АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Посещение Евсегола

Читайте также:
  1. День: Посещение пещерного города Уплисцихе с заездом в Мцхету – древнюю столицу
  2. Закаливающие процедуры. Посещение бассейна. Посещение сауны. Купание в проруби.
  3. Обзорная на автобусе и посещение собора Уппсала
  4. Обзорная экскурсия на автобусе с посещением дворца Дроттнингхольм
  5. Обзорная экскурсия по Стокгольму и посещение Королевского Дворца
  6. Посещение ангела
  7. Посещение Валаамского монастыря
  8. Посещение военнослужащих
  9. Посещение греческой усадьбы в традиционной деревушке.
  10. Посещение музеев, выставок
  11. ПОСЕЩЕНИЕ НЕДЖЕФА

Общество схимников, собравшееся вокруг своего
патриарха Евсегола, обитало в пещерах в горах Тала-
хара, невзирая на неудобства, и проводило время в со-
зерцаниях и пьянстве. Поговаривали, что время от вре-
мени камни падали на них с потолка их пещер.

Избранная публика из Тахарата, художники, фи-
лософы и литераторы, наезжала в горы из города,
чтобы лично участвовать в тайнодействиях у костра
и в темных уголках пещеры. Сам Евсегол был угрюмым


Небесные селения




Архипелаг Макам


 


мизантропом и инициатором бесконечных попоек. Он
пел под гитару мрачные песни собственного сочине-
ния и был непререкаемым знатоком алхимии и древ-
них языков. По свидетельству экспертов и среди них
Бени Сна, Евсегол нес в себе мощный сгусток духа,
а черная ругань, с которой он обрушивался на своих
посетителей, способствовала их скорейшему очище-
нию.

К нему мы и отправились с Каламом в одно пре-
красное утро.

Мы ехали в коляске на запад. Всю ночь шел дождь,
и утреннее солнце отблескивало тысячами радостных
бликов, слепивших нас из луж, от гладких полирован-
ных граней скал, мокрой травы и листьев кустарника.
На передке сидел бодрый тахаратский кучер, и коло-
кольчики на нашей коляске весело звенели. Хорьки
и тушканчики, напуганные этим звоном, пускались от
нас наутек, прятались за кусты и за камни и замирали
там, дрожа своим маленькими тельцами и полагая, что
мы их не видим.

Я ехал и думал о том, что у меня нет своего дома, но
есть Калам, Клич и ребенок, и что они - моя опора
и предмет моей любви и заботы. Позади остались
длинная и однообразная жизнь, прожитая в городе Ду-
ракине, и краткое пребывание в городе Халь, изменив-
шее мои обстоятельства. И еще - было долгое морское
путешествие из Халя в Тахарат, по важности и насы-
щенности равное всей моей прежней жизни. В Хале
мне снился город Дуракин, в Тахарате мне снился го-
род Халь, когда-нибудь мне приснится эта поездка
в горы Талахара. А пока - разворачивается путешест-


вие в горы за новыми впечатлениями, которые могут
открыть мне смысл моего пути...

На развилке, где дорога наша сворачивала, нас
обогнал экипаж, в котором сидели решительного вида
женщина и три вертлявых молодчика. Их коляска так-
же повернула в сторону гор, и я подумал, что мы с ни-
ми еще сегодня встретимся. Встретились мы через де-
сять минут, когда догнали их на горной дороге: у их
коляски отлетело колесо, но все обошлось благопо-
лучно: путники отдыхали, а их кучер ремонтировал
коляску.

Мы с Каламом вышли из экипажа и предложили им
место в нашей коляске, но они нас заверили, что в этом
нет надобности, так как ремонт уже приближался к кон-
цу. Мы познакомились: путники оказались тахаратски-
ми литераторами, а женщина решительного вида была
покровительницей наук и искусств.

Калам задал ей вопрос:

- Что вы скажете о Евсеголе? Вы ведь, кажется, то-
же направляетесь к нему?

Дама ответила тоном, исключающим возражения:

- Евсегола можно только любить - безумно, абсо-
лютно, отчаянно любить. Все остальные формы оцен-
ки и восприятия осыпаются в прах. Если вы не знаете,
что такое любовь, и не готовы умереть за нее, не езди-
те к нему.

От Тахарата до пещеры Евсегола был день пути, но
дорога в горы была извилиста и опасна. Наш кучер
знал свое дело, и лошади его слушались. Большую
часть пути мы ехали по живописному ущелью вдоль
горных речек, скал и обрывов, изредка попадая в зоны
густого тумана или оказываясь у подножья водопадов,


 

 

Небесные селения

с грохотом разбивавшихся на тысячи водяных искр.
Иногда наш путь проходил по горным плато, поросшим
густой травой и мелким кустарником, но дорога здесь
была бугристой и ухабистой. Трудности пути компен-
сировались яркими красками горных пейзажей.

Через какое-то время коляска с литераторами и ре-
шительной дамой снова нас обогнала и скрылась за по-
воротом. Быстро стемнело, но взошла большая круглая
луна, причудливо освещая окрестности. Я слышал, как
задул лунный ветер, и в ответ ожили и затрепетали ноч-
ные цветы и заросли густого кустарника вдоль дороги.
Мы подъехали к входу в пещеру и вошли в просторное
помещение, пахнущее дымом и прелью.

Посреди пещеры горел костер, справа от него на
расстеленных шкурах сидела группа людей. Тут же на-
ходились решительная дама и трое ее спутников из Та-
харата. Все были изрядно пьяны и подпевали Евсего-
лу, человеку с резким скрипучим голосом, метавшему
искры из своих полумертвых глаз, который руководил
нестройным хором, певшим что-то из пиратского ре-
пертуара:

Солнце между реями крутится едва,

Там на горизонте золотые острова.

Пенистые взрывы, черная вода,

Киль наш оплела морского бога борода.

Мы плывем вдали от всяких берегов,

Проплывая трупы затонувших облаков.

Забирайте, люди, ваши города,

А нам нужна лишь пена да соленая вода*.

* Песня Е.Головина с измененной концовкой.


I 05 Архипелаг Макам

Нам предложили крепкого питья, от которого мы не
отказались: после целого дня в тряской коляске хоте-
лось поскорей испытать некоторый «халь». Вскоре мы
уже подпевали вместе со всеми:

Забирайте, люди, ваши города,
А нам нужна лишь пена да соленая вода.
Это была нормальная пьянка, как две капли воды по-
хожая на те, участником которых мне не раз случалось
бывать в Дуракине. Стоял невообразимый гул: все гово-
рили и никто никого не слушал. Потом вскочил Евсегол
и, брызгая слюной, - трудно было в это поверить! - стал
обкладывать всех присутствующих, а заодно и отсут-
ствующих архаичным матом на натуральном русском
языке. Классический язык и экстремальная символика
обращения возымели действие на собравшихся, и вни-
мание присутствующих обратилось к оратору. Тут он
резко сменил тему и, изредка прерываемый репликами
поклонников, сказал буквально следующее:

- Господа говнюки и госпожи потаскухи. То, что
я имею вам сказать, на самом деле вам не поможет,
ибо в пространствах Большого Иллюзиона вы были,
есть и навсегда останетесь дебилами и ничтожества-
ми. Чтобы перестать ими быть, вам нужно для начала
децентрализовать ваши, с позволения сказать, мысли
и «извратить» ваши души. Нужно похоронить древо
добра и зла и раз и навсегда отказаться от дебильного
«халя» хальцев и идиотической «тахары» тахаратцев,
не говоря уж о примитивной магии «теле-еле» кудрат-
цев. Тогда может появиться что-то стоящее...

- Например?

- Например, может возникнуть глубинное броже-
ние, способное разорвать путы вашего восприятия.


Небесные селения 106

- Что случилось с нашим восприятием?

- Вы верите в фундаментальность окружающей вас
реальности и отталкиваетесь от раздробленности ва-
шей психики. Вы не видите иллюзорность того, что вы
считаете реальностью. Вас переполняет горючее ве-
щество, ответственное за вашу пассивную воспламеня-
емость по всякому поводу и за вашу безвольную цент-
робежность. В вашей пассивности и пустоте вы ведете
спровоцированную жизнь, отдаваясь любому мимолет-
ному ветру. Вы не способны на автономное желание,
свободное от хальских или тахаратских конкретиза-
ций. Вы не знаете, что такое Гранатовый ветер и ветер,
создаваемый взмахами шести крыльев Люцифера.

- Что же нам делать?

- Бунтовать - против самих себя и против Всего.
Однако, как я уже сказал, вы не способны на ради-
кальный бунт. С вами абсолютно бесполезно разго-
варивать. Поэтому я буду петь пиратские песни, и ни
одна присутствующая сволочь не посмеет на это воз-
разить.

Присутствующая сволочь раболепно смотрела на
своего пророка, медленно впитывая его глубокие мыс-
ли. Сам Евсегол взял в руки откуда-то появившуюся
гитару и, фальшивя, запел хриплым голосом очеред-
ную «евсеголовскую» песню. Закончив петь, он одним
глотком выпил стакан дешевого бренди и устало опус-
тил гитару на пол.

На обратном пути в Лингвистический Центр Калам
сообщил мне, что тахаратский этап нашей экспедиции
подходит к концу, и предложил готовиться к новому
плаванию. Он сказал, что скоро пакетбот «Саха» дол-


107 Архипелаг Макам

жен зайти в нашу бухту за провизией, он-то и повезет
нас дальше - на остров Кудрат. Слово «кудра» означа-
ло «состояние силы», и это было очень кстати, потому
что после всех событий последних дней я чувствовал
себя вконец вымотанным и опустошенным. Мне необ-
ходимо было собраться с силами. Я думал: преодолеть
себя можно, только опираясь на поднимающую нас
силу, однако Калам сказал: «Сила нам нужна для того,
чтобы еще острее почувствовать свою слабость...»

Гл а в а 5
НОВОЕ ПЛАВАНИЕ

«Летучий голландец» (Второй рассказ Туэля)

Итак, мы снова на стареньком пакетботе «Саха»,
что значит «Великодушие», и снова капитан
Фладд и старший офицер Туэль пригласили
нас на ужин. Как это было и во время нашего путеше-
ствия из Халя в Тахарат, ужин был тщательно проду-
ман и великолепно сервирован, и гвоздем вечера была
новая морская история, рассказанная Туэлем.

- Известно давно, - начал свою историю Туэль, -
что в открытом океане встречаются суда, на которых
либо вся команда и пассажиры оказываются мертвы-
ми, либо - вовсе без единого человека, но с явными
признаками стремительного бегства с них людей. Во
втором случае можно обнаружить следы поспешного
спуска шлюпок на воду и быстрой, а иногда незакон-
ченной погрузки на них всего необходимого. Без со-
мнения, команда и пассажиры этих судов пытались
спастись от внезапно надвинувшейся на них смерти.


 

 

Небесные селения

Прошлой осенью капитан кудратского корабля
«Уранг Медан» передал по радио сигнал бедствия, из-
вестив, что все офицеры его корабля уже погибли,
а сам он умирает. Когда к месту трагедии подоспели
спасатели, им уже нечего было делать - на корабле не
осталось живых. В разных местах лежали мертвые ма-
тросы и офицеры с выражением ужаса на лице. Напа-
дение пиратов исключалось, ведь на телах погибших
не было никаких увечий, а все ценности оказались на
месте.

Той же осенью возле мыса Эола были найдены две
совершенно безлюдные яхты с запасом воды, продо-
вольствия и спасательных средств. Что заставило лю-
дей столь поспешно покинуть их? И не к этой ли кате-
гории морских трагедий следует отнести случаи бес-
следного исчезновения в океане целого ряда судов?

Все эти случаи долгое время оставались загадкой,
хотя существовало несколько версий объяснения это-
го явления. Согласно одной из них, причиной несчаст-
ных случаев являлся не слышимый нашим ухом ветер
Тирей, который носится над гребнями волн штормово-
го моря. От него людей охватывает страх, переходя-
щий в ужас. В таком состоянии люди спешно спускают
на воду шлюпки и покидают корабль либо просто бро-
саются за борт, а иные находят свою смерть на палубе
корабля.

В этой связи вспоминается давний случай, которо-
му мы с капитаном Фладдом были свидетелями, когда
по окончании Морской академии служили офицерами
на фрегате «Наоми», ходившем к далеким Нольским ос-
тровам. Путь туда лежит к северу от трассы Халь-Та-


109 Архипелаг Макам

харат-Кудрат мимо Ленного мыса и Коровьей бухты,
знаменитой своими чистыми источниками и сладкими
плодами. Вообще среди островов архипелага Макам
это место известно постоянным присутствием в нем
неведомых существ, которые, дорожа его удаленнос-
тью от проторенных путей, освоили его для своих
целей.

Как-то раз, когда, миновав Коровью бухту, мы оги-
бали Ленный мыс, на нас обрушился сильный встреч-
ный ветер, поднявший на море нешуточное волнение.
Разразилась буря. Сначала - южный вихрь, потом -
ливневый обвал. Убрав паруса, мы попытались удер-
жаться от дрейфа на двух якорях, так как глубина нам
это позволяла, но скоро убедились в безнадежности
этой затеи: шквальный ветер срывал нас каждый раз
.с места.

Далее случилось событие, которое так и осталось
для нас необъясненным. Впереди по нашему курсу мы
увидели бриг «Торнадо», который на всех парусах нес-
ся нам навстречу и должен был поравняться с нами
очень скоро. Пока он несся мимо нас, я разглядел его
со всеми подробностями. На месте обычного грот-рея
на нем находились сухой рей и косой грот, который,
как и бизань судна, имел гафель и гик. Однако этот па-
рус был больших размеров, чем обычная бизань. Пе-
редняя шкаторина триселя была прикреплена к сегар-
сам, надетым на грот-мачту, по которой они двигались
вверх и вниз, а задние фордуны были поставлены на
тали. На палубе брига не было ни единого живого че-
ловека.

Неожиданно бриг исчез из виду, чему не было ника-
ких разумных объяснений, ибо он не мог просто так


 

 

Небесные селения

раствориться. Но он именно растворился в воздухе на
глазах десятка разглядывавших его людей, включая
меня. Мы решили, что его накрыла встречная волна
и он мгновенно пошел ко дну. Нужно ли говорить, что
мы почувствовали, будучи свидетелями подобного
зрелища.

Между тем ветер крепчал, раздумывать долго было
нельзя, и мы были вынуждены, вернувшись назад,
зайти в Коровью бухту, рассчитывая переждать там
непогоду. И действительно, в бухте, защищенной со
всех сторон высокими отрогами Коровьего хребта,
было безветренно и спокойно. Там уже находилось
одно судно, очевидно, тоже искавшее в ней укрытие
от непогоды. Приблизившись, мы увидели, что это ры-
бацкая шхуна «Непокорная», на палубе которой киш-
мя кишел народ. Со шхуны просигналили, что нужда-
ются в нашей помощи и высылают к нам шлюпку для
объяснения. И действительно, скоро шлюпка приби-
лась к нашему борту, и к нам на палубу поднялся ру-
мяный офицер, рассказавший, что произошло неза-
долго до этого.

Оказалось, что, когда, спасаясь от встречного ве-
тра и волн, шхуна вошла в Коровью бухту, в бухте
уже оказались три шлюпки, полные людей. Кроме то-
го, держась за доски и другие плавающие предметы,
в воде барахталось множество перепуганных людей.
Подобрав в первую очередь оказавшихся за бортом,
а затем подняв на шхуну шлюпки, капитан попытался
выяснить, что же с ними случилось.

Все, что он смог узнать от поднятых на палубу лю-
дей, это что они были членами команды и пассажира-
ми брига «Торнадо» и что, когда задул сильный ветер,


111 Архипелаг Макам

они вдруг почувствовали, что какая-то непонятная си-
ла гонит их с судна. Люди на бриге стали судорожно
спускать шлюпки и прыгать за борт, так что на бриге
скоро не осталось ни одного человека. Покинувшие
бриг были втянуты течением в Коровью бухту, где их
и подобрала рыбацкая шхуна.

По просьбе румяного офицера мы взяли часть
спасенных со шхуны людей на свое судно и своевре-
менно доставили их на Нольские острова. Бриг «Тор-
надо» стал классическим «Летучим голландцем»,
встреча с которым, согласно морскому поверию,
предвещает несчастье, но никакого несчастья с нами
не случилось. А дальнейшая судьба брига так и оста-
лась неизвестной.

Однако история на этом не закончилась. Один из
спасенных матросов рассказал позже следующую ис-
торию. Ночью перед штормом он стоял на вахте на па-
лубе и увидел, что бриг оказался в центре змеей ухо-
дящего в небо светового столба, который двигался по
поверхности моря вместе с кораблем. Внутри этого
цилиндра было светло, как днем, а само освещенное
пространство было волокнистым и пещеристым, на-
селенным бледнолицыми существами человеческого
роста. Существа эти двигались по палубе, но также
легко поднимались и опускались по воздуху, держась
за выступы и расщелины живого пространства. Каза-
лось, они передвигают какие-то невидимые предметы,
что-то из них сооружая. Матрос хотел ударить в коло-
кол и разбудить команду, но не смог пошевелиться.
Когда работа неизвестных существ на палубе была за-
кончена, световой столб растворился и матрос вышел
из транса. Он немедленно сообщил о происшествии


Небесные селения




Архипелаг Макам


 


старшему офицеру, но тот принял его рассказ за гал-
люцинацию и посоветовал ему придержать язык, что-
бы не стать посмешищем товарищей. А утром задул
резкий ветер и начался шторм, закончившийся поте-
рей брига «Торнадо».

Но и это еще не все. Другой матрос, спавший в ночь
перед штурмом в кубрике, видел необычный сон. Во
сне он стоял на вахте у грот-мачты. Неожиданно к не-
му подошел человек без кровинки в лице, похожий на
мертвеца, и спросил его: «Как ты очутился в изнанке
реальности?» Не растерявшись, моряк ответил бледно-
лицему незнакомцу: «Изнанка реальности это и есть
реальность». Тогда незнакомец ударил его в грудь
и сказал: «Скоро ты останешься без своего брига». Так
оно и случилось.

История, рассказанная Туэлем, вызвала во мне
множество реминисценций. Моряки, лишившиеся
своего судна, напомнили мне мою собственную судь-
бу. Трижды я терял свой корабль - сначала город Ду-
ракин, потом Халь, а сейчас Тахарат, - каждый раз
я успевал привязаться к своему старому пристанищу,
и каждая утрата давалась мне нелегко. Что, если когда-
нибудь, потеряв старую почву, я не обрету новой?
Слова, услышанные во сне моряком: «Скоро ты оста-
нешься без своего брига», - казались мне относящими-
ся ко мне, хотя полного смысла их я не понимал.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)