|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Выступления народных масс. Начало буржуазно-национального движенияРастущие нужда и бедствия народных масс усиливали возмущение против колонизаторов и феодальной эксплуатации. Одним из проявлений этого стали события, известные как «табачный бунт» 1891 г. Табачная концессия Тальбота затрагивала интересы самых широких слоев населения. Во многих городах происходили митинги и демонстрации с требованием отменить концессию. В конце 1891 г. это движение поддержало высшее духовенство, запретившее верующим курить табак до отмены концессии. Началась своеобразная забастовка курильщиков. Во время демонстраций распространялись прокламации с призывом к борьбе против иностранцев, правительство шаха называлось правительством изменников и говорилось, что шах торгует родиной. «О верующие! О мусульмане! — гласила одна из таких прокламаций. — Табачная концессия ушла от нас. Река Карун ушла. Производство сахара ушло. Ахвазская дорога ушла. Банк пришел. Трамвай пришел. Страна попала в руки иностранцев. Шах не обращает внимания на наши интересы. Возьмем же дело в собственные руки!» В Тегеране против демонстрантов были двинуты войска, имелись убитые и раненые. Однако испугавшийся шах был вынужден аннулировать табачную концессию. Народное движение 1891 г. было массовым антиимпериалистическим движением, но оно носило еще стихийный, неорганизованный характер. Сильное недовольство царившими в стране порядками проявляли и представители формировавшейся национальной буржуазии. К концу столетия увеличилось число иранцев, получивших образование за границей (в России и других странах). Представители интеллигенции, связанные с купечеством и либеральными помещиками, стали глашатаями новых, буржуазно-национальных идей. Одним из первых пропагандистов буржуазно-национальных идей был иранский писатель, публицист и дипломат Малькбм-хан, получивший образование в Европе. После восьмилетнего пребывания на посту иранского посла в Лондоне он в 1890— 1894 гг. издавал в английской столице газету на персидском языке «Канун» («Закон»), в которой критиковались шахский абсолютизм и политика уступок иностранцам. Газета нелегально распространялась в Иране и пользовалась большим успехом у передовой части иранской интеллигенции. Весьма показательно, что впоследствии, после провозглашения конституции, все номера «Кануна» были изданы вторично. Деятельность Мальком-хана способствовала пробуждению национального самосознания иранской интеллигенции. Но его сторонники оставались сравнительно узкой группой, не связанной с народными массами. Рост национального самосознания иранского народа сопровождался распространением панисламистских идей. В 1886— 1890 гг. в Иране вел пропаганду основатель панисламизма Дже-маль-ад-дин аль-Афганй. Среди духовенства и мелкой буржуазии его идеи объединения мусульманских народов в единую исламскую империю во главе с одним верховным халифом пользовались большой популярностью. Персидские панисламисты боролись против порабощения страны иностранными колонизаторами с позиций «феодального национализма». В. И. Ленин характеризовал панисламизм как течение, пытающееся «соединить освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиции ханов, помещиков, мулл и т. п.»*. В 1896 г. панисламист Реза Кермани убил Наср-эд-дин-шаха. Этот террористический акт свидетельствовал об обострении политической обстановки в стране, но он не имел и не мог иметь существенных последствий. При новом шахе, Мозаффер-эд-дине (1896—1907), продолжался процесс закабаления Ирана империалистическими державами. Но в стране росли новые общественные силы, складывались предпосылки подъема демократического движения. * В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 41, с. 166. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |