|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Слушайте и наблюдайте
Кому-то из великих принадлежит мысль: человеку дано всего два года, чтобы научиться говорить, и целая жизнь, чтобы научиться слушать. Журналисту, как, врачу, психологу, следователю, нужно уметь слушать. Упомянутая выше Барбара Уолтерс в своей книге пишет так: «Именно слушайте, а не делайте вид, что слушаете. Начинающие репортеры так нервничают, что сидят, уткнувшись в свои вопросы, и даже не поднимают глаз на собеседника. Это может привести к курьезам. Не услышав ответа, можно попасть впросак, продолжая задавать вопросы по заранее подготовленному списку: — Я знаю, что вы женаты шесть лет. Как поживает ваша жена? — Я убил ее на прошлой неделе. — Рад слышать это. А как дети?» Журналист должен всяческими способами показывать собеседнику, что он его внимательно слушает: обращаться за советом, кивать, использовать междометия типа «угу», «ага», поддакивать, живо реагировать на то, что еще говорит интервьюируемый: удивляться, возмущаться, сомневаться и т. п. Очень важно слушать не только, ЧТО говорит собеседник, но и КАК он это говорит. Слушать не только слова, но и интонацию. Голос может быть насмешливым и робким, заискивающим и надменным, безжизненным и механическим... «Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет» и только один способ это написать», — сказал Бернард Шоу. Знаете ли вы, что в живой речи слова несут... всего 7% информации, 38 приходится на интонацию, а 55— на мимику и жесты? Анекдотичное «не слышу без очков» не так уж далеко от истины. Язык жестов, утверждает психиатр Дж. Руш, включает в себя до 700 тыс. различных сигналов. Сравните: четырехтомный академический «Словарь русского языка» содержит немногим более 80 тыс. слов! Поэтому даже когда журналист добывает информацию главным образом с помощью интервью, без наблюдения ему не обойтись. На что же, как правило, обращают внимание журналисты во время беседы? Важны внешность, манеры, привычки, поведение человека, позы, жесты, черты лица, выражение глаз, мимика, голос, осанка, походка... Помните, что жест психологически согласуется не со словом, а с мыслью и эмоциями. Человек может говорить одно, а думать другое, и журналисту важно научиться распознавать по жестам истинные намерения, понять состояние души в этот момент. Ваш собеседник коснулся пальцем или рукой рта — возможно, он сказал неправду или жалеет о последних словах, которые у него вырвались. Вертикальные жесты, как правило, носят утвердительный характер, а горизонтальные выражают отрицание (но в некоторых странах наоборот. В Болгарии, например, когда человек кивает, это означает «нет», а когда качает головой из стороны в сторону— «да»). По мимике лица, позе или движениям рук (жестам) мы можем определить, насторожен ли человек, доверяет ли нам, раздражен или удивлен, насмехается или лукавит. Как же этому научиться, спросит любознательный читатель? Так же, как и чему-либо другому. Нужно желание, нужны знания, нужна тренировка. Определенные знания можно получить, прочитав литературу по физиогномике и кинесике. Для начала, к примеру, книжку Аллана Пиза «Язык жестов» и иллюстрированное издание, которое так и называется «Читать человека как книгу: Мимика. Жест. Поза. Почерк». Помните картину Репина «Запорожцы», на которой изображены запорожские казаки, которые пишут письмо турецкому султану? На лицах этих Казаков можно увидеть целую гамму радости и смеха. Известный в дореволюционной России исследователь профессор И. А. Сикорский, анализируя мимику изображенных Репиным казаков, показал, что художник на картине представил следующие виды смеха: 1. Тонкая улыбка; 2. Вульгарная улыбка; 3. Простодушный смех; 4. Развеселый смех; 5. Зубоскальный смех; 6. Здоровый смех (у толстяка — здорового субъекта); 7. Дюжий смех, готовый вылиться в добрую потасовку; 8. Глупый смех (дегенерат с малой головой и оттопыренными ушами); 9. Простоватый смех (у недалекого, дебелого субъекта); 10. Добродушное отношение к данному событию; 11. Саркастическая улыбка; 12. Тонкая ирония (у субъекта с умом); 13. Ехидная улыбочка (у человека «себе на уме»); 14. Улыбается разиня. Попробуйте достать цветную репродукцию этой картины, внимательно рассмотреть ее, увидеть названные выше мимические выражения радости, сверяясь с иллюстрацией, приведенной в этой книге. (На нашей иллюстрации цифры соответствуют цифрам в тексте). Приучите себя наблюдать за манерами и поведением людей, где бы то ни было: на автобусной остановке, на дружеской вечеринке, на школьном собрании, на дискотеке, в парке... Какое выражение лица у этой девушки? Она удивлена? В чем это выражается? Найдите точные слова, чтобы описать ее удивление. Поначалу придется делать над собой усилие, напоминать себе о том, что нужно наблюдать, отмечать штрихи и детали. Но чем чаще вы будете «тренироваться», тем быстрее это занятие войдет в привычку и вы автоматически будете все подмечать. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |