Трубач и змеи
На другой вечер Беня Сон повел меня к человеку, который мог мне помочь овладеть протоиранским язы- ком. Господин Сон сказал, что этого человека зовут Клеанф и что он обитает в трущобах.
На этот раз в свете редких фонарей город показал- ся мне еще более причудливым, чем вчера. На площа- дях горели костры, бросавшие мечущиеся тени на до- ма и глухие ограды. Тут и там гулко звенели колокола и раздавались протяжные распевы, полные тоски и томления. Около часа мы шли по городу, проходя через толпы попрошаек, танцоров, ораторов и демон- странтов.
Наконец, мы подошли к полуразрушенному дому, откуда выскочило несколько свирепейшего вида псов, приветствовавших нас оглушительным лаем. Беня Сон утихомирил их одним лишь жестом, после чего мы во- шли в пролом стены и начали продвигаться в глубь строения по шатким мосткам, изредка перепрыгивая через ямы и обходя нагромождения отбросов на на- шем пути. Потом мы долго спускались по узкой лестни- це почти в полной темноте. Собаки, тихонько скуля, шли за нами следом. В тусклом свете, проникающем в помещение из дыр в крыше и стенах, мы видели ше- велящиеся тени, слышали шепот и вскрики, но были ли это люди или какие-то другие существа, невозможно
было разобрать. Темнота сгущалась, и двигаться ста- новилось все труднее. Спуск закончился.
Внезапно ударил тонкий луч света, зазвучала му- зыка, пространство раздвинулось, и перед нами ока- залась группа людей, сидящая кругом в арочном зале, похожем на амфитеатр. Сидящие были обнажены по пояс, грудь, шея и туловища их были окольцованы ши- пящими змеями. Содрогнувшись от ужаса, я не знал, бежать мне или ждать развития событий. Взглянув краем глаз на спокойно стоявшего рядом Беню Сна, я собрал все свое мужество и не тронулся с места.
Перед нами вдруг появился молодой человек с блед- ным отрешенным лицом, игравший на трубе, который стал медленно ходить внутри круга. Мы с Беней Сном уселись рядом с другими. Собаки также уселись и уста- вились на трубача. Я не знаю, что он такое играл. Мы ведь пришли, когда игра уже началась. Сначала я слы- шал хрипы и вздохи, потом я перестал слышать какие- либо звуки, но почувствовал, что меня окольцовывает огромная змея. Жуткое шипение ее раздавалось у са- мого уха. Я сидел неподвижно. Страх исчез. Я слышал, как из меня уходит все наносное; мое тело и обвившая его змея были вне меня - мною остался лишь стер- жень, голый и гладкий, как меч. Я за него не боялся, ос- тальное меня не интересовало.
Раньше мне не раз доводилось слушать музыку, и каждый раз я мог только какое-то время следовать за ней. После этого я ее терял, а потом снова ловил ее и плыл вместе с нею, и так снова и снова. Тут же в по- лутемном арочном зале мой внутренний стержень и был этой музыкой: мы были с ней одним, и я из нее не выпадал. Всякая длительность исчезла, вместо нее
Небесные селения
99 Архипелаг Макам
была чистая пластика, и эта пластика была мною. Мое «Я» гнулось, тянулось, скользило, поднималось и опус- калось. Вселенная была мной, и у нее не было множе- ственности. Это был чистый поток реальности.
Я очнулся на улице, у меня слегка кружилась го- лова. Нас окружали четыре знакомые собаки, как мне казалось, смотревшие на меня заботливыми глазами. Рядом со мной был Беня Сон, который что-то мне го- ворил. Я запомнил некоторые его слова: «Миф - это рассказ об истинном событии или переживание его. Богами являются Озирис и Зевс, а намеком на них служат жук, змей и коршун. Реальность безобразна, а символ иносказателен. Нужно изощрить свой дух до предела и сделать шаг от символа к реальности. Это сейчас и случилось». Я понимал Беню Сна, одна- ко понять, что мне сказал Клеанф, игравший на трубе и усмирявший змей, и что со мной произошло, я еще не был способен. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | Поиск по сайту:
|