|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образование Народной Республики 7 страницаВ конце апреля 1961 г. состоялся V съезд профсоюзов Албании. В приветствии ЦК АПТ съезду говорилось, что внешняя политика Албании нацелена в первую очередь на дружбу и сотрудничество с Советским Союзом и "нет такой силы или интриги, которая могла бы оторвать наш народ от народов Советского Союза". Эти слова, вынесенные на первую полосу "Зери и популыт" 25 апреля соседствовали с набранным жирным шрифтом коротким сообщением, что в Пекине были подписаны три документа об экономических отношениях КНР и HP А: протокол о поставках Китаем комплектного оборудования и об оказании технической помощи в сооружении 25 промышленных предприятий в Албании; протокол об условиях обмена специалистами; протокол об использовании китайского кредита, договоренность о предоставлении которого была достигнута еще 2 февраля 1961 г. Размеры помощи выглядели весьма внушительно: 112 млн 500 тыс. инвалютных руб. В официальном коммюнике подчеркивалась благодарность албанского народа за "чрезвычайно быстро проявленную готовность оказать интернационалистскую помощь", а китайская сторона выражала удовлетворение "братской поддержкой, постоянно получаемой китайским народом от ЦК АПТ, правительства НРА и албанского народа". Все стало на свои места. Внутренняя пропаганда пустила в обиход новый лозунг: "Великий Китай не поест один день — Албания будет сыта год". Говорилось о блестящих перспективах развития индустриализации страны, ибо единовременная китайская помощь больше, чем все прежние советские кредиты. В ход пускалось все — от мелких булавочных уколов до крупных политических выпадов. В памяти народной вытравлялось само воспоминание о некогда дружественных албано-советских отношениях. В Албании еще работали советские специалисты, но они были поставлены в такие условия моральной изоляции и полицейской слежки, что становилось бессмысленным с практической точки зрения и унизительным для человеческого достоинства само их дальнейшее пребывание в стране. На ряде предприятий инициатива, проявленная их руководителями, привела к тому, что стали счищаться заводские клейма на советских станках и оборудовании (например, на нефтеперерабатывающем заводе в Церрике). В первой половине 1961 г. создалась напряженная обстановка вокруг военно-морской базы во Влёре, а также на нескольких подводных лодках, на которых в учебных целях действовали совместные советско-албанские экипажи. Советские моряки были вынуждены проходить службу в атмосфере подозрительности, мелких придирок, постоянных проверок. Предупреждая возможные эмоциональные срывы с их стороны, ЦК КПСС обратился к морякам со специальным письмом, призывая спокойно выполнять свой служебный долг. В марте 1961 г. было принято постановление президиума ЦК КПСС о ликвидации военно-морской базы во Влёре, утвержденное на ближайшем заседании Политического консультативного комитета стран — участниц Варшавского договора. Присутствовавший на этом заседании министр обороны Албании Бекир Балуку выступил с протестом против этого решения, заявив, что Албанию оставляют один на один с 6-м американским флотом. Но его возражения не встретили поддержки9*. Хрущев, только недавно строивший планы того, как расширение военно-морской базы во Влёре позволит Советскому Союзу взять под свой контроль бассейн Средиземноморья от Босфора до Гибралтара, поверил во всемогущество баллистических ракет и отказался от единственной на тот момент базы в регионе. 4 июня 1961 г. плавучий док и восемь подводных лодок покинули албанские воды под командованием адмирала В.А. Касатонова и проследовали в направлении Гибралтара, вызывая неподдельное изумление натовских наблюдателей. Четыре подводные лодки, обслуживавшиеся албанскими экипажами, остались на базе. Ликвидация базы до предела накалила атмосферу в советско-албанских отношениях. В Тиране одновременно с переговорами о судьбе базы состоялся политический процесс. Разбиралось дело о заговоре, якобы организованном югославскими ревизионистами, греческими монархо-фашистами и 6-м американским флотом. Группу заговорщиков из 10 человек возглавлял воспитанник одной из советских военных академий адмирал Теме Сейко, а замыкал список "шпионов" неграмотный пастух, к концу процесса доведенный до умопомешательства. 9* После ноябрьского совещания 1960 г. в Москве албанцы перестали присылать на совещания стран содружества делегации, возглавляемые первыми лицами в партии и государстве. Это позволило Хрущеву нанести публичное оскорбление Рамизу Алии, заменившему Энвера Ходжу на созванном в Москве в начале августа 1961 г. совещании первых секретарей коммунистических и рабочих партий стран—участниц Варшавского договора, где решался вопрос о сооружении берлинской стены. Прежде чем отказать Алии в праве участвовать в заседании, Хрущев сказал: "А потом Ходжа пришлет свои штаны и скажет: мои штаны представляют меня".
Обвинения носили фантастический характер: некоторые подсудимые якобы использовали поездки в Советский Союз для сговора со своими "хозяевами", а генерал Панайот Пляку неоднократно проникал на территорию Албании по горным тропам, чтобы передать заговорщикам указания югославской секретной службы. Что касалось главного обвиняемого, то он должен был организовать захват военно-морской базы во Влёре и передать ее 6-му американскому флоту. Смертные приговоры и долгосрочные тюремные заключения подвели итог этой инсценировке, имевшей явный антисоветский душок. В октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС албанский вопрос занял одно из центральных мест в повестке дня. В отчетном докладе, в выступлениях делегатов и гостей подвергалась резкому осуждению деятельность АПТ и допускались выпады личного характера против отдельных албанских деятелей. Заключительное слово Хрущева в части, касавшейся взаимоотношений с Албанией, было столь грубым, что наиболее "эмоциональные" выражения пришлось исключить из стенограммы. ЦК АПТ еще во время работы съезда КПСС выступил с опровержением обвинений, выдвинутых против партии и линии ее руководства. А 7 ноября 1961 г. Э. Ходжа на торжественном заседании в Тиране, посвященном 20-летию со дня основания АПТ и 44-й годовщине Октябрьской революции, более половины своего доклада отвел оценке личности Хрущева, осуждая его за создание культа собственной персоны, за неоправданные претензии за роль зодчего победы над фашизмом, за примирение с югославским ревизионизмом, за антимарксистские взгляды вообще. Конфликт перекинулся на межгосударственные отношения. 25 ноября 1961 г. заместитель министра иностранных дел СССР Н.П. Фирюбин сделал два устных заявления временному поверенному в делах НРА в СССР Г. Мази. Первое содержало информацию об отзыве советского посла, во втором выдвигалось требование покинуть СССР албанскому послу. 3 декабря Фирюбин сделал новое устное заявление Мази о принятом советским правительством решении отозвать весь персонал посольства и торгпредства СССР в НРА, а также о требовании, "чтобы весь персонал посольства и торгового советника Албании в Москве покинул территорию Советского Союза". 4 декабря МИД НРА высказал посольству СССР в Тиране "глубокое недоумение и сожаление" своего правительства в связи с отзывом советского посла и "удивление и глубочайшее возмущение" по поводу выдворения албанского. В ноте выражался решительный протест, а действия советской стороны характеризовались как совершенно несправедливые и находящиеся в вопиющем противоречии с принципами международного права. Не без воздействия со стороны СССР большинство социалистических стран Европы приняли соответствующие постановления в отношении Албании. Правда, ни одна из них не пошла на разрыв, ограничившись понижением дипломатического представительства. Сохранились двусторонние экономические связи с европейскими социалистическими странами. Прекратилось участие Албании в СЭВ, хотя какое-то время у албанцев еще теплилась надежда на оставление ее в совете. После ввода войск стран —участниц Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. НРА заявила о выходе и из этой организации. Албанские делегации приезжали в СССР в 1961 г. на 5-й международный конгресс профсоюзов и в 1963 г. на Всемирный конгресс женщин. В течение некоторого времени в Москве и Тиране оставались по три человека из числа технического персонала посольств, но затем уже по инициативе албанской стороны и они были отозваны. Полный разрыв всех отношений стал свершившимся фактом. Наступил глухой период взаимного отчуждения, продлившийся без малого 30 лет. Хрущев повторил ошибку Сталина, когда тот в 1948 г. изгнал Югославию из складывавшегося социалистического содружества. Потеря Албании в 1961 г. имела еще более тяжелые последствия для СССР, значительно ослабив военно-стратегические позиции всего соцлагеря в отношении блока НАТО. Западногерманский публицист Харри Хамм, размышляя в самом начале 60-х годов о последствиях отлучения Албании, сделал такой неутешительный вывод в книге "Восставшие против Москвы: Албания — плацдарм Пекина в Европе": "Для коммунистических балканских стран отныне стало невозможным проведение единой политики в отношении Турции и Греции при мощной поддержке Советского Союза". В результате экспромтов Хрущева пострадал авторитет СССР в мире. Расправа над маленькой, хотя и строптивой, страной воспринималась довольно критически как в национальных республиках Советского Союза, особенно с немногочисленным населением, так и в таких зарубежных странах, как, например, Куба. Сам подход типа: "Каких-то два миллиона", "голь перекатная, а еще свое мнение хотят иметь..." — не встречал понимания и служил подтверждением существования извечных великодержавных привычек Москвы, ее стремлений к диктату. В сложной международной обстановке начала 60-х годов не выглядели безгрешными и невинно пострадавшими албанские лидеры. Они руководствовались сугубо прагматическими расчетами. Условием их сохранения во власти являлась ориентация на моральный авторитет и материальную поддержку "великого друга". В 1961 г. место Советского Союза заняла Китайская Народная Республика. Албания вступила в "китайский период". Глава VII Создание и крушение мифов "Опора на собственные силы" Год 1961-й стал очередной вехой в истории послевоенной Албании. Начало его не предвещало того драматического перелома, который наступил в результате ухудшения, а затем и разрыва советско-албанских отношений. Во всех странах социалистического содружества утвердилась практика (по примеру СССР) планирования всей политико-экономической жизни общества по пятилеткам и съездам компартий. Съезд принимал директивы по очередной пятилетке, которые охватывали все — от внешней политики до культуры, парламент утверждал их, народ под руководством партии выполнял и перевыполнял задания, затем новый съезд подводил итоги, намечал очередные задачи, и далее все шло по кругу. Когда же происходили сбои и в высших эшелонах власти становилось очевидным, что запланированные показатели далеки от реальных результатов, то "в рабочем порядке" проводилась корректировка, а послушная статистическая наука находила более удобную для фальсификаций точку отсчета. В итоге оказывалось, что даже самая провальная отрасль экономики, а ею всегда и везде обычно было сельское хозяйство, выполняла план на 99%. Албания не являлась исключением. IV съезд АПТ, сроки созыва которого неоднократно переносились (с ноября на декабрь 1960 г., с декабря на январь 1961 г.), состоялся в феврале 1961 г. Во внутриполитической и международной частях основных докладов уделялось большое внимание вопросам теории, а также обличению современного ревизионизма. Этот термин прочно вошел в лексикон официальной албанской пропаганды, когда возникла необходимость критиковать руководство КПСС, не называя его открыто. В решениях отмечалось, что в Албании в целом покончено с многоукладной экономикой, создана единая социалистическая система хозяйства, страна вступила в период строительства материально-технической базы социализма и ускоренного продвижения по пути превращения из страны аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную. Для достижения этих целей по плану третьей пятилетки (1961-1965) предусматривался значительный рост общественного производства: валового объема промышленной продукции на 52%, сельскохозяйственной — на 72, национального дохода — на 56%. Намечалось заметное повышение материального благосостояния трудящихся. Однако в выполнении задач третьей пятилетки сразу же возникли значительные трудности. Прекращение межгосударственных советско-албанских связей привело к свертыванию экономического сотрудничества между странами. Не без настойчивых рекомендаций из Москвы европейские страны—члены СЭВ отказались предоставить Албании уже согласованные кредиты, которые ранее составляли 30 — 35% всех капиталовложений в народное хозяйство. Они отозвали своих специалистов, работавших в различных отраслях албанской экономики. В итоге более 40 промышленных объектов, сооружение которых начиналось с помощью иностранных кредитов, частично или полностью консервировалось. Торговля Албании с Советским Союзом, объем которой в конце второй пятилетки составлял свыше 54% всего албанского внешнеторгового оборота, сократилась в 1961 г. на треть по сравнению с 1960 г., а в 1962 г. практически прекратилась. Значительно упал товарооборот с ГДР, Румынией, Венгрией и Болгарией. Широко разрекламированная помощь Китая, предназначавшаяся для латания прорех, оставшихся после сокращения связей с восточноевропейскими друзьями, запаздывала. Она стала поступать только после 1963 г. Правительство НРА обратилось к трудящимся с призывом довести до конца строительство некоторых объектов методом народной стройки. Эта инициатива касалась не только промышленных предприятий. Печальная судьба ожидала Дворец советско-албанской дружбы — дар правительства СССР албанскому народу. Его стали сооружать по проекту советских архитекторов из советских стройматериалов при участии советских инженеров на месте снесенного колоритнейшего старого базара в самом центре города. В связи с нарастанием трений между обеими странами в Москве было принято решение о замораживании стройки. Поэтому, когда в апреле 1961 г. в порт Дур-рес вошел долго добиравшийся до албанских берегов торговый корабль, на котором находилась фурнитура и еще кое-какое оборудование для здания, то согласно полученной уже в пути соответствующей директиве прибывшие к месту назначения материалы выгружать не стали и увезли обратно на родину. Некоторое время недостроенный символ дружбы стоял без движения, пока реконструированный албанскими специалистами не превратился в комплекс, включающий в себя Оперный театр и Национальную библиотеку. В стране повсеместно вводился режим строгой экономии. Ориентация на поиски внутренних резервов выявила еще один их источник: в портах страны скопилось импортное оборудование, которое не удосужились вывезти нерадивые хозяйственники. В суровых условиях блокады оно дошло наконец до мест назначения. Положение существенно улучшилось, когда начали поступать китайские кредиты и развиваться торговля. Товарооборот между обеими странами увеличился в 10 раз по сравнению с 1960 г., а удельный вес Китая в общем объеме внешней торговли за этот период повысился с 7 до 55%, полностью компенсировав уход Советского Союза. И хотя плановые показатели на пятилетку не достигли и половины от намеченных, завершение строительства таких важных промышленных объектов, как медеплавильный комбинат в Рубике, ГЭС в Шкопете, предприятия легкой и пищевой промышленности в Корче, Тиране, Шкодре, Влёре и Гирокастре, свидетельствовало о том, что выход из тупика найден. Партийная пропаганда поспешила сообщить, что прорыв "ревизиони-стско-империалистической блокады" совершен и, хотя Албания продолжает оставаться "осажденной крепостью", помощь великого Китая гарантирует ее политическую и экономическую безопасность. Сотрудничество с КНР в области экономики сопровождалось дальнейшим идеологическим сближением. Албанское партийно-государственное руководство усвоило весь набор стереотипов, который выдавался Мао Цзэдуном и его последователями в качестве единственно правильных постулатов социалистической теории и практики. Принцип "опоры на собственные силы" был воспринят в Тиране на самом раннем этапе албано-китайского сближения, хотя в условиях Албании он не имел практического применения. Ни размеры страны, ни природные ресурсы, ни уровень развития экономики не гарантировали даже сносного существования на основе полного самообеспечения. Поэтому уже в ноябре 1961 г. Э. Ходжа дал иную формулировку албанского варианта "опоры на собственные силы". Он заявил, что Албания "получала и получает от своих друзей и братьев из социалистических стран не милостыню, а только интернациональную помощь кредитами и будет получать их в дальнейшем лишь от тех социалистических стран, которые пожелают такую помощь оказать". Так родилась формулировка "опора главным образом на собственные силы". Ничего нового в практику экономического развития этот принцип не вносил, так как даже в годы первых пятилеток программа в области промышленности и сельского хозяйства разрабатывалась исходя из внутренних возможностей страны. Лидеры АПТ стали наиболее последовательными приверженцами маоистских идей. Они восприняли теорию двух "сверхдержав", управляющих миром и разделивших его на сферы влияния. Советскому Союзу в этой схеме отводилась роль социал-империалистического партнера империалистических Соединенных Штатов. Три главных постулата — "опора на собственные силы", теории "осажденной крепости" и "двух сверхдержав" — составили идеологическую подоснову политики НРА на долгие годы. Вместе с другими новациями, утверждавшими безусловный приоритет морально-идеологических стимулов над материальными, они были заложены в фундамент директив по четвертой пятилетке. Заповедь Мао Цзэдуна о том, что "победу на хозяйственном фронте можно одержать только после достижения победы на идеологическом фронте", вошла в сборник цитат, который по китайскому образцу стал настольным пособием для всех членов партии. Правда, подозревая, что эта формулировка некоторым образом противоречит марксистскому учению о базисе и надстройке, один из известных албанских партийных теоретиков сделал следующее компромиссное заключение: "АПТ, принимая за первичное экономику, выдвигает на первый план пролетарскую политику". В октябре 1965 г. ЦК АПТ и Совмин НРА обратились к народу с призывом обсудить наметки по новому плану, "углубляя линию масс, борясь за дальнейшую революционизацию всех сторон жизни". Как и следовало ожидать, трудящиеся откликнулись, обещая со страниц газет и журналов повысить производительность труда, не требуя новых инвестиций, расширить посевы зерновых за счет освоения обрабатываемых площадей в горных районах и добиться решающего перелома в животноводстве. Копируя китайскую практику, 18 января 1966 г. 11 специалистов сельского хозяйства из аппарата исполкома Дурресско-го округа решили добровольно оставить руководящие административные посты и пойти работать в кооперативы. Их почин подхватили в Эльбасанском округе. Затем о том же заявили 166 работников министерства сельского хозяйства и 125 — из министерства промышленности. Другие министерства и ведомства также включились в эту кампанию. По всей стране прокатилась волна сокращений административного аппарата, около 15 тыс. чиновников добровольно-принудительно направили в производственные отрасли. По предложению правительства в марте 1966 г. Народный кувенд постановил слить ряд министерств, численность работников в которых существенно сократилась, а количество самих министров уменьшилось с 19 до 13. В ходе этой борьбы с бюрократизмом оказалось ликвидированным даже министерство юстиции, возрожденное лишь в 1990 г. ЦК АПТ выработал и обнародовал основы "революциони-зации" общества в письме ко всем трудящимся в марте 1966 г. Они свелись к призывам бороться против бюрократизма, против проявлений буржуазных пережитков, за укрепление морально-политического единства народа вокруг партии. "Каждый коммунист и каждый трудящийся, — говорилось в письме, — должен ежедневно и ежечасно работать и мыслить по-революционному". В ответ стали поступать новые инициативные предложения: то заводская администрация единодушно принимала обязательство безвозмездно отработать один день в неделю на производстве, то крестьяне выражали желание участвовать в сезонных работах на полях соседнего кооператива, то армия подключалась к сельскохозяйственному труду по решению экономического совета, созданного при каждой воинской части, то рабочие добровольно отправлялись на уборку урожая, предоставив возможность оставшихся в цехах товарищам выполнять по две-три нормы без дополнительного вознаграждения. Показывая пример "массам", в поле выезжали работники высших партийных и государственных органов. Во время одного из показательных выходов в народ сам М. Шеху сел за руль трактора. В 1967 г. Албанцы подхватили эстафету маоистов, разрушивших храмы и монастыри в Тибете. Здания религиозных учреждений всех вероисповеданий преобразовывались в светские культурные заведения или предприятия общественного питания. Правда, меньше всего пострадали старинные христианские церкви, получившие общебалканскую известность своей архитектурой и фресками. Уцелели и минареты нескольких исторических мечетей в Тиране и Шкодре. Преследованиям подвергалось даже тайное соблюдение религиозных обрядов. Известен случай казни в Шкодре католического священника, крестившего ребенка в домашних условиях. Резкий протест Ватикана не остановил борцов против религиозного дурмана, и Э. Ходжа смог провозгласить Албанию единственной атеистической страной в мире. Албанское руководство не поддалось соблазну последовать китайскому примеру и осуществить нечто подобное "культурной революции". В Албании не было необходимости "открывать огонь по штабам" или призывать к "расцвету ста школ", чтобы выявить таким образом крамолу. Отлаженная полицей-ско-бюрократическая машина, включавшая в себя партийно-государственный аппарат, избавляла от необходимости прибегать к масштабным расправам над потенциальными оппозиционерами. Более того, середина 60-х годов являлась относительно спокойным периодом в плане поисков внутренних врагов в руководстве партии и государства. Массовые чистки понадобились в 1973— 1975 гг., когда наметилось охлаждение в албано-китайских отношениях. Предстояла новая смена курса, а с ней и новый виток репрессий. Пока же порядок и спокойствие поддерживались традиционными методами, а именно осуществлением постоянного контроля над народом со стороны органов безопасности ("сигурими"), опиравшихся на суровое уголовное законодательство и прямой произвол. Что касается китайской "культурной революции", то поддержка ее выражалась чисто словесно и сводилась к расплывчатой формулировке: "Великая китайская пролетарская культурная революция является дальнейшим развитием социалистической революции в условиях диктатуры пролетариата в конкретных условиях Китая". В Албании попытались ввести такую форму критики, заимствованную из китайского опыта настенной печати, как "дац-зыбао" (буквальный перевод с китайского — газета больших иероглифов), получившую албанское название "флетруфейя" ("листовка-молния"). 6 января 1967 г. Э. Ходжа так определил суть этого начинания: "Пусть каждый, ничего не боясь, возьмет бумагу и напишет на ней большими буквами, что он думает о работе и о людях". Многие восприняли это указание всерьез (а как же иначе!) и буквально: стали критиковать начальство и существующие порядки. Естественно, это не могло понравиться административным органам и некоторые руководители предприятий и общественных организаций (например, профсоюзные работники) стали вывешивать "флетруфейи" с критикой своих подчиненных. Начали вспыхивать конфликты, но вмешалась партия. Она направила критический "революционный порыв масс" в привычное русло — на разоблачение происков империалистов и ревизионистов. Движение вскоре заглохло. Неудачной попыткой китаизировать албанскую экономику стало копирование "большого скачка". На одном из пленумов ЦК АПТ в конце 1969 г. Э. Ходжа выдвинул лозунг: " 1970-й должен стать годом невиданной доселе революционной атаки по всем направлениям". Кончалась очередная пятилетка и проведением широких трудовых кампаний по подъему экономики предполагалось в кратчайшие сроки наверстать упущенное. Организация сверхурочных работ, отправка сформированных из рабочих и служащих бригад в деревню стали привычным делом не только в Албании, но и в большинстве европейских социалистических стран. Однако только албанские партийные идеологи придали этой практике, свидетельствовавшей о неэффективности экономической системы социализма, характер открытия чего-то нового в организации производства. К любому начинанию прибавлялось слово "революция". Если ставилась задача повышения урожайности, то звучала она призывом: "За революционизирование плановых показателей производства зерновых!" Крестьянская взаимопомощь при строительстве дома — "революционная инициатива", хотя эта практика существовала и при Зогу и даже при турках. Наконец, появилось ничего не выражающее словосочетание "революционизирование пленумов партии". По китайскому примеру началось внедрение домашней металлургии: в "фурнеллах" — кустарных печах по переплавке железной руды якобы варилась сталь, а на деле изводилось и шло целиком в отход ценное сырье. Это "мероприятие", в скором времени заглохшее, не имело ничего общего с задачами развития экономики, хотя и преподносилось в качестве одного из элементов "большого скачка". Равным образом не укрепляла армию воспринятая у Китая практика ликвидации воинских знаков различия. В обстановке ксенофобской истерии, нагнетавшейся официальной пропагандой, до невероятных размеров раздувался миф о "внешней опасности", о ревизионистско-империалистическом окружении Албании. Именно в этот период началось строительство многочисленных бункеров и дзотов, призванных защищать страну от вторжения врагов с моря и с воздуха. Эти мрачные сооружения, возведенные на народные деньги, зияют черными провалами бойниц высоко в горах, расползлись уродливыми черепахами по морскому побережью. Обветшавшие, полускрытые кустарником и бурьяном, они и в третьем тысячелетии сохранят свое значение памятников преступной глупости выживших из ума правителей. Тяжелые последствия имело увлечение маоистскими идеями для судеб албанской культуры. Директивное введение метода социалистического реализма в 1949 г. на конференции Союза писателей Албании пополнилось постановлениями ЦК АПТ, открывавшими кампании против космополитизма и буржуазного влияния. Наиболее известное из них — постановление "О дальнейшем развитии литературы и искусства" (май 1961 г.). Писателей направляли в рабоче-крестьянскую среду, чтобы они набирались народной мудрости и создавали затем произведения на производственные темы с обязательным положительным героем. Перенесение маоистских стереотипов на албанскую почву вызвало к жизни в начале 70-х годов кампанию "идейно-эстетической борьбы" против чуждых явлений, особенно либерального толка, "проявлений герметизма и формализма в поэзии, объективизма и абстрактного гуманизма в прозе", как об этом говорилось на одном из пленумов ЦК АПТ в июне 1973 г. Свой вклад в понимание литературного процесса не мог не внести и главный идеолог партии Э. Ходжа, выступивший на этом пленуме с речью "Писатели и работники искусств — помощники партии в коммунистическом воспитании масс". Итогом всех этих кампаний и партийных проработок стало то, что творческая интеллигенция вынуждена была отказаться от гонораров и согласилась на такие ограничения, которые сводили к минимуму индивидуальность автора. В результате появилось большое количество конъюнктурных произведений, авторы которых зачастую таким образом зарабатывали себе право на творчество и относительную независимость суждений. Это было обычной данью, которую приходилось платить большинству представителей интеллигенции в условиях административно-командной системы, рискуя получить клеймо приспособленцев и конформистов. Наглядным примером стала судьба одного из наиболее известных в стране и за рубежом албанских писателей послевоенного периода Исмаиля Кадаре (род. 1936). Обласканный властями баловень судьбы, возведенный партийными идеологами в классики литературы социалистического реализма, И. Кадаре откликался стихотворными фельетонами и прозаическими поделками на все события бурной политической жизни Албании. Откровенное выполнение социального заказа, чем явились романы "Суровая зима" (о разрыве советско-албанских отношений) и "Концерт в конце зимы" (об албанско-китайском конфликте), позволило И. Кадаре быть относительно свободным в выборе тем "для души", и он продолжил линию, открытую романами 60-х годов "Генерал мертвой армии", "Летопись в камне", выпустив в свет такие прозаические произведения, как "Испорченный апрель", "Трехарочный мост", "Досье Г" и др. Переведенные на многие языки, они создали ему европейскую известность. На рубеже 80 — 90-х годов он попал в число номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, чему оказался обязан благоприятной политической конъюнктуре, сложившейся для писателей из стран Восточной Европы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |