|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗАРОЖДЕНИЕ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НОВОЙ ИСТОРИИ ВОСТОКАНовый этап в изучении истории стран Азии и Африки в России связан с появлением еще накануне Октябрьской революции первых русских работ по проблемам истории Востока, написанных с марксистских позиций. Огромное воздействие на эти работы, как затем на изучение истории стран Азии и Африки в СССР, оказала разработка данных проблем К. Марксом и Ф. Энгельсом, на чем поэтому следует хотя бы вкратце остановиться. Вопросы новой истории стран Востока в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание народам Востока — их общественному строю и борьбе за независимость. Эта сторона деятельности основоположников марксизма вытекала из их понимания революционного процесса. Исходным пунктом для Маркса и Энгельса был принцип совместной борьбы угнетенных классов в капиталистических и колониальных странах, диалектическое единство интернациональных задач партии пролетариата и поддержки ею борьбы народов за независимость. Первоначально К. Маркс и Ф. Энгельс разработали ряд положений по национальному вопросу, важных для стран Востока, на материале лучше изученных в то время европейских стран — Ирландии, Польши. Вместе с тем начиная с 50-х годов XIX в. они все больше прибегают к материалам самих восточных стран. Это было связано прежде всего с подъемом освободительного движения в Азии и Африке. В середине XIX столетия началась полоса крупнейших народных движений на Востоке, одновременно отражавших кризис социального строя стран Азии и Африки и являвшихся ответом на появление иноземных поработителей. К. Маркс и Ф. Энгельс пристально следили за этими событиями, рассматривая их прежде всего под углом зрения перспектив мирового-революционного движения. В 1850 г. в «Первом международном обзоре» К. Маркс и Ф. Энгельс приветствовали начинавшуюся в Китае крестьянскую войну. Во время народного восстания в Индии 1857— 1859 гг. они выступили с яркими статьями, в которых разоблачали зверства английских колонизаторов и описывали героизм восставших сипаев. Эти статьи сыграли важную роль в активизации мирового общественного мнения, направленного против английской колониальной политики в Индии. Отстаивая интернациональные принципы в освободительной борьбе, Маркс и Энгельс первоначально делали упор на революционную инициативу пролетариата Англии или Франции, который, освободившись, содействовал бы освобождению колониальных народов. Эта мысль довольно отчетливо была выражена Ф. Энгельсом в работе «Принципы коммунизма»: «...крупная промышленность связала между собой все народы земли, объединила все маленькие местные рынки во всемирный рынок, подготовила всюду почву для цивилизации и прогресса и привела к тому, что все, что совершается в цивилизованных странах, должно оказывать влияние на все остальные страны; так что, если теперь в Англии или во Франции рабочие себя освободят, то во всех других странах это должно вызвать революции...»*. Однако позже этот вопрос основоположниками научного социализма был поставлен шире. Наряду с указанной выше линией допускалась возможность, что, например,, «сами индийцы... станут достаточно сильными, чтобы навсегда сбросить с себя английское иго»**. Для всего мирового революционно-освободительного движения величайшее значение имел политический вывод, который сегодня приобретает еще более важный смысл, а именно: движение, направленное против иноземных поработителей, отвечает непосредственным интересам не только борющихся угнетенных наций, но и пролетариата угнетающих наций. Выдвинутое К. Марксом и Ф. Энгельсом положение, что народ, угнетающий другие народы, не может быть свободным, ибо, угнетая другие народы, он «кует свои собственные цепи»***, явилось важнейшей составной частью учения о революционной солидарности международного рабочего класса и угнетенных народов. * К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 4, с. 326—327. ** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 9, с. 228—229. *** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 16, с. 438. Велика заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса и в разработке основных теоретических проблем общественного строя стран Востока. Маркс и Энгельс приступили к глубокому изучению проблем Востока, стремясь дать материалистическое объяснение его специфики. На основе фундаментального изучения докапиталистических отношений они осуществили глубочайший комплексный анализ всей совокупности производственной, семейной, правовой, идеологической и военной деятельности человека на разных этапах исторического процесса. Раскрывая сложную диалектику взаимосвязи этих сфер, природу их единства, Маркс и Энгельс всегда ставили во главу угла способ материального производства как определяющий фактор социального прогресса, осмысливая последний как смену общественно-экономических формаций. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |