобразие этнического менталитета и способов социального взаимодействия, а в качестве единичного – индивидуально своеобразный стиль отношений, поведения и деятельности. Как отмечает Е.В.Бондаревская «российский культурно-воспитательный идеал человека ХХ1в. воплощает в себе общечеловеческую нравственность, национальный характер, индивидуальное своеобразие личности. Такой человек ориентирован на сотрудничество, он не может совершать деструктивных действий, и не даст себя вовлечь в разрушительную деятельность» [26, с.37]. Кроме того, подтвердилась гипотеза, что психологическая культура это высокого уровня обобщенности интегральное образование, которое включает в себя связанные по координационному и субординационному принципам различные психологические свойства и образования человека, такие как: мотивационные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, рефлексивные, регулятивные и др.

Выстраивая модель психологической культуры в общепсихологическом плане, мы выделяем в целостной психике человека психическое образование, которое включает в себя все, что касается субъект-субъектных и самосубъектных взаимосвязей и отношений. Это образование, таким образом, имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими и с самим собой, а также включает содержание отношений к другому человеку и самому себе. И здесь, как нельзя лучше, подходят слова С.Л.Рубинштейна: «Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек» [30, с.387]. Опираясь на высказывание А.Гелена, что «культура это человечность» [цит. по 47, с.20], а также слова С.Л.Рубинштейна, что «для человека другой человек – мерило, выразитель его «человечности» [30, с.355], можно дать лаконичное определение психологической культуры как «меры человечного в человеке».

Психологическая культура, как психическое образование, погружено во все основные ипостаси человека: личность, субъекта, индивидуальность, имеет иерархическое многоуровневое строение и многокомпонентный состав. Здесь мы обнаруживаем и особенности восприятия другого субъекта, и глубину понимания его, и адекватность знаний о нем, характер переживаний, связанных с другим человеком, а также умения общаться, сотрудничать и продуктивно делать общее дело. Таким образом, психологическая культура выступает как единство знания, отношения, переживания и жизненного опыта человека.

Психологическая культура это пример действительно системного социального качества человека. Как указывал Б.Ф.Ломов, «системные качества, являясь интегральными, могут быть выявлены только путем научного анализа тех систем, которым принадлежит человек и закономерностям которых подчиняется его поведение и его жизнь в целом» [93, с.32]. В психологической культуре проявляется мера сопряженности, конгруэнтности человека и социума, его способность вписываться в окружающий мир, и соответствовать духовной природе мира. Нам бы хотелось также подчеркнуть, что рассматриваемое явление не является теоретической абстракцией, виртуальным идеалом. Наиболее яркой, жизненной и конкретной манифестацией психологической культуры является феномен интеллигентного человека. И если рассматривать любого действительно интеллигентного человека с точки зрения обыденной или научной психологии, то в нем мы обнаруживаем, прежде всего, высокую человеческую (психологическую) культуру. Что значит быть интеллигентным и нужно ли это в наше время? На такой вопрос часто приходилось отвечать на своих встречах с молодежью Д.С.Лихачеву. Вот один из его ответов: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого! Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь другому… Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям» [91, с.19].

Занимаясь исследованием этого феномена в общепсихологическом плане правомерно ставить вопрос о месте психологической культуры в общей структуре психики человека и личности, о содержании и структурных компонентах этого психологического образования, специфических механизмах функционирования, генезисе и уровнях развития. Если начинать с генезиса, то психологическая культура – это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания. Закономерности ее становления мало изучены, хотя предполагается, что одной из задач школы является формирование общей культуры и, следовательно, имплицитно ее внутренней составляющей, т.е. психологической культуры, что в определенной мере отражено в существующих государственных образовательных стандартах. В свете новой стратегии модернизации образования, задачи формирования функциональных жизненных компетенций и их основы, психологической компетенции у подрастающего поколения становятся еще более актуальными.

Определенные основания для разработки понятия психологическая компетенция мы находим в «Материалах для разработки документов по обновлению общего образования» [163], где указывается, что понятие компетенции включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но также результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычек и пр. В этом же источнике приводятся характерные признаки ключевых компетенций:

- многофункциональность – поскольку они позволяют решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни;

- надпредметность и междисциплинарность – так как они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и т.д.;

- многомерность – ибо они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), а также здравый смысл.

В работе Л.С.Колмогоровой [81] сделана попытка выделить основные составляющие психологической культуры. В качестве таковых рассматриваются: психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексия, культуротворчество. Данный подход отличается от нашего представления о структуре этого сложного системного психологического образования человека. Первые два компонента, выделенных Л.С.Колмогоровой, представляются нам как определенные последовательные уровни в генезисе психологической культуры. И здесь мы согласны с Е.А.Климовым, который выделяет некоторый минимально необходимый уровень ее развития в качестве «психологической грамотности», которая «в контексте культуры не сводится к элементарной осведомленности человека о фактах и зависимостях, характеризующих субъективный мир человека, но предполагает некоторую специфическую воспитанность личности и определенный склад, направленность ума» [73, с.309]. Мы полагаем, что в генезисе психологической культуры следует выделять три основных уровня:

психологическую грамотность – как некоторый минимум психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие;

психологическую компетентность, обеспечивающую эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми;

зрелую психологическую культуру, как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми.

Можно полагать, что психологическая культура этого уровня выступает как психологическое новообразование, отражающее высокий уровень зрелости личности. Исследуя социально-психологическую зрелость человека, Г.С.Сухобская выделяет в ней следующие параметры: развитое социальное мышление, устойчивость социального поведения, способность к социально оценочной рефлексии в сложных ситуациях собственной жизни, социально взвешенную эмоциональную включенность в мир, социально взвешенный оптимизм, гражданскую совесть, ответственность и др. [164, с.163].

В результате изучения структуры психологической культуры мы пришли к выводу, что она включает в себя следующие основные компоненты:

когнитивный (система научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, система адекватных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах, развитый социальный интеллект, креативность, склонность к социальному творчеству);

рефлексивно-перцептивный (наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, способности к идентификации);

аффективный (чуткость к людям, развитая эмпатия и умение сопереживать, богатство и действенность переживаний, эмоциональная стабильность, отзывчивость, доброжелательность, великодушие, милосердие, чувство собственного достоинства, чувство юмора);

волевой (способность противостоять внешнему давлению, способность подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способность не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках, самоконтроль, выдержка, настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов, надежность);

коммуникативный (умение общаться с разными людьми, адекватно воспринимать и передавать информацию, умение строить и излагать свои мысли логично, доказательно и понятно, речевая культура);

регулятивный (адаптивность, умение произвольной саморегуляции поведения и деятельности, владение собой, умение управлять своими психическими состояниями и умом, совестливость, нравственная саморегуляция);

подсистема опыта социального взаимодействия (установки и стереотипы культурного поведения, развитые умения и навыки социального взаимодействия, социальная активность, терпимость к людям, вежливость, дипломатичность, добросовестность, внутреннее достоинство, интеллигентность);

ценностно-смысловой (социальные нормы, ценности и отношения к ним, интерес к людям, толерантность, гуманность, порядочность, справедливость, ответственность, нравственность, самоуважение). Эта структура условно и схематически отображена на рисунке 1.

Три последних компонента в этом многомерном психологическом образовании являются системообразующими, а ценностно-смысловой компонент в этой системе, кроме того, выступает стержневым, интегрирующим. Именно от него зависит подлинность и зрелость психологической культуры человека. Без нравственных убеждений и внутреннего нравственного закона, а также социально значимых смыслов культурное поведение человека будет формальным или наигранным и обманчивым.

Психологическая культура является результатом не только социализации и образования, но также большой внутренней работы человека, работы по сопряжению и гармонизации собственных жизненных интересов и потребностей с интересами окружающего мира и социума. Зрелая психологическая культура, вероятно, одно из наиболее гармоничных психологических образований.

 

Схема структуры психологической культуры
 
Рис. 1

 

Она выступает социально-психологическим механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, условием полноценного и успешного взаимодействия личности с окружающими людьми и культурой, детерминантой психологического здоровья человека, фактором качества любой человеческой деятельности, в том числе и образовательной.

Образование Человека и в широком и в узком смысле происходит в поле Человеческой культуры, осуществляется в определенных условиях Среды, определяется характером соответствующих социальных взаимодействий. Как полагает В.В.Рубцов «накопленные экспериментальные данные о роли социальных взаимодействий в процессе обучения выявляют новые резервы умственного развития ребенка, благодаря чему они становятся реальной основой совершенствования содержания и методов обучения, по сути дела основой создания в самом ближайшем будущем новой педагогики. Ее главным принципом является сотрудничество детей и взрослых, создающее условия творчества при освоении ребенком образцов культуры и истории и исключающее авторитарный стиль управления детской мыслью» [147]. На наш взгляд, важнейшей задачей этой новой педагогики, основанной на психологической культуре должна быть задача создания оптимальных образовательных сред, организованных по жизненным интересам основных ее субъектов и основанных на культуросообразном педагогическим взаимодействии. Качество такой образовательной среды, по мнению В.А.Ясвина «может определяться способностью этой среды обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их базовых потребностей и трансформацией этих потребностей в жизненные ценности, что актуализирует процесс их личностного саморазвития» [189].

Главными характеристиками такой среды, на наш взгляд, должны выступать: культуросообразность, гуманистичность, развивающий характер, креативность (творческий характер), валеологичность, безопасность, комфортность, адаптивность, референтность. Важнейшим фактором и условием создания и поддержания такой среды выступает психолого-педагогическая культура учителей, которая раскрывается в культуре педагогической деятельности и культуре педагогического взаимодействия.

Вместе с тем, современная образовательная ситуация в России такова, что реальный уровень психологической культуры учителей в массовой общеобразовательной школе далек от идеала. Один из действенных путей изменения данной ситуации – это внесение элементов психологической культуры в среду конкретного образовательного учреждения через деятельность службы сопровождения. Возможным способом внесения психологической культуры в школьную среду или культурного возделывания этой среды может выступать окультуривание процесса педагогического взаимодействия педагогов и учащихся через деятельность психологической службы. Окультуривание психологического взаимодействия требует соответствующего изменения установок, позиций, отношений учителей к своим учащимся и своей педагогической деятельности, требует соответствующего развития личностных свойств учителей, требует изменения привычных способов и стилей поведения и деятельности.

Внедрение психологической культуры происходит через формирование элементов и компонентов психологической культуры. Например, формирование когнитивного компонента осуществляется через углубление и развитие системы психологических понятий и представлений, развитие умений адекватной оценки и прогнозирования поведения учащихся. Рефлексивно-перцептивный компонент формируется через развитие психологической зоркости, наблюдательности, умений социальной перцепции, а также развитие профессионального самосознания педагогов. Коммуникативный компонент психологической культуры развивается через овладение культурой речи, умениями диалогического общения.

Сложнее всего и проблематичнее развитие ценносто-смысловых образований в личности педагога. Основными способами здесь могут выступать духовное образование и самовоспитание, актуализацию общечеловеческих и профессионально-педагогических ценностей и смыслов и развитие нравственной саморегуляции. Как говорит в своей докторской диссертации, посвященной педагогическому взаимодействию Н.Ф.Радионова «проблема подготовки педагогов к взаимодействию с учащимися должна рассматриваться не только как технологическая, но и как психологическая, имеющая глубокие нравственные основания» [138, с.6].

Развитие психологической культуры у субъектов образовательной среды может осуществляться через различные способы и технологии [13, 25, 124, 150, 157, 190]. Вместе с тем, формирование психологической культуры не является самоцелью. Окультуривание педагогического взаимодействия приводит к изменению качества этого взаимодействия, его оптимизации, его очеловечивания. Поскольку образовательная среда соткана из межличностных отношений и педагогических взаимодействий, то это в конечном итоге должно приводить к изменению социально-психологических характеристик среды – к ее гуманизации, повышению безопасности, адаптивности, валеологичности, развивающего характера.

Построенная теоретическая модель психологической культуры проходила проверку в формирующем эксперименте в условиях школьной образовательной среды. Результаты этих экспериментальных исследований представлены в следующей главе.


ГЛАВА 3

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

3.1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Главной целью экспериментального исследования была проверка концептуальной модели психологической культуры в реальных условиях школьной образовательной среды, выяснение ее роли и влияния на педагогическое взаимодействие субъектов среды.

Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа:

1. Констатирующий этап, на котором мы определяли состояние психологических параметров образовательной среды и педагогического взаимодействия, а также уровни и особенности проявления психологической культуры.

2. Формирующий этап, на котором осуществлялась работа по психологизации школьной образовательной среды и внедрений психологической культуры в педагогическое взаимодействие учителей и учащихся в экспериментальных школах одного из районов г. Санкт-Петербурга.

3. Результирующий этап, состоявший из повторного психодиагностического обследования всем комплексом методик с последующей аналитической оценкой результатов.

Описание методов исследования:

1. Методика «Психологическая диагностика образовательной среды школы».
Методика разработана И.А. Баевой в 2001 году [11] дает характеристику психологических параметров образовательной среды, которая состоит из 3-х частей:

− интегральный показатель отношения к среде,

− выбор значимых характеристик образовательной среды и степень удовлетворенности ими,

− индекс психологической безопасности.

В первой части методики анализируется отношение к образовательной среде, исходя из ее трехкомпонентного состава: поведенческого, эмоционального и когнитивного. Исходя из ответов на сформулированные вопросы, отношение может быть определено как позитивное, нейтральное или негативное.

Во второй части методики испытуемым предлагается выделить 5 наиболее значимых для него характеристик и оценить удовлетворенность ими по 5-ти балльной шкале. Общий индекс удовлетворенности для каждого испытуемого подсчитывался по специальной формуле. Значение индекса удовлетворенности образовательной средой находится в пределах от 0 до 1.

− Третья часть методики состоит из 18 вопросов для групп подростков и 27 вопросов для группы педагогов, с помощью которых они оценивают уровень своей защищенности в образовательной среде. Это позволяет выявить как общий индекс психологической безопасности, так и его структуру.

Оценка показателей психологической защищенности осуществлялась по 4-х балльной шкале. Результаты ответов испытуемых подсчитывались по соответствующей формуле.

Значения индекса психологической безопасности колеблются в интервале от 0 до 4.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)