|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самостоятельная работа студентовЭта форма обучения возможна только при достаточной подготовленности студентов. Фехтовальная фраза, точно отработанная по командам педагога, оттренированная до нужной скорости, при полном соблюдении техники безопасности предлагается ученикам для самостоятельного выполнения. Зачастую ученики, ощутив безопасность сценического боя, забывают, что в подлинном бою чувство опасности почти никогда не покидало дерущихся, и это ощущение должно быть донесено до зрителя. Первым условием, которое позволяет выполнить эту задачу, является умение поддерживать нужную дистанцию в бою. В этом случае отдаленность от противника будет непроизвольно поддерживать у зрителей ощущение опасности, возникающей в боевой схватке. Вторым условием будет задание на точность с соблюдением стиля поведения при выполнении боевых действий. И третье условие — когда задание связано с повышением скорости, но с обязательным выполнением первых двух заданий. Преподаватель может предложить каждой паре придумать свою концовку боя или свою комбинацию сцены. Очень важно на режиссерских курсах давать задания, когда один фехтует с двумя, тремя и большим количеством противников. Эти формы обучения могут быть рекомендованы тогда, когда имеется достаточная степень оттренированности. Конечная форма в обучении — это самостоятельно созданные фехтовальные композиции на заданную педагогом тему. При выполнении этого задания важным является требование к логике построенных приемов исходя из сценического образа. Это требует предварительного создания сценария фехтовальной сцены. Курс обучения желательно закончить фехтовальным отрывком на драматургическом материале. Глава XXXIV
Необходимость подготовки режиссеров по сценическому фехтованию вызвана творческой и педагогической необходимостью. Для постановки танцевального эпизода в спектакле режиссеру почти всегда удается пригласить балетмейстера. Режиссер, обученный танцевальному искусству в объеме программы театрального вуза, все же предпочитает не выполнять эту работу. Он дает балетмейстеру творческое задание и принимает танец, созданный этим специалистом. При постановочной работе по сценическому фехтованию не всегда можно прибегнуть к помощи специалиста. Иногда размер фехтовальной сцены столь незначителен, что приглашение специалиста вообще представляется нелепостью. Кроме того, сцена, созданная самим постановщиком спектакля, будет всегда органичнее, чем созданная другим лицом. К сожалению, приходится отметить, что режиссеры совсем не владеют техникой фехтовального сценического искусства. В редких случаях режиссеры, обстоятельно занимающиеся изучением сценического фехтования, овладевшие технологией, могут поставить фехтовальную сцену в спектакле, над которым работают. В этом случае достигается единство композиции фехтовальной сцены с замыслом спектакля. Такая сцена не будет вставным номером. В процессе освоения основного курса режиссуры студенты овладевают умением раскрывать идейное содержание пьесы, ролей и на этой основе создавать интересную экспозицию спектакля. Однако бывает, что конкретное сценическое выражение замысла, то есть создание зрительного образа оказывается доступно не всем. Такие режиссеры полагаются на подготовленность самих актеров. Когда режиссер беспомощен, раздаются жалобы актеров на режиссера, взявшегося за постановку пьесы, но совершенно не умеющего построить яркое, пластически интересное действие. Возникают жалобы на отсутствие помощи при создании пластического поведения персонажа и даже на отсутствие желания обстоятельно поработать над необходимой для актера выразительностью. Часто слышатся упреки в том, что режиссер не владеет арсеналом выразительных средств. Если в труппе актеры, пластически слабо подготовленные, то работа с таким режиссером им не приносит огорчения: огорчается зритель, которому показывают серое, неинтересное зрелище. Ссылки на интуицию нелепы — человек делает только то, что он умеет. Умение представить, увидеть спектакль или отдельную сцену является режиссерской профессией. На основе опыта педагогической и постановочной работы следует рекомендовать молодым режиссерам изучать технику сценического фехтования и самостоятельно ставить фехтовальные сцены в спектаклях. Такая работа принесет режиссеру двойную пользу. Стилевые особенности и скульптурность в фехтовальной сцене потребует от него дополнительной работы по изучению пластических возможностей исполнителей. Это уже повышение режиссерской квалификации в теоретическом и практическом плане. Неожиданно возникающие на ходу репетиций пластические построения часто являются интересными и нужными находками, пользуясь которыми режиссер может помочь исполнителю в новом и интересном решении образа. Эта работа принесет пользу и в композиции мизансцен вообще, не связанных с фехтованием. Все это откладывается в режиссерском опыте как активный запас выразительных средств. Работая над подбором фехтовальной техники, режиссер убеждается в необходимости отбирать конкретные, экономные и точные фехтовальные действия. Законы пластической выразительности познаются при постановке фехтовальной сцены. Хорошо поставленный сценический бой разрешает сущность драматического конфликта. Достаточно вспомнить, что бой между Меркуцио и Тибальтом превращает веселую лирическую комедию в трагедию, что средствами боя разрешаются вековые конфликты, такие как гибель Макбета и смерть Гамлета. Зритель любит смотреть хорошую фехтовальную сцену, он не думает о том, что ему показывают только подобие настоящего боя — он хочет верить, что противники пытаются «убить» друг друга. Присутствуя при этом, он становится как бы соучастником трагического события и обязательно сопереживает вместе с актерами. В то же время стук клинком о клинок за кулисами — иногда выход из положения, порой это лучше, чем необходимость видеть, как несколько не умеющих фехтовать актеров бьют шпагой о шпагу, делая это на глазах у зрителя, наивно полагая, что ничего не понимающий зритель поверит в такое выражение искусства фехтования. Подобное исполнение фехтовальной сцены — проявление театрального брака. Рассчитывать на то, что зритель сам будет фантазировать бой — нелепо. «Лишить спектакль сцены боя, не использовав все ее возможности, — значит обокрасть актеров и зрителя, понести существенную художественную потерю»[5]. Режиссер должен владеть навыками сценического фехтования в большем объеме, чем актеры его театра. Он должен знать историю, уметь определять конструкцию оружия, необходимую для сцены, и правильно его подобрать. Если в пьеса имеет сцены боя с репликами или музыкальным сопровождением, подбор приемов должен проходить в зависимости еще и от этих компонентов спектакля. Внимательное изучение пьесы и фехтовальных сцен позволит режиссеру глубже проникнуть в авторский замысел. Глава XXXV Желая помочь режиссерам и фехтмейстерам в скорейшем овладении практическими приемами сценического боя, учебник предлагает 34 полных конспекта занятий из расчета по одному 2-часовому занятию в неделю на III курсе института. Всего на практическое овладение предметом выделено 68 часов. Распределение учебного материала в конспектах — это результат многолетнего опыта педагогов кафедры сценического движения Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ныне СПбГАТИ). План занятий по сценическому фехтованию Схема занятий состоит из вводной части, подготовительной и основной. Заключительная часть занятия, как и вводная, представляет собой процесс подготовки группы к началу занятия или окончанию его. На обе эти части не следует тратить более 10-15 минут. Первые два-три занятия состоят только из обучения техники. Начиная с четвертого и далее вводится вторая часть — подготовительная, решающая задачи подготовки костно-связочного и мышечного аппарата, используя для этого уже пройденный фехтовальный материал, а именно: способы постановки в боевую стойку, передвижения, выпад и возвращение из него, простейшие сочетания выпадов с уколами или ударами (при условии, что техника этих приемов уже в какой-то степени усвоена). По мере изучения курса материал этого раздела постепенно увеличивается. Использование во второй части занятия бытовых, а небоевых действий, безусловно, рекомендуется. Однако по времени, отведенном на занятия, эти упражнения не должны занимать более 10-15 минут. В третьей, основной части урока должны решаться вопросы совершенствования техники, тренаж и этюдная работа. В соответствии с этими задачами основная часть урока разбивается на три отрезка. 1. Изучение техники. Время отводится на изучение новых приемов. Приемы изучаются параллельно с кратким повторением уже пройденных. Учебным материалом для изучения техники является содержание всего учебника, а именно: школа сценического фехтования, историческое фехтование и бытовые действия. Изучение раздела «Школа» идет параллельно с первой частью бытовых действий, а «Историческое фехтование» — со второй. 2. Тренировочная работа. Техническим материалом для тренинга являются приемы, хорошо освоенные ранее, в дополнение к тем, которые были пройдены в данном уроке. Постепенно приближаяськ фехтовальной сцене, следует использовать и бытовые действия, но обязательно в их логической связи с боевыми. Изучая какой-либо вид исторического боя, не следует для второго отрезка урока брать другой вид исторического оружия, ранее изученный, смешивая их в одном уроке. 3. Этюдная работа. Освоенные приемы «Школы» или «Исторического оружия» в сочетании с «Бытовыми действиями» позволяют преподавателю и студентам создавать вначале несложные композиции, но в полном соответствии с основной темой данного урока, а затем переходить к постановочной работе над драматургическим материалом. Планирование третьей части урока Курс обучения бытовым действиям должен быть составлен так, чтобы он начинался примерно с третьего урока и был закончен к началу апреля. Небольшие комбинации бытовых действий должны быть вставлены в «Школу и курс исторического фехтования» в целях их совершенствования. Сложность в изучении практического опыта заставила составителя учебника прибегнуть к двойной системе изложения учебного материала. Первой частью этой системы является точное описание техники. Приведены наиболее удобные командные слова. Предполагается, что педагог, желающий овладеть предложенным курсом, сам изучит элементы и целостное исполнение приемов, составляющих содержание урока, а также освоит необходимые командные слова. Он должен следовать методическим замечаниям, чтобы обратить внимание на те или иные особенности в технике приемов, на возможные типичные ошибки и на соблюдение техники безопасности. Второй частью в этой системе являются предложенные ниже конспекты, в которых изложен весь учебный материал. Отсутствуют указания на количество повторений каждого упражнения — это зависит от скорости усвоения учениками техники приемов и определяется предварительной подготовленностью учеников, их трудоспособностью, дисциплиной и опытом преподавателя. В нормальных условиях, учитывая, что командные слова подаются под каждый прием (особенно на первых 8-10 уроках), повторять упражнения не следует более 3-4 раз. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |