|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Восстание махдистов. Захват Судана АнглиейЕще до захвата Египта Англия пыталась утвердиться в Судане (Восточный Судан, территория современной Республики Судан). Усиление зависимости Египта от европейских держав, и особенно от Англии, облегчало проникновение английских колонизаторов в Судан. В 1869 г. хедив назначил на должность губернатора Экваториальной провинции Судана англичанина. В 1877 г. генерал-губернатором Судана был назначен Гордон, один из палачей тайпинского восстания. Офицеры его штаба — европейские авантюристы различных национальностей — стали губернаторами провинций. Формально находясь на службе у египетского правительства, они верой и правдой служили Англии. Под фальшивым предлогом борьбы с работорговлей организовывались военные экспедиции в верховья Нила, распространявшие английское влияние на новые территории. Племена и народности Судана подвергались теперь тройному гнету. Их эксплуатировали английские колонизаторы, турецко-египетские чиновники и местная знать. Непосильные поборы и систематические притеснения вызывали растущее недовольство, которое начало принимать характер открытых выступлений против угнетателей. В начале 80-х годов отдельные выступления переросли в общенародное восстание. Борьба народов Судана развернулась под знаменем религиозного движения махдистов. Его возглавил Мухаммед Ахмед, происходивший из семьи плотника. Получив религиозное образование, Мухаммед Ахмед много странствовал по стране, видел бесправие и угнетение народа. В своих проповедях он призывал к «очищению веры». В 1881 г., во время религиозного праздника, Мухаммед Ахмед объявил, что он — махди, ниспосланный свыше для восстановления «истинной веры». Он призвал Народ к «священной войне» против «отступников-турок» (под этим именем махдисты объединяли и турок и египтян), поправших «истинные законы ислама», и против европейских колонизаторов. Он заявлял, что в истинном царстве махдистов исчезнут непосильные налоги, все будут равны перед Аллахом. Махдист-ские проповедники направлялись в различные районы Судана. Их пропаганда имела успех. «Люди стекались к нам массами; они были бедны и искали у нас поддержки, богатые же и зажиточные избегали нас», — рассказывал впоследствии один из ближайших учеников махди — Абдаллах. Восставшие махдисты организовали свою армию. В нее вступили десятки тысяч крестьян и кочевников. Восстание охватило значительную территорию. В начале января 1885 г. махдисты взяли Омдурман, ставший их столицей, через некоторое время они овладели Хартумом. К лету 1885 г. почти весь Судан был очищен от англо-египетских войск. На его территории сложилось новое государство махдистов. После смерти в июне 1885 г. Мухаммеда Ахмеда его преемником на посту главы государства стал Абдаллах. Движения типа махдистского не раз вспыхивали в арабских странах в прошлом. Характеризуя сущность этих движений, Ф. Энгельс писал: «Ислам — это религия, приспособленная для жителей Востока, в особенности для арабов, следовательно, с одной стороны, для горожан, занимающихся торговлей и ремеслами, а с другой — для кочевников-бедуинов. Но в этом лежит зародыш периодически повторяющихся столкновений. Горожане богатеют, предаются роскоши, проявляют небрежность в соблюдении „закона". Бедуины, которые живут в бедности и вследствие бедности придерживаются строгих нравов, смотрят на эти богатства и наслаждения с завистью и жадностью. И вот они объединяются под предводительством какого-нибудь пророка, махди, чтобы покарать изменников веры, восстановить уважение к обрядам и к истинной вере и в качестве вознаграждения присвоить себе богатства вероотступников. Лет через сто они, естественно, оказываются точно в таком же положении, в каком были эти вероотступники; необходимо новое очищение веры, появляется новый махди, игра начинается сначала. Так обстояло дело со времен завоевательных походов африканских Альморавидов и Альмохадов в Испанию до последнего махди из Хартума, который с таким успехом сопротивлялся англичанам» *. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 22, с. 468. Но суданское восстание махдистов имело и свои специфические черты. Оно происходило в период колониального раздела Африки и носило антиколонизаторский характер. Главной задачей махдистского государства было обеспечить независимость Судана. С этой целью махдисты создали сильную регулярную армию. При махдистах суданские земли впервые были объединены в едином независимом государстве. Восстание подорвало старую, родовую организацию суданских племен. Возникли новые города. Для удовлетворения потребностей армии создавалась мелкая промышленность. Махдистское восстание, существование государства махдистов продвинули процесс сплочения различных племен и народностей в единую суданскую народность. Прогрессивные черты махдистского государства существенно ослаблялись его феодально-теократическим характером, что делало неизбежным феодальное перерождение махдистской верхушки. Если в начале восстания армия махдистов состояла из крестьян, кочевников, ремесленников, беглых рабов, то после победы к движению примкнули многие представители эксплуататорских классов — помещики, вожди племен, купцы, работорговцы. Лозунги всеобщего равенства были забыты. Из приближенных Абдаллаха выделилась новая феодальная знать. Государство махдистов ослабили кровопролитные войны 1885— 1889гг. с Эфиопией. Между тем Англия стремилась к захвату Судана. К верховьям Нила продвигались французы. Английские колонизаторы хотели опередить своих французских соперников. При этом они решили осуществить захват Судана силами контролируемой ими египетской армии на египетские средства. В 1896 г. англо-египетские войска под командованием Г. Китченера начали наступление на Судан. Одновременно с их продвижением вверх по Нилу прокладывалась железнодорожная линия. В 1898 г. войска Китченера подошли к махдистской столице Омдурману. В сражении под Омдурманом применялись пулеметы «максим», огонь которых косил тысячи махдистских воинов. Армия Абдаллаха потерпела поражение. Государство махдистов пало. Судан перешел в руки английских колонизаторов. В 1899 г. захват страны был юридически оформлен подписанием англо-египетского соглашения о кондоминиуме, т. е. совместном владении. Судан стал официально именоваться Англо-Египетским Суданом. Но фактически здесь стали полностью и бесконтрольно хозяйничать английские колонизаторы, ведь сам Египет находился под английской оккупацией. Неограниченную власть получил генерал-губернатор, который назначался хедивом «по предложению правительства ее британского величества». Судан стал английской колонией. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |