|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исследования русских ученыхРусские ученые-востоковеды дореволюционного времени создали целый ряд значительных трудов, в которых нашли отражение и проблемы новой истории стран Азии и Африки. В области изучения Китая надо особо отметить вклад таких исследователей XIX в., как Н. Я. Бичурин (Иакинф) (1777—1853), B. П. Васильев (1818—1900), И. И. Захаров (1814—1885). Традиции этих ученых были продолжены в начале XX в., а затем и в советское время их учениками и преемниками — В. М. Алексеевым (1881 — 1951), А. В. Рудаковым (1871—1949), Н. В. Кюнером (1877—1955) и др. Ими собран огромный фактический материал, рассмотрены важные явления экономической, политической и духовной жизни Китая в новое время. Значительное развитие получила русская индология, которая дала ряд блестящих имен, таких, как уже упоминавшийся И. П. Минаев, Ф. И. Щербатской (1866—1942), С. Ф. Ольден-бург (1863—1934). В дореволюционной литературе по новой истории стран Ближнего Востока широко представлены военно-историческая тема, дипломатическая история региона и проблема Черноморских проливов. Значительно слабее освещены социально-экономические отношения, классовая и идеологическая борьба. Все же и в этой области были созданы некоторые ценные работы» например труд А. К. Казембека «Баб и бабиды» (1865). Рядом крупных ученых была представлена в дореволюционное время и арабистика. К их числу относятся прежде всего В. Р. Розен (1849—1908), В. В. Бартольд (1869—1930) и И. Ю. Крачковский (1883—1951). Исследования русских ученых оказали большое влияние на развитие мировой востоковедной и исторической науки. Лучшие из этих трудов показывают, сколь плодотворным, несмотря даже на слабость мировоззренческих позиций авторов, могло быть обращение профессиональных исследователей к современной теме. В них, как правило, соединялись достоинства практического и академического подходов. Расширялся круг используемых источников: наряду с архивными материалами и литературой это были, говоря современным языком, и данные полевых наблюдений. Использование широкого круга источников сочеталось с их обработкой на высоком уровне, свойственном академическому востоковедению того времени. В результате всего этого авторы нередко приходили к выводам, адекватным исторической реальности. Русские востоковедные работы дореволюционного периода, в которых рассматривались проблемы, ныне входящие в предмет новой истории стран Азии и Африки, представляли собо» первые попытки научного познания этих проблем. Характерный для русской дореволюционной историографии стран Востока элемент научного первооткрывательства приводил к известной взаимной неотчлененности собственно исторических, культурологических и этнографически-бытоописательных сторон повествования. Восток в русской публицистике. Революционные демократы о странах Востока Проблемы Азии и Африки не сходили со страниц русских газет и журналов. Значительное внимание Востоку уделяли основанные в 1727 г. «Санкт-Петербургские ведомости». Эта газета систематически публиковала сообщения о важнейших политических событиях в странах Востока, о народных выступлениях в них. Об Азии и Африке писали в XVIII в. также «Московские ведомости», «Собрание новостей», «Зеркало света» и другие газеты и журналы. В XIX в. происходит все более четкое размежевание газет-но-журнальных изданий по идейно-политическому и тематическому признакам. Это по-своему отразилось и на освещении восточной темы, на характере и объеме информации и аналитических материалов о положении в странах Азии и Африки в разных изданиях. Особенно большое внимание уделялось русской публицистикой Индии. Уже в самом начале века в журнале Н. М. Карамзина «Вестник Европы» печатались статьи, авторы которых выражали протест против политики грабежа и насилий, проводившейся английскими колонизаторами. В 40-х и в начале 50-х годов XIX в. статьи и заметки об Индии стали часто появляться в «Отечественных записках», «Современнике», а также в «Сыне отечества», «Библиотеке для чтения» и др. Характер английского колониального господства в Индии и сопротивление индийцев колонизаторам оживленно обсуждались на страницах русских журналов последней трети XIX в. Наиболее широкий отклик получило в русской периодике XIX в. народное восстание 1857—1859 гг. Глубокий интерес к историческим судьбам народов Востока, их культуре, освободительной борьбе проявляли русские революционные демократы. В. Г. Белинский решительно осуждал «европоцентризм» Гегеля и представителей русской и западной буржуазно-помещичьей историографии, ограничивавших историю человечества преимущественно историей европейских стран. Рецензируя перевод сочинения Фридриха Лоренца «Руководство к всеобщей истории», В. Г. Белинский критиковал этого немецкого историка-гегельянца, считавшего Индию и Китай «неисторическими странами» и высокомерно отвергавшего какой-либо их вклад в развитие мировой культуры, и подчеркивал, что «Китай и Индия — страны в высшей степени исторические», имеющие свою историю. В ряде работ русских революционных демократов нашло отражение индийское народное восстание 1857—1859 гг. Наиболее глубокой из этих работ была статья Н. А. Добролюбова «Взгляд на историю и современное состояние Ост-Индии», напечатанная в журнале «Современник» под псевдонимом «Н. Турчинов». В своих оценках автор приближается к Марк-совым оценкам положения в Индии. Н. А. Добролюбов, как и другие русские революционные демократы, с глубокой симпатией относился к борющемуся за национальную независимость индийскому народу и осуждал колонизаторов. Анализируя восстание, Добролюбов дает и краткий очерк истории Индии, разоблачает хищнический характер британской колониальной политики и убедительно раскрывает важнейшие причины выступления народных масс против колонизаторов. Взрыв недовольства в период восстания он понимал как закономерную реакцию индийцев на всю систему британской колониальной эксплуатации. Он подчеркнул, что колониальный гнет всей тяжестью ложился на плечи трудящихся, дал анализ экономической политики колониальных властей и созданной ими системы земельных отношений, отметив при этом разрушение старых, общинных порядков и пауперизацию населения. Хотя Добролюбов прямо не писал в статье о необходимости ликвидации колониального режима в Индии, он считал, что в свое время индийский народ освободится от иноземного гнета. Само восстание он рассматривал как глубоко народное движение, указывая, что оно является переломным моментом в истории Индии. А. И. Герцен также с большим интересом следил за развертыванием событий в Индии, хотя и не выступал со специальными статьями на эту тему. Об индийском восстании он неоднократно упоминает в письмах к друзьям. В одной из статей герценовского «Колокола» резко осуждается та часть буржуазной прессы, которая призывала к жестоким расправам с восставшими: «Умеренная, чопорная, черно-желтая „Аугсбург-ская газета" перещеголяла дикий, звериный язык „Тайме", требовавшего крови и убийства в Индии, хладнокровно говоря, что это не люди, что индийцев надобно истреблять гуртом...» В русской прогрессивной печати того времени, в частности в журнале «Отечественные записки», был опубликован ряд статей, осуждавших политику британских колонизаторов Индии с позиций, близких к позиции революционных демократов. Большой интерес представляет осуществленный революционными демократами анализ некоторых общих проблем истории Китая, а также современных тогда событий в этой стране. Руководствуясь идеей общей закономерности исторического развития человечества, Н. Г. Чернышевский именно на примере китайской истории стремился показать, что все народы прошли в основном сходные этапы развития. Чернышевский выступил против расистских измышлений об извечной неподвижности Китая и, в сущности, поставил вопрос об исторических причинах отставания Китая от других стран в новое время. В самом факте отставания он усмотрел обстоятельства, способствовавшие подчинению Китая колонизаторами. Причиной же, обусло-нившей отставание Китая, Чернышевский считал «ряд падений цивилизации под гнетом нашествий и завоеваний варваров». В своих работах он уделял внимание народным движениям в Китае, в том числе восстанию тайпинов. Он высказывал сочувствие борьбе китайского народа против европейских колонизаторов. Цели колониальной экспансии в Китае были вскрыты другим демократическим писателем — Н. В. Шелгуновым, который писал, что рассуждения колонизаторов о цивилизаторской миссии прикрывают корыстные интересы, ибо англичане «хлопочут, в сущности, о том, чтобы с водворением в Китай иметь рынок для сбыта своих мануфактурных произведений». Революционные демократы, верившие в народные массы и отвергавшие существующий эксплуататорский строй, поставили вопрос о будущем народов Востока и оптимистически рассматривали это будущее. Они близко подошли к мысли о необходимости единства народов Востока и Запада в борьбе за социальный прогресс.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |