|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Представление о мире‑ Ты будешь драться? ‑ строго спросила я внука, пресекая его попытки подраться, побороться со мной. ‑ Ты еще будешь драться? ‑ возмутилась я. ‑ Буду! Давай! ‑ радостно, со светлым лицом ответил он мне, поняв мои слова как приглашение, как предложение вместе, радостно ‑ подраться! Ребенок изначально не слышит в словах критики и непринятия. Он слышит в словах предложение совместной игры. Мир для него добр, и люди в этом мире добры. И все хотят с ним играть. И он сам открыт миру и людям. Он подходит к людям с таким открытым лицом, распахнутым взглядом, он улыбается каждому человеку, потому что для него все ‑ хорошие, все ‑ часть его светлого мира. Он протягивает руку к тому, что хочет, и берет то, что хочет, и в ответ ему улыбаются. Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей ‑ радость и счастье. Виктор Гюго Ребенок не сомневается в том, что весь этот мир ‑ для него. И его уверенность срабатывает ‑ ему постоянно что‑то дают. Его угощают яблоком, апельсином или конфетой. Люди сами хотят ему что‑то дать ‑ ни за что, не за то, что он что‑то хорошее сделал, чего‑то достиг. Просто потому, что он такой. Радостный, открытый, светлый человечек. И он мог бы так и жить ‑ в позитивном отношении к миру, в ощущении себя хозяином этого мира, ‑ если бы мы, взрослые, не рассказали ему, что все вокруг устроено совсем не так. Что не так уж добр этот мир. Не так уж справедлив. Что все ‑ наоборот! Закладка представлений ребенка о мире, в который он попадает при рождении, начинается еще во внутриутробном возрасте. Отношение мамы к миру, вибрации ее мыслей, чувства, которые она переживает, создают у ребенка либо радостное ожидание выхода в добрый мир, где его ждут, либо ребенок уже напряжен, как и мама, в напряженном теле которой он находится, и уже боится этого мира, и полон тревожных ожиданий, как она или люди, которые ее окружают. Я хорошо помню, как дочь, которая ждала появления своего сына, положив руки на живот, разговаривала с ним, рассказывая ему, как тут интересно, как здорово ему будет, когда он явится в этот мир, о том, как мы все ждем его. Она рассказывала ему о мире, о людях, которые его ждут. И он всегда в такие мгновения замирал, как бы слушая ее. А он действительно слушал ее! И слушал вечерами музыку, которую она ставила специально для него, красивую, плавную музыку для малышей. И потом, уже родившись, услышав ее однажды, он просто замер и лежал так, молчком, слушая. И мы поняли ‑ он ее узнал… Если родители не запугивают ребенка еще до его рождения, он выходит в этот мир смело ‑ как в свой, добрый мир, для него предназначенный, в котором он ‑ хозяин. И если взрослые разрешают ему свободное исследование мира ‑ мир ребенка наполняется красками, запахами, цветом, вкусом. Мир становится ярким, живым, интересным, колоритным. Если родители еще и поощряют его интерес к миру, побуждая его к знакомству с ним, к исследованию его, ребенок становится смелым, самостоятельным. Он чувствует себя уверенно в мире, который его окружает. И ощущает окружающий мир добрым, принимающим его. Но родители, которые все знают, знают об опасности этого мира, о микробах и болезнях, о ямах и углах, как могут они позволить ребенку свободно исследовать мир? Родители, с их тревожными и часто негативными представлениями об опасном мире, в котором детей воруют, насилуют маньяки, расчленяют на органы, ‑ как могут они отпустить ребенка в этот страшный мир? И начинаются ограничения. Туда не ходи. Сюда не ходи. Там страшно. Там опасно. Там Баба Яга. Там Кощей Бессмертный. Там ‑ Бабайка, или Бабай! (Никто его, правда, не видел, и кто это такой ‑ никто не знает! Это то, чем просто пугают детей, чтобы отбить их интерес к свободному исследованию мира!) Так ребенок и узнает, что мир, который его окружает, ‑ враждебный и страшный. Если родители все же позволяют ребенку свободное перемещение в новом для него мире, следя при этом на расстоянии за его безопасностью, и говоря ему «нет», «нельзя» только в случае необходимости ‑ у этого ребенка будет формироваться чувство уверенности, свободы, независимости, интереса к окружающему миру. Ребенок будет чувствовать себя в нем хозяином. И это модель его будущего поведения в жизни. Если родительские запреты редки, разумны и появляются в ситуациях, в которых они действительно необходимы, ‑ ребенок постепенно привыкает к тому, что есть ограничения в общении с предметами, которые могут быть опасны, но сохраняет при этом свободу и уверенность. И мир остается добрым, не опасным. Так начинается закладка представления о мире ‑ из первого опыта исследования мира. Потом мы продолжаем по каплям, по крупицам вкладывать в ребенка знания о мире. ‑ Вот в детском саду‑то так не побалуешься… Постоишь там в углу… ‑ Подожди, пойдешь в школу, там с тобой быстро разберутся… Там тебе покажут… Как‑то незаметно для нас самих мы даем ребенку представление о враждебности мира. О его опасности. В этом нам очень помогают средства массовой информации, телевидение, где с каждого канала звучит информация о сложностях, опасностях этого мира. Современные дети получают поток негативной информации о мире из агрессивных компьютерных игр, из ужасных даже по своему изобразительному ряду (не говоря уже о содержании!) мультиков. (Интересно, показывают ли их изготовители свою продукцию своим детям?!) Я заметила, как изменилось отношение моего внука к миру, когда он начал смотреть мультфильмы, начал играть в простейшие компьютерные игры. До этого в наших совместных играх, когда мы играли в машинки ‑ все были друзья. ‑ Друг, ‑ говорил он, обращаясь к моей машинке, ‑ догоняй меня… Друг, смотри, как я быстро еду. И когда мы играли в солдатиков или разыгрывали сценки, держа в руках человечков, звучало все то же: ‑ Друг, держи меня… Друг, не падай, сейчас я тебя подниму… Как‑то, вернувшись из гостей, где он наигрался вволю в компьютерную игру, он, играя со мной, начал «убивать» моего солдатика и на мое: «Зачем ты убиваешь, он же хороший!» ‑ ответил уверенно: ‑ Он плохой. Он не наш. А не наших надо убивать. Он уже узнал о делении людей на «наших» и «не наших» и о том, что «не наших» надо обязательно убить. И меня поразило, как быстро он об этом узнал и принял это за правду. Чуть позднее я наблюдала в поезде, как две очаровательные девочки трех и семи лет играли в игрушки. Куклы, мягкие игрушки, телепузики взаимодействовали в этой игре вместе, пока одна из девочек, положив телепузика на подушку, не сказала: ‑ Давай его убьем! И они вдвоем стали убивать, забивать телепузика остальными игрушками. Я, потрясенная этой сценой, даже слова не могла промолвить. Другая девочка предложила: ‑ А давай убьем зайку! И они убили, забили зайку. И уже приготовились убивать мишку, как я с отчаянием крикнула: ‑ Зачем же вы их убиваете? ‑ Они плохие, ‑ ответила одна из них. И добавила категорично: ‑ Плохих надо убивать! Чуть позже, когда родители дали им альбом и фломастеры и дети начали рисовать, ситуация повторилась, пожалуй, стала еще страшнее. ‑ Смотри, какой он страшный, смотри, он кусается! Смотри, сколько крови! Смотри, сколько крови! ‑ приговаривала одна девочка, и вторая, оставив свой рисунок, начала помогать ей рисовать на листе разводы ‑ потоки крови. Потом вернулась к своему листу, на котором рисовала какого‑то страшилу и тоже приговаривала при этом: ‑ Он сейчас тебя убьет! Смотри, какие у него зубы! Смотри, какой он страшенный!… Я, пораженная, смотрела на их рисунки, слушала их слова, полные неприкрытой агрессии, и думала: откуда в таких маленьких детях столько агрессии, ненависти? И как вообще противоестественны такие проявления у маленьких и чистых детей! Но они ‑ уже заряжены ими. Я смотрела на их родителей, милых, интеллигентных людей, стоящих в проходе вагона и о чем‑то спокойно разговаривающих. И думала: это даже не семья вложила в них. Эти дети просто растут в представлениях об этом мире как о мире насилия… И к какой агрессии, к каким последствиям всех нас это приведет? Представления, что мир зол, что мир полон опасностей, прочно живут в наших умах, как правда жизни. Мы сами живем этими представлениями и транслируем их нашим детям. И конца и края им не будет, пока мы их не отменим и не перестанем транслировать. Мы живем представлениями, что этот мир ограничен и беден, что он не для всех, что в нем всегда чего‑то не хватает, что он несправедлив. И эти представления мы тоже, даже не замечая этого, транслируем своим детям. Однажды, находясь в лагере духовного творчества, который располагался в лесу, я стала свидетелем удивительного разговора. ‑ Неудачники мы с тобой, ‑ говорил совсем еще нестарый мужчина своему пяти‑шестилетнему внуку… ‑ Нам с тобой вечно всего не хватает… Вчера нам обеда нормального не хватило… Так всегда в этом мире ‑ кому‑то все, кому‑то ничего!… ‑ сказал он обреченно. Дедушка говорил это внуку, совершенно убежденный, что так оно и есть. Он, приведя ребенка в кухню на завтрак, застал полное отсутствие этого завтрака. Все уже кончилось. И я, услышав его речь, остановилась: это же надо такое говорить ребенку! «Неудачники мы с тобой!… Так всегда в этом мире…» И на основании чего дедушка так убежденно транслировал ребенку эту информацию о себе и о нем самом, который до сих пор не знал, что он ‑ неудачник, а теперь ‑ будет знать! И о мире, как мире несправедливости, в котором кого‑то обделяют! Он сделал этот вывод на основании того, что им не хватило завтрака! Завтрака, который начинался с восьми утра и который всегда был изобильным и разнообразным! Меня всегда просто поражало, как можно это изобилие создавать в условиях леса, готовя пищу на костре! Всегда на завтрак было два вида каш, и блинчики, и сгущенка, и варенье, и бутерброды с сыром и с маслом, и печенье, и вафли, и какао, и чай. И обед удивлял разнообразием ‑ несколько видов салатов, несколько видов гарниров и огромный котел супа. И даже торты нескольких видов умудрялись делать работники этой импровизированной кухни в походных условиях! И я, каждый раз приходя на кухню, испытывала такое удивительное ощущение изобилия мира! Доброты этого мира, заботы его обо мне, когда я, не думая о том, как мне самой приготовить пищу, могу прийти и выбрать себе разное, вкусное, попахивающее дымком питание! И мне всегда всего хватало! Потому что я рано вставала и заставала это удивительное изобилие. А дедушка, появлявшийся на завтрак в одиннадцатом часу или под конец обеда, ‑ заставал пустоту. И делал вывод: «Неудачники мы. Нам всегда не хватает! Так всегда в этом мире…» Но именно так мы часто и делаем ‑ мы рассказываем нашим детям о нехватке, о несправедливости. Но рассказываем ли мы им, что мир добр, и справедлив, и изобилен? Что тебе в нем всегда всего хватит, если ты будешь вовремя в нужном месте? Что этот мир ‑ для тебя. Что ты ‑ его хозяин? Думаю, у многих, читающих эти строки, удивленно поднимаются брови: а что ‑ это так? К сожалению, их родители тоже не рассказали своим детям об этом… Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |