|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОБЛЕМЫ НОВОЙ ИСТОРИИ В ОБОБЩАЮЩИХ ТРУДАХ СОВЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПО ИСТОРИИ ВОСТОКАК середине 30-х годов советские ученые проделали значительную работу по изучению различных периодов истории стран Азии и Африки, накоплению фактического материала, осмыслению наследия основоположников марксизма-ленинизма. Историки-востоковеды приняли активное участие в широких дискуссиях 20—30-х годов об общественно-экономических формациях, о возможности и необходимости применения данных категорий для изучения истории народов Востока. Появились предпосылки для построения общей концепции истории этих народов в рамках всемирного исторического процесса. Во второй половине 30-х годов проводилась большая работа по подготовке первых обобщающих трудов по повой истории стран Азии и Африки. В 1940 г. под редакцией видных советских историков-востоковедов С. Н. Ростовского, И. М. Рейснера, Г. С. Кара-Мурзы, Б. К. Рубцова была издана книга «Новая история колониальных и зависимых стран». В ней рассматривалась история народов Востока от французской буржуазной революции 1789 г. до Великой Октябрьской социалистической революции. Важным трудом, обобщившим исследования новой истории народов Востока, явилась книга «Новая история стран зарубежного Востока» (т. I и II, 1952) под редакцией И. М. Рейснера и Б. К. Рубцова. В работе над ней приняли участие виднейшие историки-востоковеды, такие, как акад. А. А. Губер, акад. Е. М. Жуков, Г. С. Кара-Мурза, В. Б. Луцкий, А. Ф. Миллер, И. Я. Златкин, М. Н. Пак, Л. В. Симоновская, Н.А.Смирнов, Г. Б. Эренбург, К. А. Болдырев. Концепция развития стран Востока в новое время, сформулированная в этой книге, оказала значительное влияние на дальнейшее исследование проблем новой истории. В книге рассматривается период от английской буржуазной революции до Октября 1917 г. Наряду с анализом роли и значения колониального господства, методов колониального грабежа и его последствий дается характеристика внутренних процессов в странах Востока; отмечается, что в новое время ход их самостоятельного развития был насильственно и надолго нарушен воздействием колониальных держав. Период, охватывающий XVII — первую половину XIX в., характеризуется как феодальный. Начало национально-освободительного движения отнесено к двум последним десятилетиям XIX в., когда в самих странах Востока обозначилось развитие капитализма, а колониальная эксплуатация их приобрела империалистический характер. На базе «Новой истории стран зарубежного Востока» в 1971 г. была издана книга «История стран Азии и Африки в новое время». Ленинградскими учеными создана «Новая история стран зарубежной Азии и Африки» (1959 г. — под редакцией Г. В. Ефимова и Д. А. Ольде* рогге; 2-е изд. 1971 г. — под редакцией Г. В. Ефимова, А. Д. Новичева и Д. А. Ольдерогге). Обобщение достижений советской науки по проблемам новой истории народов Азии и Африки реализовалось не только в форме изданий для высшей школы, но и в форме обобщающих исследований академического характера. Значительным событием явился выход в свет десятитомной «Всемирной истории». В пятом (1958), шестом (1959) и седьмом (1960) томах, посвященных новому времени, большое внимание уделено истории стран Азии и Африки, причем она излагается в едином контексте мировой истории. Советские историки-востоковеды попытались показать историю народов Востока в новое время во всем многообразии их хозяйственных, политических и культурных связей с остальным миром. Среди проблем, важных для понимания внутренних процессов в странах Азии и Африки, на одно из первых мест выдвинулся вопрос об уровне их социально-экономического развития ко времени колониального порабощения, о причинах их отставания от передовых держав к началу нового времени. Вопрос об уровне социально-экономического развития стран Азии и Африки тесно связан с другим важным вопросом — о генезисе капитализма на Востоке. Об уровне социально-экономического развития стран Востока, о причинах их отсталости, о времени и формах генезиса в них капитализма писали многие исследователи, обращавшиеся к широким темам социально-экономического развития этих стран в позднее средневековье и новое время. Закладке методологического фундамента для выявления причин социально-экономической отсталости стран Востока и для решения проблемы генезиса капитализма в Азии во многом способствовала дискуссия 1925—1931 гг. об общественно-экономических формациях. В 30-х годах наиболее широко распространенной была точка зрения, согласно которой до XV в, темпы социально-экономического развития Запада и Востока были весьма близки и лишь после Великих географических открытий и колониальных захватов европейских держав началось заметное отставание Востока от Запада. Эта точка зрения нашла отражение и в книге «Новая история колониальных и зависимых стран» (1940). Новый этап в изучении вопроса об уровне социально-экономического развития стран Востока к началу нового времени и проблемы генезиса капитализма в Азии наступил после второй мировой войны. Интерес к этим проблемам естественно возрос в связи с общими переменами, происшедшими наг Востоке, Особенно большое значение имели работы И. М. Рейснера, который был одним из авторов и редакторов «Новой историк стран зарубежного Востока», изданной в 1952 г. В этом учебном пособии высказана мысль о том, что в раннем средневековье уровень развития передовых стран Азии был достаточно высок, но в дальнейшем темпы его под влиянием целого ряда причин внутреннего и внешнего порядка замедлились. Авторы книги считали, что страны Востока проходят те же основные этапы исторического развития, что и страны Запада, и что в таких крупных государствах Азии, как Китай, Индия, Япония, Османская империя, хотя и медленно, но все же складывались условия для формирования капиталистического уклада. В частности, В. Б. Луцкий полагал, что на Востоке действуют закономерности общественно-политического развития, которые на Западе привели к вызреванию в недрах феодального общества элементов капиталистической системы производства. С конца 50-х годов начинается некоторый пересмотр взглядов относительно уровня социально-экономического развития стран Востока к началу нового времени. Появился целый ряд работ по конкретным вопросам социально-экономического развития отдельных стран Азии: коллективный труд «О генезисе капитализма в странах Востока (XV—XIX вв.). Материалы обсуждений» (1962), упомянутые выше монографии А. И. Чиче-рова (1965), О. Е. Иепомнина (1974) и др. Эти работы показали, что среди советских востоковедов существует единое мнение относительно характера социально-экономических отношений, господствовавших в странах Востока в XV—XVIII вв. К XVII—XVIII вв. страны Востока находились на стадии развитого феодализма. Важным направлением советской историографии стало изучение массовых народных движений на Востоке в XIX в., происходивших в условиях острого кризиса всего феодального строя и колониального порабощения. В наиболее крупных обобщающих работах по новой истории стран Востока, в соответствующих разделах «Всемирной истории», в книге «Века неравной борьбы» (представляющей первый том трехтомного издания «Национально-освободительное движение в Азии и Африке». М., 1967—-1968) народные движения до середины XIX в. квалифицированы как начало национально-освободительного движения. При этом в книге «Века неравной борьбы», где сделана попытка периодизации истории национально-освободительной борьбы народов Востока, данный этап назван феодальным. Следующий этап национально-освободительной борьбы народов Востока в большинстве работ очерчен хронологическими рамками середины XIX и начала XX в. и назван переходным от феодального к буржуазному. Вторжение иностранного капитала способствовало классовой дифференциации, формированию буржуазии и пролетариата. Этим, а также степенью развития указанных процессов определялись характер и форма вижений. Соответственно авторы отмечают два преобладающих направления: стихийные вооруженные выступления масс (крестьянство, городская беднота), проходившие под руководством феодалов, и буржуазно-национальные (с узкой массовой базой), возглавлявшиеся либеральными помещиками или национальной буржуазией. В странах, где господствовали феодальные отношения, преобладала первая форма. Это были страны, тогда еще не ставшие колониями, движение в них было «организованным государственным сопротивлением» (Вьетнам, Бирма, княжество Аче в Индонезии). В странах второго типа, которые полностью превратились в колонии, антифеодальные выступления одновременно являлись антиколониальными (Индия, Филиппины). В этих странах заметное развитие получил капитализм, и в них в конце XIX в. «феодальный национализм» исчерпал свои прогрессивные возможности. Движения в этих странах были буржуазными по своему характеру и лозунгам. Складывалась идеология и практика буржуазного национализма. Вместе с тем отмечается, что буржуазный национализм был еще обременен рудиментом «феодального национализма». В то же время на арену выступает мелкобуржуазный демократический национализм (конец XIX в.). Большое число работ советских исследователей посвящено периоду подъема национально-освободительного движения под действием русской революции 1905 г., которому В. И. Ленин дал наименование эпохи пробуждения Азии. Содержанием названного этапа было превращение народных движений из стихийных в сознательные, из разрозненных в организованные. Их целью была борьба за независимость, против феодального и империалистического гнета. Этот важнейший этап национально-освободительной борьбы получил свою разработку как в страноведческих монографических работах (С. Л. Тихвинский, «Сунь Ят-сен. Внешнеполитические воззрения и практика», 1964; упомянутая выше книга Г. В. Ефимова о революции в Китае, 1974; А. В. Райков, «Пробуждение Индии. Деятельность национально-революционных организаций в 1900—1918 гг.», 1968; работы А. Б. Беленького об Индонезии, М. С. Иванова об иранской революции и пр.), так и в обобщающих трудах (разделы «Всемирной истории»; учебники и учебные пособия; «Века неравной борьбы» и др.). Революционные движения 1905—1913 гг. составляли, по оценке авторов, важное звено в общей цепи освободительной борьбы, начавшейся во второй половине XIX в. Эта освободительная борьба имела общее социальное содержание. Но движения начала XX в. отличались от своих предшественников (движений в Японии, Египте, на Филиппинах) участием в них широких масс, существованием политических организаций, наличием класса-гегемона — национальной буржуазии, оформлением революционно-демократического крыла. В указанных выше трудах дана оценка тактики основных сил, принимавших участие в движении, раскрываются субъективные и объективные причины поражения революций. Одной из главных объективных причин было то, что ко времени этих революций еще не сложился союз передовых сил Запада и Востока в общей антиимпериалистической борьбе. Такой союз мог сформироваться и действительно сложился только после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Важнейшим результатом исследования советскими учеными истории стран Азии и Африки в новое время явилась выработка общей концепции развития этих стран на основе принципов исторического материализма и учения о закономерной смене общественных формаций. Именно на этой основе удалось поставить и во многом решить ряд новых и принципиально важных вопросов изучения истории стран Востока в новое время. К таким вопросам относятся: характеристика общественно-экономического строя стран Азии и Африки; определение стадий развития феодализма на Востоке в новое время (развитой, поздний феодализм) в связи с зарождением и становлением капитализма в недрах феодального общества; определение социально-экономического строя стран Азии и Африки на заключительных этапах их новой истории как многоукладного (т. е. переходного от феодализма к капитализму) и формулирование вытекающего отсюда вывода, что многоукладность — социально-экономическое выражение затянувшегося и искаженного перехода от одной формации к другой; определение реакционной роли колониализма, исказившего и потому замедлившего переход стран Азии и Африки от феодализма к капитализму; наконец, определение характера и этапов национально-освободительного движения. Конечно, не все из этих проблем решены окончательно. Ряд вопросов составляют предмет полемики, в том числе, например, такие, как соотношение факторов внутреннего и внешнего развития в истории стран Азии и Африки и причины отставания этих стран к началу нового времени. Однако принципы и направления решения важнейших научных проблем новой истории стран зарубежного Востока можно считать разработанными.
Содержание:
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |