|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Слово — не воробей
Следующие несколько заданий прольют бальзам на души тех, для кого журналистика привлекательна, прежде всего, собственно писательством. Речь пойдет о языке и стиле, о литературном мастерстве. Давайте поэкспериментируем! Задание 1. «Сказка». Я почти не встречала людей, кто не любил бы и не перечитывал сказки. И знаю многих, кто любит их сочинять. Ваша задача — «переписать» любую известную сказку (например, «Красную шапочку» или «Серую шейку»), используя разные функциональные стили: научный, деловой, разговорный, газетно-публицистический. Задание 2. «Фраза-картинка». В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах — репортаже, например — журналист просто обязан создать так называемый «эффект присутствия», показав, как происходило событие, таким образом, чтобы у читателя создалось впечатление, что он сам там присутствовал. Чтобы было понятно, чем отличается «рассказать» от «показать», приведу пример. Можно написать «Он рассердился», и тогда читателю ничего не остается, как поверить вашему сообщению-рассказу. А можно написать иначе: «Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул». И любой читатель сразу представит себе эту сцену и, естественно, сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание заключается в следующем — «показать» фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО. Задание 3. «Реплики». Это задание тесно связано с предыдущим. Ведь показать можно и с помощью диалога. Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ. Задание 4. «Жесты и мимика». Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили. (Помните: «Что ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня?») Сколько определений вы можете написать к словосочетанию «выражение глаз»? Пять? Десять? Двадцать? А насколько хватит вашего словарного запаса, чтобы описать жесты человека (телодвижения, преимущественно рукой)? Задание 5. «Вкусные слова...» Что значит «хороший запах»? Попробуйте объяснить конкретно, что это такое. А вот если выбрать точные, конкретные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый запах. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ. Задание 6. «Ассоциации». Ассоциация — это связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями, благодаря которой одно вызывает другое, так или иначе с ним связанное. Слова вызывают различные представления, мысли, чувства, которые основаны на сложной системе взаимоотношений, на нашем прошлом опыте, они подталкивают наше воображение. Ваша задача будет состоять в следующем. Вам предлагаются тройки слов, на первый взгляд, абсолютно не связанных друг с другом. Вы же должны написать осмысленную фразу, в которой были бы все три слова. Это задание кажется бессмысленным и невыполнимым. На самом деле, если постараться, все получится, а заодно вы научитесь делать мостики — связки в своих будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой. Готовы? Вот слова, которые нужно соединить в одной фразе. УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ. ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН. ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС. СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН. Задание 7. «Первая фраза». Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Ибо если ты не смог привлечь внимание читателя, слушателя, зрителя в момент контакта — пиши пропало. Попробуйте и вы написать 56 первых фраз к еще не написанным своим материалам. Главное требование — фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Для первого раза заданий, видимо, больше чем достаточно. Я бы посоветовала выполнять их после того, как прочтете эту книгу, особенно раздел «Журналистика и журналисты». Если же вдруг кто-то вошел во вкус и все сделал, полагаю, тот в состоянии придумать себе новые задания и готов показать свое творчество и в редакциях, и на факультете журналистики, если таковой имеется в вашем городе, и в студиях юнкоров. Дерзайте, удачи вам! А напоследок сравните с вашим списком эпитеты к слову ПЕСНЯ: бесконечная, беззаботная, бурная, беспечная, задорная, звонкая, задушевная, задумчивая, заунывная, залихватская, жалостная, напевная, душещипательная, лихая, грустная, горестная, ладная, меланхолическая, молодецкая, наивная, нежная, печальная, пламенная, развеселая, разухабистая, тревожная, трогательная, чарующая, хвалебная, унылая, торжественная, томная, сердечная, страстная, самобытная, сладкая, мучительно-грустная.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |