АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Просвещение и культура

Читайте также:
  1. II.6.1. Античная культура и христианство
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. V2: Культура Российской империи второй половины XIX – начала ХХ вв.
  4. V3: Советская культура 1930-х гг.
  5. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  6. Адхократическая культура
  7. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  8. Американская культура XIX в,
  9. Андроновская культура
  10. Антикультура, контркультура, субкультура.
  11. Арабская культура
  12. Афанасьевская культура.

Буржуазные реформы и капиталистическая индустриализация начали осуществляться в Японии всего через одно-два десяти­летия после более чем двухвековой самоизоляции страны от внешнего мира. Не удивительно, что «эра Мэйдзи» сопровож­далась интенсивным проникновением в Японию западной куль­туры и науки. Молодые японцы стали обучаться в высших учеб­ных заведениях Европы и США. В японские учебные заведения приглашались преподаватели из других стран. Еще в 1858 г. русскими врачами Альбертом и Залесским было основано ме­дицинское училище в Хакодате. Среди профессоров японских университетов появились англичане, американцы, немцы, фран­цузы, русские.

Отношение к европейской культуре, к европеизации стало объектом острых споров. Правящие круги подчеркивали чисто утилитарное отношение к западной культуре, науке, идеологии, они стремились не допустить распространения либеральных и радикальных идей. В противовес им Иитиро Токутоми (1863— 1957) и другие прогрессивные публицисты видели в европеиза­ции средство политического и культурного прогресса страны. Токутоми призывал отказаться от иероглифической письменно­сти и перейти на латинский алфавит. Против такого подхода вели борьбу сторонники «японизма», выдвинувшие лозунг «охра­ны национальной красоты».

Большую роль сыграла деятельность японских просветите­лей, виднейшим из которых был Юкити Фукудзава (1834— 1901). Его труды «Все о странах мира», «Призыв к науке», а также «Автобиография» пропагандировали достижения науки и культуры зарубежных стран. Фукудзава.показал несостоятель­ность феодальной идеологии. Огромное значение имела его педагогическая деятельность. Исключительную популярность завоевала «Школа Фукудзава», в дальнейшем преобразованная в университет.

Ярким представителем левого крыла японского просвети­тельства был Темин Наказ (1847—1901). После трехлетнего пре­бывания во Франции он стал горячим сторонником идей Руссо и французских энциклопедистов. В созданную и возглавленную им «Школу французской науки» съезжались учащиеся со всей Японии. Большой отзвук имела публицистическая деятельность Накаэ — убежденного демократа, предшественника японских социалистов.

Составной частью буржуазных реформ была перестройка об­разования. Согласно закону 1872 г. о просвещении Япония была разделена на восемь округов, в каждом,из которых создавался университет. Университетский округ делился на 32 района, в каждом районе было открыто по одной средней и по 210 на­чальных школ. Четырехлетнее (с 1907 г. — шестилетнее) обуче­ние стало обязательным.

В дальнейшем появились новые университеты и технические институты (государственные и частные). В 1879 г. в Токио бы­ла основана Академия наук.

Школьное образование ставило своей целью воспитать подра­стающее поколение в духе безграничной преданности импера­торской власти и существующему строю. Во всех начальных школах преподавался курс морального воспитания и этики (сю-син). Специальный «Императорский рескрипт о народном вос­питании», изданный в 1890 г., повелевал воспитывать народ в синтоистском и конфуцианском духе. «Наши подданные, — го­ворилось в этом примечательном документе, — объединенные верноподданностью и сыновней почтительностью, из поколения в поколение пребывали в гармонии. Вот в чем незыблемость на­шей империи, в этом же лежат истоки нашего образования.

Подданные, будьте почтительны к вашим родителям, преданы вашим братьям и сестрам, будьте гармоничны, как супруги, верны, как друзья, живите в скромности и умеренности. Будьте милосердны, почитайте науки и совершенствуйтесь в искус­ствах — и тем самым вы разовьете интеллектуальные черты и усовершенствуете ваши моральные силы».

Все служило насаждению верноподданнического духа. Даже школьный завтрак — белый рис в квадратной коробочке с вы­ложенным на нем маринованными сливами красным кругом солнца — напоминал национальный флаг.

Развитие японской культуры убедительно подтверждает из­вестное положение В. И. Ленина о двух культурах в каждой национальной культуре эксплуататорского общества*. Наряду с самурайско-феодальной культурой, культурой реакционной буржуазии развивались и элементы демократической культуры японского народа. Большое влияние на их формирование ока­зали «движение за свободу и народные права», деятельность «Общества простого народа», начавшееся социалистическое движение, такие деятели, как Темин Накаэ, Сэн Катаяма, Дэн-дзиро Котоку.

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 24, с. 120—121.

К концу XIX в. японскому читателю становятся известны луч­шие произведения западноевропейской и русской литературы. Произведения русских классиков, идеи Белинского, Добролюбо­ва, Чернышевского оказали заметное воздействие на литератур­ный процесс в Японии, вылившийся в так называемую «литера­турную революцию». В середине 80-х годов появились трактат Сёе Цубоути «О сущности романа» и программная статья Си-мэй Фтабатэй «Теория романа», призывавшие литераторов изображать реальную жизнь и внутренний мир человека. Од­новременно раздавались призывы к единству литературного и разговорного языка. Эти принципы были воплощены в романе Фтабатэй «Плывущее облако».

Один из крупнейших японских писателей того времени, Рока Токутоми, приобрел известность социальными романами, осуж­давшими феодальные пережитки в общественных и семейных отношениях («Куросиво», «Лучше не жить»). На его литературную деятельность оказал большое влияние Л. Н. Толстой.

Вершиной японского критического реализма начала XX в. было творчество Тосон Симадзаки (1872—1943).

Подъем рабочего и социалистического движения нашел от­ражение в произведениях Набэ Киносйта, опубликовавшего в 1904 г. антимилитаристский роман «Огненный столп».

В поэзии «литературная революция» сопровождалась появ­лением новых стихотворных форм. Изменилось и идейное со­держание поэтических произведений. Основоположник японской прогрессивной и демократической поэзии Такуббку Исикава (1885—1912) с большим уважением относился к зародившемуся в Японии социалистическому движению. Пользовались успехом стихи поэтессы Акикб Есано, обличавшие милитаризм и соци­альную несправедливость. Вот ее небольшое стихотворение «Чу­десный город»:

Город, где солдат не увидишь на улице,

Где ии ростовщиков, ни церквей, ни сыщиков,

Где свободна женщина и уважаема,

Где расцвет культуры, где каждый трудится,

О, как ты не похож на хваленый наш Токио.

Европеизация отразилась и на театральной жизни. Приобрел популярность первоначально созданный любителями, а затем ставший профессиональным театр симпа. В нем ставились пье­сы с современной тематикой. В 1906 г. возникла труппа «Лите­ратурно-художественного общества», а в 1909 г. — «Свободный театр», ставившие пьесы Шекспира, Ибсена, Горького. Одновре­менно продолжали развиваться и традиционные театральные жанры, особенно театр кабуки.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)