АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дальний Восток

Читайте также:
  1. Билет 26. Страны Востока в Средние века.
  2. Ближний Восток.
  3. Ближний и Средний Восток (без арабских стран)
  4. Болгарский вопрос. Соборы на Западе на Востоке. Окончательное разделение 1054 года
  5. Буддизм в Китае и на Дальнем Востоке
  6. В странах Востока (на примере Индии и Китая)
  7. В. И. Ленин и проблемы новой истории Востока
  8. Відповідальний за випуск: к.т.н, доцент О.М. Крупич
  9. Владивосток 2013
  10. Восток - Запад - Россия: цивилизационные
  11. Восток в1918-1939 гг. (Турция, Индия, Китай, Япония)
  12. Восток и Запад

Изучение новой истории Китая, Японии, Монголии, Кореи имеет давние традиции в нашей стране, и в этой области достигну­ты значительные успехи.

Новая история Китая стала изучаться в советское время в тесной связи с событиями новейшей истории, в свете разверты­вавшейся революционной борьбы китайского народа. Поэтому в течение определенного периода проблемы новой истории Ки­тая нередко рассматривались в работах, посвященных новей­шей истории, как это было, например, в ряде произведений Н. В. Кюнера, Г. Н. Войтинского, А. Е. Ходорова, Г. С. Кара-Мурзы, Г. Б. Эренбурга. В конце 20-х — начале 30-х годов в китаеведении прошли дискуссии, которые имели большое зна­чение для изучения новой истории Китая, так как в центре дискуссий стоял вопрос о смене общественно-экономических формаций. В последующие два десятилетия появляются специальные монографии Л. И. Думана об аграрной политике в конце XVIII в., В. Я. Аварина (Аболтина), А. Я. Канторовича, Б. А. Романова о месте Китая в системе международных отно­шений и мировой политики.

Проблемы, поставленные советскими историками Китая в предшествующие годы, продолжают изучаться и в настоящее время. Так, через 25 лет после книги Г. С. Кара-Мурзы о тай-пинском восстании (1941) вышла в свет монография В. П. Илю-шечкина «Крестьянская война тайпинов» (1967), являющаяся фундаментальным исследованием указанного вопроса. В рабо­те подробно описывается ход событий, анализируется характер организации тайпинов и их программных требований.

В обстоятельной монографии С. Л. Тихвинского «Движение за реформы в Китае в конце XIX века и Кан Ю-вэй» (1959) был дан всесторонний анализ движения за реформы в конце

XIX в. В работе показано, что это движение в значительной степени подготовило почву для дальнейшего развертывания борьбы за социально-экономические перемены в Китае.

Существенное внимание было обращено советскими истори­ками на изучение китайской революции 1911 —1913 гг. и пред­шествующей ситуации в стране, включая деятельность буржу­азно-революционных организаций и либеральной буржуазии накануне революции, ее социальные и идейные предпосылки. Этим проблемам посвятили свои работы В. Кучумов — «Очер­ки по истории китайской революции» (1934), Г. В. Ефимов — «Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен (1911— 1913 гг.). Факты и проблемы» (1974).

Отдельные проблемы истории революции 1911—1913 гг. в Китае нашли освещение в книгах Е. А. Белова (1958), Л. Н. Борох (1971), А. М. Григорьева (1966), Ю. В. Чудодеева (1966).

Среди работ, посвященных социально-экономическому строю Китая XVIII — начала XX в., следует отметить книгу О. Е. Не-помнина «Экономическая история Китая (1864—1894 гг.)» (1974), исследование В. С. Кузнецова «Экономическая полити­ка цинского правительства в Синьцзяне в первой половине XIX века» (1973), а среди работ по проблемам идеологии — монографию А. Г. Крымова «Общественная мысль и идеоло­гическая борьба в Китае (1900—1917 гг.)» (1972).

Немало сделано советскими историками для изучения внеш­ней политики Китая в новое время. Среди работ по этой тема­тике следует назвать коллективную монографию «Внешняя по­литика государства Цин в XVII веке» (1977) и труд Г. В. Ефи­мова «Внешняя политика Китая 1894—1899» (1958). Ряд проб­лем, связанных с внешней политикой Китая, рассмотрен в мо­нографии Р. М. Бродского «Дальневосточная политика США накануне первой мировой войны» (1968).

Важное значение для исследования внешней политики Ки­тая в новое время имеет основанный на большом архивном материале капитальный труд акад. А. Л. Нарочницкого «Колони­альная политика капиталистических держав на Дальнем Во­стоке (1860—1895)» (1956), посвященный проблемам дальне­восточной колониальной политики Англии, США, Японии, Фран­ции, царской России, Германии и других капиталистических, держав. В монографии наряду с международными противоре­чиями на Тихом океане во второй половине XIX в. подробно-исследованы экономические и социальные вопросы, отношение общественных классов и политических партий отдельных стран к захватнической политике империалистических держав в Вос­точной Азии, а также сопротивление народов Востока иностран­ным агрессорам и феодальному гнету. Среди вопросов, рассмат­риваемых в книге, — история территориального разграничения* между Россией и Китаем.

Материалы этой книги и многих других работ наглядно свидетельствуют об абсурдности территориальных притязаний, маоистов. В таких работах, как «Международные отношения на Дальнем Востоке. 1840—1949» (2-е изд., под общей редакцией акад. Е. М. Жукова, 1956); «История дипломатии» (т. 1, 2-е изд., 1959); П. М. Кабанов, «Амурский вопрос» (1959); В. Хво­стов, «Китайский счет по реестру и правда истории» («Между­народная жизнь», 1964, № Ю); В. А. Александров, «Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.)» (1969); Л. Бескровный, С. Тихвинский, В. Хвостов, «К истории форми­рования русско-китайской границы» («Международная жизнь»,. 1972, № 6); А. Л. Нарочницкий, А. А. Губер, М. И. Сладков-ский, И. Я. Бурлингас, «Международные отношения на Даль­нем Востоке» (1973, кн. 1, с конца XVI в. до 1917 г.) и др., убе­дительно доказаны нелепость и провокационный характер шу­михи, поднятой вокруг так называемых территориальных вопросов.

В этой связи особое значение приобретает публикация до­кументов, предпринятая советскими историками для изучения взаимоотношений России и Китая в новое время. Данной теме посвящены сборник документов о русско-китайских отно­шениях в 1689—1916 гг., публикация документов о русских мис­сиях и посольствах в Китае в 1618—1619 и 1654—1658 гг., а так­же два тома архивных документов о русско-китайских отноше­ниях в XVII в.

В ряде китаеведческих сборников 70-х годов нашли отра­жение важнейшие явления общественно-политической мысли и массовых народных движений Китая нового времени.

В 1972 г. в Москве была опубликована коллективная моно­графия «Новая история Китая» под редакцией С. Л. Тихвинско­го. Книга дает полное представление о событиях и процессах экономической, идейно-политической и культурной жизни Ки­тая с 1644 г., т. е. со времени завоевания Китая маньчжурами,. и до патриотического народного «движения 4 мая» 1919 г. Особенно широко освещены в монографии подготовка и ход бур­жуазной революции 1911—1913 гг. Узловые проблемы новой истории Китая освещаются в книге С. Л. Тихвинского «История Китая и современность» (1976). В ней, как и в других работах советских историков-китаеведов 70-х годов, разоблачаются «исторические экскурсы» маоистских идеологов.

Проблемы новой истории Японии получили разработку в трудах ряда крупных советских ученых, таких, как Н. И. Кон­рад, Е. М. Жуков, А. Л. Гальперин, X. Т. Эйдус и др. В рабо­тах этих авторов нашли продолжение лучшие традиции доре­волюционного японоведения и вместе с тем на базе марксист­ско-ленинской методологии раскрыты новые проблемы и про­цессы. Яркий сплав преемственности традиций и новаторских поисков представляют собой труды акад. Н. И. Конрада. Его работы по средневековой истории, в частности его идеи об эво­люции японского феодализма, имели непосредственное значе­ние для понимания нового периода. Трудно переоценить иссле­дования Н. И. Конрада по проблемам духовного развития на­родов Востока; эти работы в значительной степени построены на материале истории культуры Японии и Китая.

Много талантливых исследователей, в трудах которых на­шли отражение проблемы новой истории Японии, вышло из среды востоковедов, получивших специальное образование в 20-е годы. В 1923 г. был опубликован очерк О. В. Плетнера «История эры Мэйдзи», где события 1868 г. рассматривались как крушение феодализма, открывающее путь становлению бур­жуазного строя. В 1926 г. появилась книга К. А. Харнского «Япония в прошлом и настоящем», в которой освещались со­бытия нового периода и делалась попытка установить их место в общей цепи событий японской истории. В те же годы нача­лась деятельность X. Т. Эйдуса, уделявшего впоследствии мно­го внимания новой истории японского народа. В этом отноше­нии характерна его книга «Очерки новой и новейшей истории Японии» (1955).

Ряд работ по проблемам новой истории Японии появился в 30—40-е годы (исследования Е. М. Жукова, А. Л. Гальперина, Д. И. Гольдберга и др.). В этот период особенно много работ было посвящено роли Японии в мировой политике. Были изуче­ны русско-японская война (Б. А. Романов, А. Ф. Добров), япо­но-китайская война 1894—1895 гг. (А. Л. Нарочницкий), отно­шения Японии с Англией и США (А. Л. Гальперин, Д. В. Пет­ров) и т. п. Отношения между Россией и Японией в XVII— XIX вв. исследованы в монографии Э. Я. Файнберг «Русско-японские отношения в 1697—1875 гг.», изданной в 1960 г.

Советские историки всегда уделяли большое внимание изучению социально-экономических процессов, хода;- и предпо­сылок крупнейших народных движений и общественных сдви­гов в новый период японской истории. Эта проблематика активно изучалась в 50—70-е годы. В 1976 г. была опубликована монография Д. И. Гольдберга «Очерк истории рабочего и со­циалистического движения в Японии (1868—1908 гг.)».

Коллектив авторов подготовил обобщающую монографию «Очерки новой истории Японии (1640—1917)», изданную под редакцией А. Л. Гальперина в 1958 г. В книге был по-новому осмыслен исторический процесс в этой стране. Анализ предпо­сылок революции 1868 г. обогащен данными о нараставшей ре­волюционной ситуации. При характеристике кануна вступле­ния Японии в монополистическую стадию развития отмечено большое значение революционно-демократического направления на одном из этапов буржуазно-демократического «движения за свободу и народные права». В книге разработана периодизация новой истории Японии в рамках общей периодизации истории страны в целом.

Значительное внимание советские ученые уделяли изучению Монголии в новое время. На разработку соответствующей проб­лематики непосредственное воздействие оказали события, про­исшедшие в этой стране в новейший период: революция 1921 г., создание Монгольской Народной Республики, переход Монго­лии от феодализма к социализму, минуя капитализм. В 20— 30-е годы выделяются работы трех исследователей: акад. И. М. Майского, который наряду с анализом экономического и политического состояния Монголии в 1919—1920 гг. (что яв­лялось основной задачей исследования) дал характеристику процессов предшествовавшего периода; А. Д. Калинникова, впервые поставившего вопрос об исторической роли антифео­дальных движений в стране; Б. Я. Владимирцова, который (особенно в книге «Общественный строй монголов», изданной в 1934 г.) показал эволюцию феодальных отношений в условиях кочевого хозяйства. Большое значение названной работы Б. Я. Владимирцова обусловливается прежде всего тем, что приведенные в ней факты опровергали так называемую паст­бищную теорию, согласно которой причины завоевательных по­ходов кочевников крылись в экстенсивном характере скотовод­ческого хозяйства и потребности в новых территориях.-

Важнейшие вехи новой истории монголов получили свое от­ражение в монографии И. Я. Златкина «Очерки новой и новей­шей истории Монголии» (1957). Следует отметить также осно­ванные на архивных материалах работы Н. П. Шастиной, по­священные русско-монгольским отношениям в XVII в. (1958).

Узловые вопросы новой истории Монголии получили развер­нутое освещение в совместной коллективной монографии совет­ских и монгольских историков «История Монгольской Народ­ной Республики» (два издания —1954 и 1967 гг.). В ней обоб­щены важнейшие достижения исторической науки о Монголии.

Новая история Кореи в основном стала разрабатываться со­ветскими учеными в конце 20-х — начале 30-х годов. В работах того периода, посвященных преимущественно событиям новей­шей истории Кореи, появились первые обзорные очерки исто­рии нового времени. Такова была, в частности, книга Н. Кима «Под гнетом японского империализма (Очерк современной Ко­реи)», вышедшая в 1926 г. В ней и в работах ряда других авторов были поставлены многие важные проблемы новой ис­тории Кореи; исследователи вскрывали грабительский характер политики колониальных держав, делали вывод о становлении капитализма на рубеже XIX—XX вв., отмечали значение нацио­нально-буржуазного движения в конце XIX в., показывали про­грессивный характер крестьянского восстания 1893—1895 гг. и т. д.

С конца 40-х годов специалисты по новой истории Кореи сосредоточили основное внимание на исследовании процессов социально-экономического развития страны, анализе народных движений и изучении истории общественно-политической мыс­ли. Первая из названных проблем получила разработку в тру­дах М. Н. Пака («К характеристике социально-экономических отношений в Корее в XIX в.» — в сборнике статей по истории стран Дальнего Востока, изданном в 1952 г.; «Корея» — в двух­томной «Новой истории стран зарубежного Востока», 1952, и др.); вторая — в монографиях Г. Д. Тягай («Народные дви­жения в Корее во второй половине XIX века», 1958), М. Хана («Освободительная борьба корейского народа в годы японско­го протектората 1905—1910», 1961), В. И. Шипаева («Корейская буржуазия в национально-освободительном движении», 1966); третья — в другой работе Г. Д. Тягай («Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма», 1971). Г. Д. Тягай сде­лала также попытку обобщить результаты исследований по новой истории страны в книге «Очерк истории Кореи во вто­рой половине XIX в.» (1960). На базе этих исследований под­готовлена коллективная двухтомная монография «История Ко­реи» (1974), в которой значительное место занимает период новой истории.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)