|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образование Народной Республики 8 страницаПризыв партийных идеологов развивать идеологическую, культурную и научно-техническую революцию означал на практике подгонку всей культурной и образовательной политики под искусственные схемы классового подхода к жизни общества. Еще больше усилилось партийно-догматическое воздействие на науку, литературу, искусство, образование. Под прикрытием лозунга об обострении классовой борьбы по мере продвижения к коммунизму и вытекающей из этого необходимости организации отпора буржуазной идеологии развивались процессы, объективно направленные на консервацию невысокого культурного уровня народа. Подтверждением этой тенденции явилось так называемое "революционизирование школы". Гармоничное развитие человека, эстетическое воспитание, выявление талантов — все это, по мнению ведущих культуртрегеров из АПТ, вело к интеллектуализму и карьеризму, к превращению знания в мелкобуржуазную побрякушку, "в орудие господства над массами, как это имеет место в капиталистических и ревизионистских странах". Страх перед умными людьми, характерный для правящей верхушки при всех диктаторских режимах, владел также и Ходжей с его не очень образованным окружением. Он неоднократно выступал с публичными поучениями о вреде "интеллектуалистских настроений" среди учителей, преподавателей вузов, ученых. "Растворяйтесь в народе, — призывал он, — будьте всегда рядом с ним, учитесь у масс! Только таким образом вы закалитесь как революционеры!" Интеллектуализм, избыточность знаний и тому подобные "извращения" никогда не угрожали албанской системе среднего и высшего образования, которая только и стала развиваться после победы народной революции. Объявить достижения современной науки буржуазной выдумкой и под этим предлогом лишить трудящихся перспективы овладения всеми богатствами науки, культуры и искусства — таков был естественный итог функционирования албанской модели казарменного социализма, для которого поощрение живой творческой мысли было равноценно самоубийству. Главным теоретиком реформирования системы образования в "революционном духе" стал сам Э. Ходжа, а практиком -М. Шеху, выступивший осенью 1969 г. с программой военизации школы. Он предложил следующее распределение времени для учащихся средней и высшей школы: 55 — 56% учебного плана — собственно учеба, 26 — 27 — производственная практика, 17—19% — военно-физическая подготовка. В шестилетнем возрасте ребенок поступает в первый класс начальной школы, а в 23 года покидает вуз, если ему посчастливится попасть в него, вполне сформировавшимся духовно и физически, аскетически пренебрегающим чрезмерными материальными и духовными ценностями. М. Шеху поставил задачу подготовки новых учебных пособий, ибо прежние якобы насаждали интеллектуализм. Никаких сказок и рассказов, где отсутствовало бы классовое и революционное содержание, никаких деталей при освещении истории. Два таких и ненаписанных учебника "Политическое и моральное воспитание" и "Начальные сведения о марксизме-ленинизме" должны были стать основой "революционного" преподавания в 1975/76 учебном году. В порядке обобщения китайского опыта создавались отряды военизированной учащейся молодежи (типа хунвейбинов), призванные защищать и поддерживать политику руководства АПТ. Армия и органы МВД должны были обеспечивать воспитание молодежи в патриотическом духе, а общественные организации активнее вмешиваться в семейное воспитание и бороться с проявлениями индивидуализма. К последним относилось запрещение детям торговать на базарах, чтобы предотвратить формирование у подрастающего поколения частнособственнической психологии, а также помогать родителям на приусадебных участках, ибо это отвлекало от работы на кооперативных полях. Особенную опасность представлял "гнилой интеллектуализм", проявления которого возможны, если у ребенка: а) отсутствует трудовое воспитание; б) непролетарское происхождение; в) чувствуется влияние буржуазии и ревизионизма; г) интеллектуальное домашнее воспитание. Этот набор совершенно диких представлений о принципах обучения и воспитания детей, к счастью, так никогда и не был осуществлен в полной мере, но некоторые его элементы, ревностно насаждавшиеся отдельными преподавателями, смогли испортить не одну судьбу. Извращенное понимание борьбы за идеологическую чистоту вылилось в кампанию по искоренению чуждого влияния буржуазной западной и ревизионистской восточноевропейской культуры. Остракизму подвергались произведения классиков художественной литературы и кинематографа, современная симфоническая и эстрадная музыка. Новорожденные дети должны были нарекаться "историческими" именами албанских, вернее — иллирийских, царей и героев, а также "новоязовскими" типа "Богатырь", "Звезда" "Свет", "Счастье" и др. Искореняя тлетворное воздействие Запада, по всей стране уничтожили надписи "кафе", заменив албанским словом "эмбельторья" ("сладкарница"). Правда, очень скоро восточные сладости, которыми славится албанская кухня, из продажи исчезли. Появилась "инициатива" и в среде крестьянства, которое стало якобы само выступать за сокращение размеров приусадебных участков, чтобы исключить соблазн торговли излишками на рынках. Впоследствии был наложен запрет на содержание скота и даже птицы. По призыву рабочих государственного сельскохозяйственного предприятия им. Георгия Димитрова (район Тираны) начался массовый отказ от личных садовых участков, чтобы не культивировать в себе частнособственнические инстинкты. Как вспоминал впоследствии Дритро Аголы, популярный писатель и бескомпромиссный критик маразматических решений, принимавшихся тогда партийным руководством, если кто-нибудь осмеливался протестовать против того, что у несчастного крестьянина отбирали корову, овцу, свинью, индюшку, оставив только осла, то этого мятежника осуждали на смерть или сажали в сырую одиночку. Для производства сельскохозяйственной продукции меры, ограничивавшие частную инициативу, имели пагубные последствия. На приусадебных участках, занимавших 6,5% всей обрабатываемой площади, производилось до четверти продуктов земледелия и около половины мяса, молока и шерсти. Ликвидация этого важнейшего источника снабжения населения повседневными продуктами питания привела к заметному снижению благосостояния народа и к исчезновению крестьянского рынка. Такой выглядела общественно-политическая обстановка в стране, когда с китайской моральной и материальной помощью была создана и стала претворяться на практике с середины 60-х годов новая концепция экономического развития, а именно ориентация на преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности. Введение в действие мощной системы внеэкономического, административного регулирования, мобилизация государственного и партийного аппарата на выполнение плановых заданий привели к определенному положительному эффекту. Достижения казались впечатляющими особенно при сравнении с предыдущими годами, когда после разрыва с СССР происходила перестройка всего механизма функционирования народного хозяйства. При подведении итогов пятилетки 1966—1970 гг. отмечалось общее улучшение показателей в промышленности и сельском хозяйстве. В три раза по сравнению с "советским" периодом возросла добыча нефти и составила около 1,5 млн т, в два раза увеличилась добыча хромовой руды. Покупка в Италии на средства целевого китайского кредита и монтаж в Фиери полностью автоматизированного завода азотных удобрений заложили основы новой отрасли промышленности — химической. К 70-му году была достигнута раньше запланированного срока полная электрификация села. Удалось досрочно выполнить план капитального строительства. Из наиболее важных объектов упоминались текстильный комбинат в Берате, завод по производству запчастей для тракторов в Тиране, цементные заводы в Фуш-Круе и Эльбасане, нефтеперерабатывающий завод, теплоэлектростанция и завод азотных удобрений в Фиери, суперфосфатный завод в Ляче, заводы по производству кальцинированной соды и электроламп во Влёре и др. Статистика отмечала успехи в сельском хозяйстве. Однако процентный рост по всем показателям, кроме животноводства, не отражал реальной картины. При быстром увеличении численности населения страны абсолютное производство ряда важнейших видов сельскохозяйственной продукции на душу населения оставалось невысоким и значительно отставало от уровня 1962 г., когда учитывалась помощь СССР и восточноевропейских социалистических стран. Наблюдалось постоянное сокращение поголовья скота главным образом из-за необеспеченности его кормовой базой. Вместе с тем формальное понимание принципа социальной справедливости приводило к уравниловке, что сказалось, например, на так называемом выравнивании зарплаты рабочих и служащих. Периодически, с разрывом в два-три года, повышались ставки низкооплачиваемым категориям трудящихся и соответственно снижалась зарплата высокооплачиваемым. В феврале 1969 г. Народный кувенд принял закон, устанавливавший потолок заработной платы руководителя: она не могла более чем в два раза превышать средний заработок рабочего. Практиковалось также усреднение размеров пенсий. Довольно убогое существование основной массы населения не укладывалось в рамки насаждаемых партийной пропагандой представлений об успехах Албании во всех областях жизни. Воспевание проектов гигантских (для размеров Албании) новостроек типа металлургического комбината в Эльбаса-не или завода в Фиери обрамлялись в программных выступлениях партийных и государственных руководителей маоистской фразеологией о революционизации всех сторон жизни, о диктатуре пролетариата, которую если не укреплять постоянно, то она может выродиться в нечто буржуазно-ревизионистское, о новых капиталистических элементах, зарождающихся в условиях социализма, о периодическом усилении классовой борьбы в экономике. Постепенно албанские теоретики и пропагандисты превращались в более правоверных маоистов, чем сами сторонники и последователи Мао Цзэдуна в Китае. Идеологическая чистота албанского социализма достигалась не столько методами убеждения и демонстрации его успехов, которые были весьма сомнительного свойства, сколько силовыми приемами. Внедрение в массовое сознание психологии "осажденной крепости" как непременного элемента административно-командной системы сталинского типа вызывало необходимость искать врагов, якобы пытавшихся овладеть этой крепостью извне и изнутри. В такой небольшой по численности населения и по размерам территории стране, как Албания, установление тотального контроля над всеми сторонами жизни общества является делом относительно несложным, но в то же время и опасным для каждого гражданина. Обеспечивали этот контроль находившиеся под непосредственным руководством председателя Совмина Мехмета Шеху органы безопасности, полиция и пограничные войска. Всегда готовые к "работе", они осуществляли перманентные рутинные чистки, а также проводили кампании по выявлению "врагов народа". Одной из наиболее крупных акций такого рода стали репрессии 1973— 1975 гг., когда под лозунгами "революционизации" жизни страны и укрепления диктатуры пролетариата упали головы многих видных деятелей. Первый удар пришелся на культуру. Зимой 1972 г. на телевидении прошел фестиваль песни: вечерние туалеты ведущих, красивые костюмы участников и публики создавали атмосферу настоящего праздника. Руководство АПТ увидело в этом признаки преклонения перед западной культурой, перед западным образом жизни. На ближайшем пленуме ЦК АПТ в июне 1973 г. разразился скандал. Сам Э. Ходжа клеймил проявления буржуазно-ревизионистского влияния и либерализма на изобразительные искусства, литературу, радио и телевидение, на интеллигенцию и молодежь в целом. Присутствовавший на пленуме председатель Комитета по радио и телевидению Тоди Любонья сказал встретившемуся ему по дороге домой приятелю: "Боюсь, что за это дело потребуют голову". И он оказался прав. Его объединили вместе с секретарем Тиранского горкома партии Фадилем Пачрами в одну вражескую антипартийную группу, их исключили из ЦК АПТ и из партии, а затем и арестовали*. Вслед за карательными мерами в отношении работников идеологического фронта последовали репрессии среди высших руководителей армии и народного хозяйства. Скверну вырывали с корнем: одних расстреливали, других заключали в тюрьмы и концлагеря. В июле 1974 г. пленум ЦК АПТ осудил антипартийную и антисоциалистическую деятельность группы "заговорщиков" во главе с министром обороны Бекиром Балуку, в которую входили начальник генштаба Петрит Думе и начальник политуправ- * Т. Любонья, проведший в заключении 13 лет, в опубликованной в 1993 г. книге воспоминаний "Под гнетом насилия" рассказал, что в годы скитаний по тюрьмам и ссылкам он встретил многих видных деятелей партии и государства. В тюрьме Бурреля он какое-то время провел вместе с Кочо Ташко, которого извлекли из ссылки и посадили за решетку в 70-летнем возрасте, приговорив к 10 годам заключения за фанатичную любовь к СССР. Ташко писал Э. Ходже и другим бывшим соратникам по партии письма, доказывая пагубность разрыва советско-албанских отношений. В прошлом коминтерновец и член ВКП(б), Ташко отмечал в тюрьме и ссылке две памятные даты — день создания Коминтерна и 7 ноября. Отсидев положенные 10 лет, он вышел на поселение в возрасте 80 лет и через четыре года скончался.
ления армии Хито Чако. Они якобы замышляли государственный переворот в целях захвата власти и установления буржуазно-ревизионистского строя. Все трое — обладатели самой престижной воинской награды Ордена народного героя — были расстреляны по приговору военного трибунала. Б. Балуку, считавшийся человеком, безгранично преданным Э. Ходже, шел на казнь, как говорили, с его портретом на груди. После расправы с верхушкой армии прошла чистка среди генералитета: 18 высших офицеров понесли наказания разной степени тяжести — от ссылки до тюремного заключения. Особо сурово преследовались те из них, кто учился в советских военных учебных заведениях. В 1975 г. судьбу военных разделили председатель Госплана Абдюль Келэзи, министр промышленности Кочо Теодоси и министр торговли Кичо Нгеля. Им также инкриминировались вражеская деятельность, саботаж и извращение экономической политики партии. К тому времени обнаружились серьезные разногласия между албанским и китайским руководством, а поэтому следствие вменяло в вину "саботажникам" подрыв экономики по указке внешних врагов, на службе у которых они состояли. Вероятно, к ним применяли меры морального и физического воздействия, и они признавались во всем, на чем настаивало следствие. Кого-то из них почему-то заставили сознаться в симпатиях... к Карлу Каутскому. По стране прокатилась волна репрессий, стоившая жизни или длительных сроков заключения многим настоящим и мнимым сторонникам главных "врагов народа". Тогда же были осуждены как иностранные шпионки некоторые советские женщины, вина которых состояла в том, что в конце 50-х годов они вышли замуж за албанцев. Политические процессы 1973—1975 гг. подводили своеобразный итог принятой албанским руководством ориентации на развитие экономики с "опорой главным образом на собственные силы", а на самом деле на масштабные инвестиции Китая. Становилось очевидным, что для такой небольшой страны, как Албания, невозможно развивать ни самостоятельно, ни с помощью извне все отрасли промышленности. Повторялась ситуация 1960—1961 гг., когда назревал советско-албанский конфликт. Китайские советники пытались сдержать гигантоманию планов своего союзника, включая применение экономических рычагов, а именно сокращение кредитования отдельных заведомо нерентабельных объектов. Однако албанская правя-' щая верхушка не могла признать ошибочность своей экономической политики и поэтому относила ее малую эффективность на счет подрывной деятельности объединивших свои усилия внутренних и внешних врагов. Разрыв с Китаем. Что дальше? На искусственность и даже в какой-то степени на противоестественность дружбы огромного Китая и маленькой Албании постоянно обращали внимание внешнеполитические комментаторы. Однако определенный смысл в этих взаимоотношениях все же присутствовал. Каждая из сторон извлекала до поры до времени свою выгоду из этого союза: албанцы — материальную, китайцы — политическую. Пока КНР находилась вне ООН и Албания выполняла в этой организации роль проводника китайских внешнеполитических идей, трений между правящими партиями обеих стран практически не было. Но после октября 1971 г., когда КНР заняла принадлежавшее ей по праву место в ООН, узурпированное в свое время Тайванем, и получила непосредственный выход на международную арену, в Тиране стало накапливаться глухое недовольство. Опасения, что прагматичные китайские политики могут пренебречь общими "классовыми" интересами и предать своего союзника, вскоре нашли подтверждение. Первые серьезные трения обнаружились уже в феврале 1972 г., когда Пекин посетил тогдашний президент США Р. Никсон, привлеченный возможностью, как шутили западные острословы, отведать утки по-пекински, запивая ее водкой "мао-тай". Тогда, в разгар обострившейся советско-американской полемики, использование китайским союзником одной "сверхдержавы" ради ослабления другой вызвало резкое осуждение албанской стороны. "Враг твоего врага совсем необязательно должен стать твоим другом", — назидательно поучали албанские теоретики своих китайских коллег. За годы вынужденной изоляции Албании от внешнего мира партийные идеологи выработали некий стереотип взаимоотношений в области внешней политики, который категорически не признавал самую возможность поворота в сторону американского империализма и советского социал-империализма. Даже с Югославией стали налаживаться торговые связи после преобразования в феврале 1971 г. дипломатических миссий обеих стран в посольства. Но со "сверхдержавами" такие контакты категорически исключались. Сближение с американским империализмом, выдвижение маоистами теории "трех миров" углубляли неожиданно обнаружившуюся пропасть2*. Албанские теоретики обвиняли ки- 2* Назревание конфликта с Китаем повлияло на расширение контингента политических заключенных в албанских тюрьмах и лагерях. Наряду с китайскими шпионами и их пособниками появилась придуманная самими заключенными категория идеологических извращенцев — "триботистов", которые проповедовали антимарксистскую теорию "трех миров" (по-албански "tri bota" означает "три мира").
тайских в том, что те призывали "третий мир", в который они включали Китай, "движение неприсоединения" и даже западноевропейские страны вкупе с Балканами, объединиться против угрозы войны, исходящей из Советского Союза. В Албании не стерлись воспоминания о 1968 г., когда ввод советских войск в Чехословакию послужил предлогом, чтобы демонстративно выйти из организации стран — участниц Варшавского договора и использовать последовавшие за этим события для получения дополнительной военной помощи от Китая. Стремление объединить страны "третьего мира" воспринималось албанцами в качестве доказательства намерения создать новый внешнеполитический блок. Разногласия в области внешней политики наложились на споры по экономическим вопросам. Период возникновения трений в двусторонних албано-китайских отношениях совпал с очередной борьбой за выполнение заданий пятилетки 1971 —1975 гг. И тогда выяснилось, что китайцы стали склоняться к частичному пересмотру программы индустриализации Албании, исключая из нее заявки на дорогостоящие промышленные объекты, слишком обременительные для экономики страны. Впоследствии Э. Ходжа с возмущением писал в "Заметках о Китае", что маоисты недалеко ушли от "хрущевцев", которые строили планы превращения Албании в аграрно-сырьевой придаток стран СЭВ и поэтому свернули кредитование важных предприятий. Кредитование действительно сократилось. Но то, что уже было построено, значительно расширило экономическую базу страны. Так, среди сданных в эксплуатацию 155 объектов упоминались фабрики по обогащению хромовой и медной руд в Булькизе и Спаче, теплоэлектростанции в Корче, тонкосуконная фабрика и вторая очередь завода по производству запчастей для тракторов в Тиране, железная дорога Эльбасан — Преньяс и некоторые другие. Даже в сельском хозяйстве удалось впервые за послевоенный период добиться выполнения задачи обеспечения потребностей в продовольственном зерне за счет собственного производства. Правда, почему-то потерял свой пост и был исключен из партии (но не посажен) министр сельского хозяйства Пирро Додбиба. Албано-китайская дружба трещала по швам. В печати развернулась анонимная критика идеологических и политико-экономических прегрешений впавшего в немилость недавнего со- юзника. Возмущало все, в том числе и частичная реабилитация религии: в январе 1973 г. появилось сообщение о том, что в главной мечети Пекина состоялось празднование байрама. "Великая культурная пролетарская революция, — сделал вывод Э. Ходжа из отступничества Мао, - это не великая, не культурная, не пролетарская и не революция". Дело шло к разрыву. В ноябре 1976 г. состоялся VII съезд АПТ. На нем прошло обычное в таких случаях обсуждение результатов прошедшей пятилетки и принятие директив по новому плану. Во внешнеполитическом разделе традиционно многословного доклада Э. Ходжи наряду с критикой советского, югославского и других "ревизионизмов" подверглись осуждению "антимарксистские и контрреволюционные" взгляды неких ревизионистов, проповедовавших идеи о многообразии форм социализма. Их национальная (или государственная) принадлежность прямо не называлась, но суровый разнос "теории трех миров" безошибочно указывал на их китайское происхождение. Руководство КПК усмотрело в этом безосновательные нападки на Китай, КПК и лично Мао Цзэдуна и решительно их отвергло. Началась открытая и очень резкая полемика между АПТ и КПК. В середине ноября 1977 г. состоялся пленум ЦК АПТ, где с докладом о враждебной антимарксистской деятельности КПК выступил Э. Ходжа, а его адаптированный текст распространили затем по всем парторганизациям. Бывшим союзникам досталось и за "демонстративное расширение государственных и партийных взаимоотношений с Югославией", и за прием с почестями и помпой Тито, и за терпимое отношение к Общему рынку и СЭВ. Конфликт углублялся, и 7 июля 1978 г. китайское руководство сообщило в Тирану о своем решении свернуть кредиты, а также экономическую и военную помощь и отозвать всех специалистов. ЦК АПТ направил 29 июля 1978 г. письмо в ЦК КПК, в котором подводились политико-экономические итоги 15-летнего сотрудничества. Наряду с критикой китайской разновидности социализма, которая приравнивалась к "ревизионистской" советской модели, шли упреки конкретного свойства. Из письма следовало, что из 35 объектов, которые намечалось построить с китайской помощью, завершенными оказались 15, а остальные отложены. Китай обвинялся в поставках устаревшего оборудования, в отказе предоставлять кредиты в полном объеме и пр. В ответе китайской стороны на необоснованные, как говорилось в нем, обвинения говорилось о существенном вкладе Китая в албанскую экономику. Приводились впечатляющие суммы кредитов, освоенных албанской экономикой к 1978 г. только на 75%. Что касается китайской военной помощи Албании, то она в два раза превосходила экономическую. И действительно "Калашниковы" китайского производства были завезены в таком количестве, что их хватило в 1997 г. и на вооружение банд внутри Албании, и на частичное снабжение Освободительной армии Косова. Одним словом, повторялась ситуация 1961 —1962 гг., когда происходил советско-албанский "развод". Летом 1978 г. китайская помощь полностью прекратилась и албанские пропагандисты стали заявлять, что с этого времени страна должна опираться исключительно на собственные силы. Этот тезис носил спорный характер, ибо даже в период самых дружественных отношений с Китаем восстанавливались торговые связи со странами СЭВ и значительно расширилось число европейских стран, с которыми Албания вела торговлю на двусторонней основе. После 1978 г. практически сведенный к нулю объем торговли с Китаем восполнялся за счет капиталистических и развивающихся стран, причем при обязательном соблюдении положительного сальдо. В отношениях с восточноевропейскими странами стало допускаться подписание торговых договоров на длительные сроки, до пяти лет. Даже с Грецией, с которой Албания восстановила дипломатические отношения только в 1971 г., первое торговое соглашение было подписано в 1972 г. сроком на три года. Несмотря на наличие непримиримых идеологических разногласий с югославским руководством, эта страна занимала приоритетные позиции среди восточноевропейских стран во внешнеторговых связях Албании. С середины 70-х годов налаживались ее непосредственные торгово-экономические связи с Косово. Однако в международной политике Албания продолжала существовать в отрыве от общеевропейских процессов. Решение об отказе участвовать в подготовительных мероприятиях по созыву конференции в Хельсинки принималось в ноябре—декабре 1972 г., т.е. в период функционирования союза с Китаем. И Хельсинкский процесс, и конференция в июле 1972 г. в Вене по проблемам взаимного сокращения армий и вооружений в Центральной Европе, и едва пробуждавшееся балканское сближение осуждались албанским руководством в духе все той же китайской теории правящих миром двух сверхдержав, к которым неизменно стал добавляться и западногерманский реваншизм как непосредственная угроза миру в Европе. Албания оказалась единственным европейским государством, отказавшимся сначала участвовать в подготовке Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а затем и в его работе. Э. Ходжа охарактеризовал принятый в 1975 г. в Хельсинки Заключительный акт, как "фарс, разыгранный двумя сверхдержавами с целью обеспечить и узаконить свои зоны влияния в Европе". Идеологизация внешней политики, подгонка ее под китайские стереотипы 60-х годов как бы выводила Албанию из сферы общебалканских и общеевропейских интересов и делала более близкими проблемы развивающихся стран, обсуждавшиеся, например, в далекой Лиме в 1975 г. Когда Китай стал постепенно освобождаться от идеологической зашоренности во внешней, а затем и во внутренней политике, АПТ подхватила знамя "истинного марксизма-ленинизма" и Тирана на длитель- ное время стала центром, где могли получить трибуну представители левацких течений в мировом коммунистическом и рабочем движении. НРА поддерживала дипломатические, торго- вые и культурные отношения с 72 странами, оставаясь по сути дела закрытой страной, изолированной от внешнего мира. Но именно тогда албанская пропаганда создала миф об Албании как о чуть ли не единственной социалистической стране, свято сохраняющей свою идейную чистоту и во внешних сношениях. Утвердилась формула, что Албания "никогда не установит отношения с империализмом США и социал-империализмом Советского Союза". 28 декабря 1976 г. Народный кувенд принял конституцию, согласно которой страна получила новое название — Народная Социалистическая Республика Албания (НСРА). Конституция закрепила идеологизированный миф об идеальном социализме, якобы построенном в стране, но по сути дела она утверждала внеэкономические принципы в народном хозяйстве и существенно ограничивала социальные права трудящихся. Составленная в выспренних выражениях, она провозглашала НСРА государством диктатуры пролетариата, в котором единение народа вокруг АПТ "основывается на союзе рабочего класса с кооперативным крестьянством под руководством рабочего класса". В статье 3 говорилось, что АПТ является авангардом рабочего класса и "единственной руководящей политической силой в государстве и обществе". Идеология марксизма-ленинизма провозглашалась господствующей в НСРА, и ее принципы составляли ту основу, на которой строилось здание "социального социалистического режима". Статья 14 гласила, что "в строительстве социализма НСРА придерживается принципа опоры главным образом на собственные силы". В статье 15 утверждалось, что во внешних связях НСРА "исходит из принципов марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, следует политике дружбы, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, поддерживает революционное движение рабочего класса и борьбу народов за свободу, независимость, социальный прогресс и социализм и опирается на их солидарность". Правда, к тому времени число стран, достойных, по мнению лидеров АПТ, называться социалистическими, сократилось до двух. Таковыми признавались лишь Куба и Вьетнам. Статья 16 запрещала частную собственность и эксплуатацию человека человеком. В понятие социалистическая собственность (статья 17) включались государственная и крестьянская кооперативная. Причем кооперативная и даже личная собственность граждан могли быть переведены в разряд государственной, "если этого потребуют интересы общества". Одним словом, как говорилось в обширной преамбуле к конституции, "общественная собственность на средства производства и единая система социалистического хозяйства заняли место частной собственности и многоукладной экономики в городе и деревне". Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |