|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развития экономической теорииЭкономическая теория – одна из старейших общественных (социальных) наук. Ее появление и формирование – это долгий процесс развития экономической мысли, накопления и систематизации научных знаний по схеме: обособленные положения (взгляды) – комплекс знаний (учение) – система знаний (теория). В историческом развитии экономической мысли можно условно выделить следующие этапы: І. «Экономия(ка)» (до XV в.) · Древний Египет (ХХІІ в. до н.э.). · Царство Вавилония (ХVІІІ в. до н.э.). · Древний Китай – Конфуций (Кун-Цзы) (551–479 гг. до н.э.). · Древняя Индия – Каутилья (ІV–ІІІ в. до н.э.). · Древняя Греция – Ксенофонт (430–354 гг. до н.э.), Аристотель (384–322 гг. до н.э.). · Древний Рим – Катон старший (234–149 гг. до н.э.), Варрон (116–27 гг. до н.э.), Колумелла (І в. н.э.). · Христианство – Апостол Павел (І в. н.э.). ІІ. «Политическая экономия» (XVI–XIX вв.) · Меркантилизм. · Физиократизм. · Классическая политическая экономия. · Вульгарная политэкономия. · Пролетарская политэкономия (марксизм). ІІІ. «Экономикс» (кон. XIX в. по н.в.) · Неоклассицизм. · Кейнсианство. · Неоклассический синтез. · Институционализм · Монетаризм. IV. «Экономическая теория». Экономическая мысль как предшественница экономических учений зародилась в Древнем мире, прежде всего в странах Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Ее корни, по словам одного из наиболее крупных историков экономического анализа Й. Шумпетера, лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах и трудностях повседневной жизни людей. Выразители экономической мысли Древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – базируясь преимущественно на категориях морали, этики, нравственности, стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка». Одним из самых ранних памятников экономической мысли, датируемых ХХІІ столетием до нашей эры, является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (Древний Египет), где приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Истоки экономической мысли Древней Азии восходят к кодексу законов царя государства Вавилония Хаммурапи (царствовал в 1792–1750 гг. до н.э.), отражающему стремление последнего ослабить классовую борьбу, сохранить частную собственность, включая рабов, как незыблимую экономическую основу рабовладения, регламентировать денежное обращение. Древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-Цзы) (551–479 гг. до н.э.), учение которого осталось в записях трех тысяч его учеников, называют «учителем десяти тысяч поколений». Он защищал рабовладельческий строй, подчеркивая естественный характер деления общества на «высшие» и «низшие» слои, а труда – на «умственный» и «физический», выступал за усиление подчинения и эксплуатации рабов. Одновременно Конфуций выступал против чрезмерной роскоши, за улучшение благосостояния народа, за снижение налогов и поборов. В «Законах Ману» отражен общественный и государственный строй ДревнейИндии VІ в. до н.э., приветствуется развитие общественного разделения труда и на этой основе – деление общества на высшую и низшую касты, устанавливаются их права, обязанности, отношения частной собственности. Главный советник индийского царя Чандрагупты І Каутилья (ІV–ІІІ вв. до н.э.) известен своей фундаментальной работой «Арташастра», в которой особое внимание уделено проблемам экономики и организации земледелия. Автор приветствует развитие торговли, ограничение торговой прибыли, производства алкоголя, обосновывает структуру цены товара. В Древней Греции развитие экономической мысли получило в трудах Ксенофонта (430–354 гг. до н.э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). Их взгляды можно охарактеризовать как исходные теоретические пункты современной экономической науки. Ксенофонт и Аристотель дали название экономической науке, использовав и введя в научный оборот изобретенное в VІ в. до н.э. греческим поэтом Геспотом слово «экономия(ка)», означающее «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон, правило), что дословно значит искусство, знание, законы, свод правил ведения домашнего (рабовладельческого) хозяйства (сокращенно – «домоводство», «домоведение»). Правила ведения рабовладельческого хозяйства Ксенофонт (ученик Сократа) изложил в работах «Домострой» и «Экономикос». Аристотель (ученик Платона и учитель Александра Македонского) в известных работах «Этика» и «Политика» первым выделил отдельные категории экономической теории, рассмотрев такие из них, как полезность – основу оценки и соизмерения благ, эквивалентность обмена, непрестижность физического труда. Аристотель подразделил «экономику» на: а) естественную хозяйственную деятельность, связанную спроизводством продуктов, и б) «хрематистику» – искусство «делать деньги», «бизнес». Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Катона старшего (234–149 гг. до н.э.), Варрона (116–27 гг. до н.э.), Калумеллы (І в. н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. В них нашли отражение такие вопросы, как разделение труда на престижный труд патрициев и непристижный – плебеев, сведения об организации рабовладельческих поместий, о ростовщичестве и торговле как об источниках богатства и др. Христианству, возникшему в І в. до н.э. в Палестине, принадлежит особая роль. В нем нашли свое выражение новый взгляд на справедливую цену, собственность, богатство, бедность и другие проблемы. Объявив труд необходимым и святым делом, христианство тем самым принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность, суть которого выразил Апостол Павел в своем завещании: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь». Таким образом, первый этап – этопредыстория экономической науки. Как наука, то есть систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI–XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынка, интенсификации денежного обращения. Первой школой экономической мысли, положившей начало экономической науке, явился меркантилизм (от итальянского «merkante» – торговец, купец, отсюда «меркантильный» – денежный). Он возник в Европе как «наука обогащения» в период первоначального накопления капитала, был теоретической базой торгового капитала и выражал интересы торговой буржуазии. Главными теоретиками меркантилизма были: Уильям Стаффорд (1554–1612 гг.), Томас Ман (1571–1641), Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575–1621), Дэвид Юм (1711–1776). Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения и увеличения богатства (капитала), в связи с чем были разработаны: теория «денежного баланса» (ранний меркантилизм), и далее – теория «торгового баланса» (поздний меркантилизм). Основные идеи меркантилизма: · Главное богатство нации – деньги (золото, серебро), основной вид капитала – торговый капитал. · Источником богатства (капитала) и его роста является сфера обращения – торговля, достижение положительного внешнеторгового сальдо, развитие протекционизма. Величайшая значение меркантилизма – его появление как первой научной экономической школы, ограниченность – недооценка сферы производства, которую он рассматривал как «необходимое зло». Между тем именно производство дает людям подлинное материальное богатство. «Купцы не создают никакого продукта; они играют лишь роль артерий, и вен, распределяющих продукцию производства», – отмечал физиократ Уильям Пети (1623–1687). Школа физиократов перенесла предмет экономических исследований (национальное богатство) из сферы обращения в сферу производства. Физиократизм означает власть природы (от греческого physis природа + kratos власть, сила, господство). Именно У. Петти принадлежат слова, выражающие суть данной школы: «…природа – мать, труд – отец богатства». В числе первых физиократов – экономисты Франсуа Кенэ (1694–1774) и Физиократы источником богатства общества считали производств о, но при этом единственной производственной отраслью, по их мнению, являлось сельское хозяйство – сфера, где создается так называемый «чистый продукт». Неземледельческие отрасли определялись как «бесплодная сфера». И в этом их известная ограниченность их взглядов. Но перенесение физиократами центра тяжести из сферы обращения в сферу производства явилось величайшим достижением экономической науки. Важная заслуга основоположника школы физиократов Ф. Кенэ – составление им «Экономической таблицы» (1758), явившейся первым в истории опытом макроэкономического исследования. Используя его, американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев (1906–1999) разработал методику составления межотраслевых балансов (метод «затраты–выпуск»). Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в трудах Адама Смита (1723–1790) и Давида Рикардо (1772–1823). Шотландский экономист и философ А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В научный оборот термин «политическая экономия» ввел меркантилист А. Монкретьен, выпустивший в 1615 г. книгу «Трактат политической экономии, посвященный королю и королеве». Термин «политическая» произошел от слова «политейя», означающего государственное устройство. Поэтому, политическая экономия дословно переводится как законы хозяйствования в масштабах государства. Классическая политэкономия как научное направление возникла в период становления (мануфактурной стадии) капитализма (вторая половина XVII в.) и завершила свое развитие с переходом к машинному производству (первая половина XIX в.). Она сложилась в Великобритании и Франции, выражала интересы буржуазии и нового прогрессивного способа производства – капиталистического. Основные положения классической политэкономии – теории социально-экономического устройства мира – изложены в фундаментальном научном труде А. Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776). Это исследование назвали «библией для ученых-экономистов Запада». В отличие от меркантилистов и физиократов источником общественного богатства определено производство. По мнению классиков, «…всякое производство увеличивает общественное богатство». Главная идея учения А. Смита – идея либерализма (от лат. liberalis – касающийся свободы, свободный), минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе «невидимой руки»: свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Смит обосновал законы рыночной экономики в условиях свободной конкуренции, полагая, что предпринимательство может быть достаточно успешным в условиях рыночного саморегулирования. Для достижения высот благосостояния, помнению А. Смита, «…нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |