АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знай, на что смотреть

Читайте также:
  1. Вредный совет №2. «Как смотреть в аудиторию. Контакт глаз»
  2. Дать понятие о крупности продуктов дробления и измельчения. Как производится исчисление крупности. Рассмотреть методику определения гранулометрического состава продуктов.
  3. Дело Штукатурова – ПКС по делу Штукатурова посмотреть (о рассмотрении дел о признании граждан недееспособными – положения ГПК оспаривались)
  4. И немного напоминало дом. Примечательным было окно в потолке: можно лежать и смотреть на небо и на звезды.
  5. Когда тебе это стало ясно, знай, я тебе упомяну то, что до меня дошло от передачи алимов в этом бабе, и их расхождение в некоторых ответах.
  6. Кстати, Самаэль специально для меня воссоздал их разговор в кабинете того дня, обрывки которого я случайно услышала (и не надо так на меня смотреть - я не подслушивала... почти).
  7. Луна и Солнце это основное ядро личности поэтому их надо рассмотреть в первую очередь.
  8. Методика 2. «Узнай, кто это»
  9. Можно ли «смотреть» на женщин?
  10. О том, что желающий пасти словесное стадо Христово прежде должен разсмотреть и с точностию изследовать себя самого и свое состояние, и тогда уже браться учить других.
  11. Он соскочил с кровати. Я увидела, что он полностью обнажен, и засмущалась. Его тело было великолепно, хотелось смотреть на него, любоваться прекрасными пропорциями.

 

Итак, наблюдение — это второй метод сбора инфор­мации в журналистике. Наблюдение в журналистике (или социологии, психологии) — это преднамеренное непосредственное восприятие предметов и объек­тов действительности в отличие от обыденного, не­произвольного наблюдения, с помощью которого каждый человек получает информацию об окружаю­щем мире.

Можно услышать чей-то рассказ о том, как дела­ется мороженое. А можно самому побывать в цехе, увидеть все своими глазами и получить непосред­ственное знание о рождении любимого лакомства. В этом непосредственном знании и заключается осо­бенность наблюдения как метода сбора информации. Иногда мои студенты, возвращаясь с «задания» и про­мучившись с написанием текста по результатам на­блюдения, махали рукой и говорили: «Не получается! Ну, не наблюдательный я человек, что делать...» — «Учиться! — отвечала я. — Вы учитесь культуре речи, а почему нельзя учиться культуре наблюдения?!»

Голландскому астроному М. Миннарту приписы­вают фразу, которая мне очень нравится: «От вас са­мих зависит прозрение — вам стоит лишь дотронуть­ся до своих глаз магическим жезлом под названием "Знай, на что смотреть"».

Вот это «на что смотреть» — и есть постановка за­дачи. Какие же задачи решают с помощью метода на­блюдения? Во-первых, это сбор первичной информа­ции (например, чтобы написать репортаж о событии). Во-вторых, это проверка журналистской гипотезы либо информации, полученной другим способом (по­мните, как Анатолий Рубинов от начальника услы­шал, что никаких проблем со сдачей пустых бутылок нет, а наблюдение показало прямо противоположную картину).

Представьте себе, что вам нужно подготовить ре­портаж с празднования Дня Победы. Вам нужно по­казать это событие так, чтобы читатели или зрители (второе — легче, на телевидении зрительный ряд и звук) с вашей помощью побывали на этом праздни­ке, почувствовали его атмосферу, увидели, где, что и как происходило.

Значит, придется подготовиться: узнать, где, в ко­тором часу и как долго будут проходить мероприятия и какие, будет ли проходить колонна ветеранов, бу­дут ли парад или показательные выступления воинов-десантников, концерты, благотворительные мероприятия и т. д.

Нужно привлечь свой прошлый опыт, постарать­ся вспомнить, а как это было год, два назад? Что яр­кого и запоминающегося осталось в памяти? Какие ощущения и чувства были у вас, ваших знакомых, родителей?.. Вам нужны будут детали и подробнос­ти — наметьте, на что обратить внимание: как одеты ветераны, какие транспаранты и лозунги будут в колоннах. Обязательно попасть туда, где встретятся од­нополчане — целый мир человеческих чувств! День Победы — семейный праздник, в толпе вы отыщете папу, маму, бабушку, дедушку, прадедушку и прав­нучку...

Известный публицист Джеймс Дж. Килпатрик отмечал: «Хочу заметить, что человек научится хорошо писать, если создаст нечто похожее на бабушкин чердак. Он должен коллекционировать слова, фразы, об­разы; собирать цвета, запахи, звуки, движения, каче­ства; культивировать в себе особое восприятие обыденных вещей: спущенной шины, перегоревшей лампочки, разорванного кружева, оброненной запис­ки, последнего удара судьбы, чувства тошноты у чело­века, окончательно выбившегося из сил... Мы накап­ливаем эти кусочки и обрывки, зная, что когда-нибудь они нам пригодятся».

Анализ творческого опыта журналистов говорит о том, что регистрация наблюдений имеет очень инди­видуальный характер. В блокнотах журналистов мож­но найти записи всякого рода — описательные, эмо­циональные, оценочные выражения, меткие словечки, аналогии, истолкования... Начинающим журналистам обычно советуют записывать все точно и подробно с тем, чтобы впоследствии можно было передать ощу­щения, впечатления, рассказать о мелочах, которые придают достоверность и создают «эффект присут­ствия».

Хочу предложить вам небольшой отрывок из ре­портажа Михаила Кольцова «Мертвая петля». Репор­таж написан в 1929 г. о летчиках Красной Армии. Ос­новной метод сбора информации — невключенное наблюдение (о том, что такое включенное наблюдение и какие виды наблюдений бывают, мы поговорим чуть ниже). В блестящий текст Кольцова я вставлю небольшие пояснения в скобках.

«— Давайте садиться. Программа, как услови­лись?

— Так точно. Несколько переворотов, затем три петли и, наконец, штопор. Давайте привязы­ваться.

[...] В пустом поле летчик Смирдин серьезно, как молитву, совершает простой и важный обряд привязывания. Кругом поясаодин раз и на­крест, через плечи,два раза. Все замыкается в одной не очень надежной застежке на груди, (детали)

— Попробуйте приподняться.

— Не могу.

— Еще раз, изо всех сил.

— И сейчас не могу.

— Значит, хорошо. Только не заденьте застежку. Она отпирается разом, и тогда вы...

Он смеется, и сам подвязывается на заднем си­денье. (...) На боевой машине летающий укрыт только до середины своего тела. Голова, плечи, руки свободны (детали). Они отданы воздуху. Вот можно перекинуть руки через борта и опустить их в волны воздушного океана. Как будто на реч­ной байдарке — чуть перегнулся и зачерпнул ру­кой воды (аналогии по ассоциации). (...)

Аппарат неистово взял вверх. Тут в военной обстановке не полагается долгих сроков для наби­рания высоты. Стрелка на альтиметре рвется к цифре 1000 (детали). Здесь у меня все приборы и рычаги — самолет с двойным управлением, и лет­чик уступил свое переднее место. Можно было бы приучаться к управлению... Но никогда еще аппа­рат так резко не шел вверх.

Точно автомобиль на очень крутую гору, ког­да даже слегка запрокидывает назад (аналогия).

Нет, не слегка. Что-то уж очень круто. Как буд­то на стену. Где это, кажется, в цирке автомо­биль с разбегу взбегал почти вертикально (при­влечение прошлого опыта, чтобы читатель мог представить ощущения журналиста)? И...

Дальше происходит нечто сумасшедшее. Звук мотора разом переходит в визгливую истеричную ноту и на ней обрывается. Вместо негодикий свист ветра в ушах (детали, подробности точное воспроизведение звуковых ощущений).

Правое крыло падает вниз, и я вместе с ним, на бок, вниз головой.

На одно мгновение проносится перед глазами крыло левое. На миг в одном кинокадре мелькает далекая земля. Но почему-то над головой (детали; обратите внимание, как связаны три слова — мгновение, миг, кинокадр: все мелькает, как в кино).

Еще несколько мгновений почти полной поте­ри сознания и ощущений. Это можно сравнить только с тем, как отец в детстве подымал от земли и колесом переворачивал вокруг оси. Но то было быстро, а этонескончаемо долго и мучи­тельно непонятно. И не на полметра, а на тыся­чу метров от земли. И без точки опоры. Просто большой кусок металла с двумя привязанными людьми кувыркается в воздухе, в одном километ­ре от поверхности, по которой полагается хо­дить человеку (передача ощущений через ассоци­ации, сравнения)...»

Как я уже сказала, этот репортаж появился благо­даря методу невключенного наблюдения. В зависимо­сти от степени участия журналиста в исследуемой си­туации наблюдение может быть включенным, когда журналист является активным участником ситуации (например, является членом экспедиции и у него есть свои обязанности, как у рядового участника этой эк­спедиции), и невключенным, когда журналист являет­ся заинтересованным свидетелем события или ситу­ации (например, отправляясь вместе с бригадой скорой помощи на вызовы).

Одной из разновидностей включенного наблюде­ния является «смена профессии» (вы, наверное, слы­шали такое выражение — «журналист меняет про­фессию»). У того же Кольцова есть знаменитый репортаж «Три дня в такси». Став на несколько дней таксистом, Кольцов смог получить информацию, не поддающуюся стороннему наблюдению.

В зависимости от позиции наблюдателя различают открытое и скрытое наблюдение. При открытом на­блюдении журналист не скрывает своего присут­ствия, цели и содержания работы. При скрытом до поры до времени он не сообщает об истинной цели своего расследования и работы.

Интуиция, емкое воображение, четкий отбор чу­жих восприятий, общий уровень развития самого журналиста, исходная творческая установка — все это помогает эффективно использовать наблюдение в журналистике.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)